Как называется тип конфликтной личности. Конфликтная личность - демонстративный тип. Сверхточный. Поведенческие характеристики

В бракоразводных процессах не редко звучат оскорбления в адрес «бывших», в том числе и угрозы. Но так ли мы видим это на самом деле? Такой поможет найти психология.

Совсем недавно, примерно 50 лет назад на стыках многих наук, а прежде всего двух – психологии и социологии появилась конфликтология. Нельзя конечно сказать, что ранее этой науки не существовало, но как самостоятельное явление конфликтология появилась лишь в 50е годы XX века и изначально называлась «социология конфликта». Это название появилось в связи с работами А.Козера – «Функции социальных конфликтов» и Р.Дарендорфа – «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе». Далее, благодаря исследованиям Д.Рапопорта, М.Шерифа, Р.Доза, Д.Скотт и других формируется так называемая «психология конфликта». В 70 е годы возникает потребность в конфликтологических практиках, психологических тренингах, направленных на обучение поведению в конфликтном взаимодействии. Возникает методика ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), необходимая для разрешения международных конфликтов.

В исследованиях Д.Скотта, Ш.иГ.Боуэр, Г.Келмана особое место занимают методики разрешения конфликта, а в США, при разработке технологий переговоров с участием посредника – медиатора , возникают даже учебные заведения для подготовки таких специалистов. В это время становится известным Гарвардский метод «принципиальных переговоров» У.Юри и Р.Фишера.

Поскольку основной и интерес представляют именно конфликт: причины его возникновения, типы, возможные пути разрешения, то он и становится центральной темой конфликтологии. Зачастую, раньше конфликт рассматривался преимущество извне, т.е. с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации. Однако сегодня все более важным становится не это, ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта. С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности, которые ярко выделяются в группе. И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться, что из себя представляют конфликтные личности, каковы причины формирования и могут ли они адаптироваться в обществе.

Кого называют конфликтной личностью?

Для дальнейшего описания конфликтных личностей необходимо разобраться в терминологии. Конфликт (с латинского conflictus ) – это 1) Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. 2)Трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Это определения различны по категории. Первое – это определение внутреннего конфликта, а второе – конфликта межличностного. Однако известно, что это далеко не самое широкое определение конфликта, так как существуют многие другие подтипы. Но все они схожи в одном, что конфликт – это предельное обострение противоречий .

Что же говорить о личности? В.С.Мерлин дает такое определение – целостная, устойчивая индивидуально-своеобразная и социально-типическая организация сознания человека, определяющая активный творческий характер его деятельности и имеющая социальную ценность. Конфликтная же личность сама по себе предполагает наличие каких-либо противоречий в сознании или подсознании человека, которые активно или пассивно влияют на природу его поведения.

Перед тем, как типировать личности, необходимо разобраться в истоках и причинах формирования таковой.

Формирование конфликтной личности

Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих работах. З. Фрейд был первым, кто предложил рассматривать конфликт в качестве интрапсихического феномена. Он утверждал, что внешний конфликт есть результат противоречивости природы самого человека. В своих трудах он описывал конфликт преимущественно между «Я» и «Оно». «Оно» – это инстинкт, бессознательная составляющая человека. «Оно» – это биологические потребности человека, которые требуется все время удовлетворять, иначе конфликт с «Я» неминуем. «Я» – это составная, контролирующая сознательные действия. Но существует по теории Фрейда и третья составляющая – «Сверх-Я», его ещё называют «Идеал Я». Тогда, находясь между двух огней, «Я» страдает от всех трех угроз: внешнего мира, суровости «Сверх-Я» и либидо «Оно». Постоянное столкновение и противоречие трех «я» в человеке и есть динамический внутренний конфликт, который отражается на внешнем поведении человека.

К.Юнг в своих трудах «Конфликт детской души» утверждал, что дальнейший невроз человека и тяжесть адаптации к людям формируется в детстве. Он подчеркивал важность научения ребенка пониманию и значение мышления для решения внутренних душевных конфликтов. И любой обман или пренебрежение со стороны взрослых может в дальнейшем привести ребенка к неправильным выводам, которые впоследствии затруднят восприятие самого себя.

Карен Хорни также выделяла важность формирования личности в детстве. Она же ввела термин «базальная тревога» – всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. Это состояние возникает, если у ребенка не было в полной мере удовлетворена потребность в безопасности. В итоге, «базальная тревога» становится фундаментом для возникновения конфликтной личности. Ведь невротику требуется больше внимания к себе, его потребность в любви и признании гораздо выше, чем у остальных. Такой человек агрессивнее реагирует, если произошло что-то не так, как ему хотелось бы. Таким образом, конфликтная личность – прежде всего ищет доказательства своей значимости по теории Карен Хорни.

Это лишь некоторые из множества теорий о конфликте, который кроется в человеке. Существует множество других теорий, определяющих причины конфликтов, но не все они связаны с конфликтностью личности.

Разные психологи предлагают разные классификации конфликтных личностей. Некоторые предлагают нам «вредных», «трудных», которые также имеют место в современном обществе. Необходимо знать, как реагировать на поведение конфликтной личности или хотя бы минимизировать последствия конфликта. Тот, кто осведомлен, тот вооружен:

Грубиян – «танк» не обращает внимания ни на кого, кто попался ему на пути, идет напролом. Он не видит и не слышит, что вы ему говорите. Самый лучший способ работы с ним, это вообще не попадаться ему на глаза. Если это все же произошло, следует быть готовым морально к этой встрече. Главное, определиться, что вы можете сделать и чего вы делать не собираетесь, не смотря на давление. В процессе общения следует быть сдержанным, как внешне, так и внутренне. Лучше сначала выслушать его, дать выпустить пар и постараться привлечь к себе его внимание. Если вы хотите что-то сказать, нужно делать это быстро и ясно, так как внимание – это не самая стойкая черта «танка». Старайтесь как можно быстрее закончить разговор.

Есть также тип «грубиян – крикун», который привык повышать голос в любой волнующей его ситуации. Самое главное, постараться сохранить спокойный темп разговора, самому не перейти на «повышенные тона». Желательно проявить сочувствие и понимание, насколько это возможно, чтобы утихомирить «крикуна».

Очень похож на предыдущий тип «граната »- сам по себе производит впечатление мирного и спокойного человека, но в какой-то момент, совершенно неожиданно может сорваться. Это происходит в тот момент, когда от него уходит чувство контроля за ситуацией, возникает чувство беспомощности. Пусть он взорвется. Через некоторое время, уверив его, что ситуацию можно исправить, вы увидите, как он начинает успокаиваться.

« Привычный крикун» – о типе личности говорит само название. Этот человек не умеет решать проблемы по-другому, он нервничает, кричит, что-то доказывает. Такие люди внешне выглядят очень агрессивно, но при этом не опасны, поэтому стоит воспринять крик как недостаток и начать воспринимать то, что он говорит, а не то, как он это делает.

Один из самых раздражающих типов это тип « всезнайка ». Он постоянно принижает значимость сказанного вами, перебивает и критикует. Всячески пытается возвысить себя, показать свое превосходство, компетентность. Тяжелый, но действенный способ соглашаться с ним во всем, или хотя бы считаться с его мнением. С ним бесполезно спорить, а тем более просить его о чем-либо, если он говорит, что он занят.

« Пессимист» также создает массу трудностей. Если он критикует, то следует серьезно отнестись к его замечаниям, они могу оказаться конструктивными. Необходимо постараться минимизировать те недостатки, о которых он говорил и поблагодарить, чтобы он чувствовал себя полезным. Возможно тогда он будет вашим союзником, а не угнетающим фактором.

Считается, что тип «пассивно-агрессивный» является одним из самых сложных. Он ничего не делает открыто, не критикует и не сопротивляется. Однако если он хочет чего-то достичь, то старается делать это с помощью других людей. Но он настолько скрытен и осторожен, что его сложно вывести на чистую воду. Работу может выполнить не вовремя, не до конца или не верно. При этом всегда есть множество «отговорок»: не знал, забыл, не получилось. Пассивно-агрессивный порой очень хочет казаться полезным и всячески предлагает свою помощь. Но на деле он не таков как на словах. Ему трудно выполнять поставленные перед ним задачи. Не расстраивайтесь и не принимайте это на свой счет. Ведь ваши эмоции – это то, чего он добивается. Если вы хотите, чтобы этот человек был для вас полезен, нужно проследить, чтобы он записал все, что вы ему скажете. Также стоит описать ему последствия невыполнения поставленной задачи, которые отразятся на нем. При этом все-таки придется ещё и проконтролировать ход выполнения работы. Главное – не предъявлять претензий до окончания выполнения. Иначе вы рискуете попасть в интригу, которую он искусно подготовит. Он силен до тех пор, пока остается незамеченным. Как только вы начнете говорить с ним напрямую, в присутствии других, то он скорее всего растеряется.

« Сверх покладистый» тип похож на пассивно-агрессивного, также со всем соглашается. Он активно предложит свою помощь, но ничего почти в итоге не выполнит. При этом будет верить, что искренне хотел все сделать, а его порыв не оценили. Хочет всем нравиться, старается выглядеть полезным. И в итоге набирает столько обязательств, что с ними не справляется. Человек мягкий, не умеет говорить «нет». Также как с пассивно-агрессивным, с ним нужно устанавливать и уточнять сроки. Главное, создать эмоционально благоприятную атмосферу, чтобы он объективней высказался о своих возможностях.

Дополнят существующий список ещё несколько типов конфликтных личностей: «Снайпер », «Пиявка », «Обвинитель » и «Жалобщик »

«Снайперы » врываются в нашу с остротами, колкостями и насмешками. Они стремятся доставить неприятности, используя интриги, сплетни, махинации. Зачастую это связано с недостатком властных полномочий, которые позволили бы открыто действовать. Как с ним себя вести? Следует разобраться в объекте, определить причины своего поведения. И, показав, что вы выше этого, спокойно реагировать на его замечания. При этом лучшим способом является прямая атака. Потребуйте, чтобы он объяснил, что он имеет в виду в том или ином случае. Однако будьте осторожны, если разъяснения не произойдет, то существует вероятность, что он затаится и будет выжидать удобного случая, чтобы отомстить.

«Пиявка » ни в чем никого не обвиняет, не оскорбляет и не грубит. Но тем не менее, после общения с ним может упасть настроение, появляется чувство усталости, вялости, вероятно, заболит голова. Единственное, пожалуй, что можно сделать, так это в конце разговора сказать, что вы чувствуете. Пусть и он расскажет о своих впечатлениях. Возможно вам удастся совместно понять, что так влияет на ваше состояние.

«Обвинитель » похож на «всезнайку » и «снайпера » одновременно. Он все время критикует всех: коллег, друзей, врачей, правительство, соседей… Каждый раз с упоением придумывает новые факты. Если вы захотите его прервать, то тоже попадете под шквал раздражения. Ему хочется выговориться и быть услышанным, так предоставьте ему эту возможность. Постарайтесь научиться не обращать на его пламенные речи внимания.

Обычно «жалобщики » бывают двух типов: реалистичные и параноидальные. Последние постоянно жалуются на несуществующие обстоятельства. Часто в речи употребляют слова “всегда” или “никогда”. Они красочно описывают неудачи, хотят, чтобы их слушали в спокойной обстановке. Не стоит доказывать им, что они не правы. Лучше перефразировать все своими словами, и дать им понять, что их чувства замечены. Сначала лучше выслушать, а затем постараться вернуть значение собственной значимости. Далее разговор лучше закончить или сменить тему.

Выводы

Сколько людей, столько и личностей. Каждый психолог знает, что без конфликтов развитие человека, личности невозможно. У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество недостатков, идей, стремлений, ошибок, моделей поведения. Но в итоге, чтобы находиться в относительной гармонии с окружающими стоит научиться приходить к компромиссу внутри себя и на почве межличностных отношений.

На сегодняшний день существует множество методик оценки типа конфликтности личности, самооценки конфликтности. Некоторые связывают конфликтное поведение как следствие воспитания. Позже появляется теория о темпераменте, теперь о конфликтности говорит нервная система человека. Разработано очень много методик, чтобы «нейтрализовать» конфликтную личность, однако не так много акцентируется на том, что человеку помогают осознать, что он раздражает окружающих, ему редко стремятся помочь. Психологи и психотерапевты могут помочь лишь в том случае, когда человек к ним обратится. Это поможет не только окружающим, но и самой личности.

Прежде чем перейти к типологии конфликтных личностей следует рассмотреть само понятие «конфликтная личность». Чем характеризуется конфликтная личность? И какие особенности поведения конфликтной личности?

Понятие конфликтной личности

Конфликтная личность — это человек, инициирующий и продуцирующий повышенное количество конфликтов. Основной чертой характера такого человека является соответственно его конфликтность, которая определяется действием таких психологических факторов, как особенности темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов, таких как условия жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и т.п.

Характеристика конфликтной личности

Конфликтная личность зачастую очень бурно реагирует на противоположные ему мнения или высказывания, очень много говорит, и практически все разговоры с таким человеком заканчиваются выяснением взаимоотношений, а банальная беседа с ним может перерасти в горячий спор и даже скандал. Конфликтная личность во всём ищет повод для возникновения споров, его привлекают всевозможные интриги и сплетни.

Очень часто такого человека характеризуют придирчивость, скептицизм, агрессивность, негативизм, эгоцентризм и другие индивидуальные качества. При чём такие характерологические особенности конфликтной личности формируются скорее всего на фоне пережитой им в прошлом психологической травмы, последствия которой повлекли за собой конфликтные защитные поведенческие формы и проявления.

Типы конфликтных личностей и их характеристика

Конфликтологи выделяют 5 типов конфликтных личностей и их модели поведения:
неуправляемый тип конфликтной личности, конфликтная личность бесконфликтного типа, ригидный тип конфликтной личности, конфликтная личность сверхточного типа и конфликтная личность демонстративного типа.

Характеристика конфликтной личности ригидного типа

Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Конфликтная личность ригидного типа с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не считаясь с их мнением.

Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Не критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной проявлениям несправедливости.

Поведение конфликтной личности ригидного типа

Ригидный тип конфликтной личности можно узнать среди других по его не умению слушать и выслушивать других и это ощущается уже с первых минут разговора с таким человеком. Понять чужое мнение и принять тот факт, что оно может быть верным для него что-то из ряда вон выходящее.

Конфликтная личность ригидного типа всегда говорит то, что у него на языке, не думая о том, насколько это уместно в той или иной ситуации. Если выразить противоположное его мнению точку зрения, он скорее расценит это как обиду или как повод поссориться. Очень злопамятный человек, не умеющий следить за собственными поступками.

Неуправляемый тип конфликтной личности и его краткая характеристика

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Такая конфликтная личность отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характеризуется неуправляемый тип конфликтной личности высоким уровнем притязаний. Несамокритичен.

В своих неудачах или неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. У такой конфликтной личности недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

Поведение конфликтной личности неуправляемого типа

Неуправляемый тип конфликтной личности можно определить по таким поведенческим характеристикам как: неконтролируемое агрессивное поведение к окружающим, завышенная самооценка, импульсивность, непредсказуемость поступков. Соответственно в организации или коллективе к такому человеку относятся с опаской, остерегаясь его агрессии. Поэтому зачастую он изолирован, потому что пользу для обще групповой деятельности не приносит, не поддерживает ценностей группы и целей.

Характеристика конфликтной личности сверхточного типа

Скрупулезно относится к своей работе и обязанностям. При этом придирчиво предъявляя завышенные требования как к себе так и окружающим. Как ни странно конфликтная личность сверхточного типа обладает повышенной тревожностью и чрезмерно чувствителен к деталям.

Такой человек склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. И даже может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся нанесённой ему обиды. Сильно переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь плохим самочувствием (бессонница, головные боли, неврозы и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.

Поведение конфликтной личности сверхточного типа

Сверхточный тип конфликтной личности можно сразу узнать по придирчивому поведению. Он всегда старается быть точным, скрупулезным, старается следовать собственным чётко установленным правилам. Чрезвычайно озабочен тем, чтобы всегда всё было сделано идеально, иногда он становится даже занудным перфекционистом. Очень переживает из-за того, что может куда-то не успеть или что -то не сделать, выраженная чрезмерная пунктуальность, излишняя чувствительность и подозрительность.

Краткая характеристика конфликтной личности демонстративного типа

Демонстративный тип конфликтной личности всегда стремится быть в центре внимания. Любит производить хорошее впечатление на окружающих. При этом его отношение к окружающим определяется тем, как они к нему относятся. Такому человеку легко даются поверхностные конфликты. Демонстративно страдает и любуется своей стойкостью. Характеризуется данная конфликтная личность высоким уровнем притязаний и не способностью к самокритике.

Конфликтная личность демонстративного типа в отличие от других легко и хорошо приспосабливается к различным ситуациям, чувствует себя комфортно в конфликтных. Рациональное поведение выражено слабо. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. В основном избегает кропотливой и систематической работы.

Поведение конфликтной личности демонстративного типа

Конфликт — это их стихия, они, не стесняясь, выражаются в нем, не особо обращая внимание на тон своей речи или её уместность. Из незначительного спора они могут раздуть целую эпопею. В серьезном конфликте держатся крепко, мужественно. Настрой демонстративного типа конфликтной личности определяется тем, как к самому конфликту относится их оппонент.

Демонстративные типы конфликтной личности никогда не признаются даже самим себе, что часто являются источником спора, они всегда находят виновных. Такие люди постоянно окружены публикой, они любят популярность и внимание, это повышает их самооценку, греет тщеславие. Они никогда не сидят долго над одном месте и все время куда-то торопятся. Такой человек импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения.

И наконец, конфликтная личность бесконфликтного типа характеризуется

Неустойчивой оценкой в своих убеждениях и мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Конфликтная личность бесконфликтного типа излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Зачастую даже не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.

Поведение конфликтной личности бесконфликтного типа

Отличается от других тем, что в начале любой конфликтной ситуации старается избежать её или переложить свою ответственность за её начало на кого-то другого. Такой тип конфликтной личности легко поддается внушению, его нетрудно заставить сменить свое мнение, поскольку он сильно принимает во внимание мнение окружающих. Свои решения принимает, не глядя на их перспективу в будущем, не задумываясь о последствиях.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

Витебский государственный технологический университет

Кафедра психологии


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конфликтология

Тема: Типология конфликтных личностей


Выполнила студентка 4 курса

заочного факультета группы ЗМн-19

Сердюкова О.В.


Витебск 2010


1.Характер человека и склонности к конфликтогенам

2.Шесть характерных типов конфликтных личностей

Поведение менеджера в общении с конфликтными личностями

Список литературы


1. Характер человека и склонности к конфликтогенам


В переводе с греческого «характер» ? это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения .

Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

Известна восточная поговорка: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Система привычных действий и поступков - фундамент характера человека.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять поведение человека. Опираясь на ценные свойства характера воспитуемого, педагог стремится развить и упрочить их, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другими, социально значимыми качествами.

Как люди реагируют на резко брошенные обидные слова и высказывания в их адрес? Большинство «ответят взаимностью», некоторые промолчат и лишь единицы не обратят никакого внимания. Так зарождается конфликт.

Более половины конфликтов возникает помимо желания их участников. В этом виноваты так называемые конфликтогены. Конфликтогены - это слова, какие-то действия или вовсе бездействие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Конфликтоген лишь «может» привести к конфликту. Подобное свойство конфликтогена является опасным, оно заключается в потере бдительности по отношению к нему .

Конфликтоген может стать основанием конфликта. Кроме того, из-за одного конфликтогена может возникнуть несколько оснований, которые дадут жизнь сразу нескольким конфликтам. Отсюда вытекает многомерность конфликта, которая говорит о необходимости его вычленения из конфликтной ситуации, выделения всех его атрибутов, а также различения самого переходного этапа, в котором заложены сотрудничество, конкуренция и конфликт.

Конфликтогенное поведение выражается в следующих моментах:

1.в проявлении к человеку или группе открытого недоверия;

2.в нежелании слушать и перебивании собеседника;

.в постоянном принижении значимости его роли;

.в акцентировании внимания на различиях между собой и собеседником не в его пользу;

.в отсутствии желания признавать свои собственные ошибки и чью-то правоту;

.в постоянном преуменьшении вклада сотрудника в некое общее дело и возвышение собственного вклада;

.в навязывании своей точки зрения;

.в проявлении неискренности в суждениях;

.в неожиданно резком ускорении темпа беседы и ее быстрое завершение, а также все то, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

В деловом общении опасными словами-конфликтогенами являются следующие :

1.слова, показывающие недоверие: «вы меня обманывали», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.;

2.слова, выражающие оскорбление: негодяй, подонок, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество и др.;

.слова, выражающие угрозы: «земля круглая», «я этого не забуду», «ты еще пожалеешь» и др.;

.слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка, тупой и др.;

.слова, показывающие сравнение: «как свинья», «как попугай» и др.;

.слова, выражающие отрицательное отношение: «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.;

.слова-долженствования: «вы обязаны», «вы должны» и др.;

.слова-обвинения: «из-за вас все испортилось», «вы недоумок», «это ты во всем виноват» и др.;

.слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто» и др.

Собеседник, не может спокойно воспринимать подобные слова, сказанные в его адрес. Он начинает обороняться и при этом пытается включить весь арсенал защитных и оправдательных средств. Если подобная ситуация возникает, то виновником становится тот, кто первый использовал слова-конфликтогены. Природа конфликтогенов объясняется еще и тем, что человек более чувствительно относится к словам других, нежели к своим. Мы более чувствительны к словам, обращенным к нам, так как считаем важным защищать свое достоинство, но к своим словам и действиям при этом относимся не очень внимательно.

В конфликтологии выделяют три типа конфликтогенов :

)Конфликтогены, выражающие превосходство, включают:

приказы, угрозы, замечания, издевки, насмешки, подшучивание и др.;

хвастовство, восторженные рассказы о собственных успехах и достижениях;

навязывание своего мнения, дача советов зачастую воспринимается собеседником негативно и у него возникает желание сделать все наоборот, особенно если это происходит на глазах у других людей;

прерывание высказываний собеседника, повышение голоса, исправление во время беседы показывает, что человек хочет, чтобы слушали только его, его мнение должно быть важным, а мысли более ценны. Имеющему подобную позицию следует подумать, на самом ли деле его мысли так важны?

2) Конфликтогены, проявляющие агрессивность, которая может быть у человека от природы, а может определяться конкретной ситуацией, плохим настроением и т.д.

Природная агрессивность может возникнуть в результате самоутверждения в некоей социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), а также может быть протестом против зависимости от «главного» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Положительна или отрицательна агрессивность? Для разрешения этого вопроса следует отметить два момента:

человек с высокой природной агрессивностью является ходячим конфликтогеном, что не всегда благоприятно для климата в коллективе;

человеку абсолютно бесконфликтному, не обладающему «здоровой злостью», сложнее добиться поставленных целей в личной жизни и в работе.

) Конфликтогены, выражающие эгоизм.

Эгоист добивается чего-либо для себя за счет других. Именно это раздражает окружающих и порождает конфликтную ситуацию. Распаляет конфликт эскалация конфликта, когда на конфликтоген в наш адрес мы стремимся ответить более сильным конфликтогеном. Этот конфликтоген является наиболее сильным, мы его используем с целью проучить обидчика. Первичный конфликтоген обычно говорится ненамеренно, а потом происходит эскалация конфликта, которая приводит к конфликту. Все это составляет схему возникновения непреднамеренного конфликта.


2. Шесть характерных типов конфликтных личностей


Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк; В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), опишем 6 основных типов конфликтных личностей:

1) демонстративный тип:

Хочет быть в центре внимания.

Любит хорошо выглядеть в глазах других.

Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.

Ему легко даются поверхностные конфликты.

Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

Налицо поведение эмоциональное.

Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.

Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Таким образом,демонстративный тип характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

2) ригидный тип: (слово "ригидный" означает негибкий, непластичный). Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

3) неуправляемый тип: люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.

Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.

Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

4) сверхточный тип: предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.

Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

5) бесконфликтный тип: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

6) Рационалист: расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

Несомненно, существуют «трудные» люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности.

Наиболее явными из трудных личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Ели человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать перерыв и дать ему прийти в себя. Но есть некоторые типы личностей, для которых агрессия является привычным типом поведения. Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами .

Конфликтная личность неблагоприятно влияет на психологический климат в группе. Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя. Обычный человек тяжело переносит состояние конфронтации, стремясь найти выход из создавшегося положения. Человек конфликтный переносит тяготы противостояния существенно легче. Во-первых, у него понижена чувствительность к неопределенности, он не способен реалистически прогнозировать развитие ситуации и потому не тревожится. Во-вторых, для него характерны завышенная самооценка, избыточная жесткость системы используемых критериев оценки других и излишняя категоричность в оценках. Ему не приходит в голову идея сблизить позиции и подстроиться к мнению группы («Не могу поступаться принципами!»). На фоне завышенной самооценки возникает агрессивная неудовлетворенность не только собой, но и всем окружающим, а застывшая система ценностей не позволяет сохранить объективность и гибкость при объяснении поступков окружающих, порождая конфликты.


3. Поведение менеджера в общении с конфликтными личностями

конфликтный личность руководитель управление

Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его. Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить, это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество участников конфликта. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.

Действия руководителя при разрешении конфликтов :

Изучение причин возникновения конфликта;

Ограничение числа участников конфликта;

Анализ конфликта;

Разрешение конфликта.

Если в процессе анализа конфликта руководитель не может разобраться в его природе и источнике, он может привлечь для этого компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительно, чем мнение непосредственного руководителя. Однако в этом случае каждая из конфликтующих сторон может подозревать, что менеджер-арбитр в определенных условиях или по каким-либо субъективным причинам может принять сторону ее оппонента. И в такой ситуации конфликт не затухает, а усиливается, так как «обиженной» стороне необходимо бороться уже и против менеджера.

Существуют три точки зрения в отношении конфликта:

· менеджер считает, что конфликт не нужен и наносит организации только вред. В таком случае дело менеджера - устранить его любым способом;

· сторонники второго подхода считают, что конфликт - это нежелательный, но довольно распространенный побочный продукт организации и менеджер должен устранить его, где бы он ни возникал;

· менеджеры, придерживающиеся третьей точки зрения, считают, что конфликт не только неизбежен, но необходим и потенциально полезен. Например, это может быть трудовой спор, в результате которого рождается истина. Они полагают, что, как бы ни росла и как бы хорошо ни управлялась организация, конфликты будут возникать всегда и это вполне нормальное явление.

В зависимости от того, какой из этих точек зрения придерживается менеджер, и будет зависеть процедура преодоления конфликта. В связи с этим способы управления конфликтами разделяются на две группы: педагогические и административные.

Педагогические: беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта.

Административные: силовое разрешение конфликта - подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.

Особую сложность для менеджера представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. В этом смысле существует несколько возможных стратегий поведения и соответствующих вариантов действии менеджера, направленных на ликвидацию конфликта.

Поведение менеджера в условиях конфликта имеет, по существу, два независимых измерения :

· напористость, настойчивость характеризуют поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных целей;

· кооперативность характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц (лица) для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению их (его) потребностей.

Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности определяет пять основных способов разрешения межличностных конфликтов.

Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

Принуждение (противоборство) - в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.

Сглаживание (уступчивость) - слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы - одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».

Компромисс, сотрудничество - высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

Среди большинства руководителей существует убеждение, что даже при полной уверенности в своей правоте лучше не «ввязываться» в конфликтную ситуацию вообще или отступить, чем вступить в откровенную конфронтацию. Однако если речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками в управлении и другими потерями. По мнению специалистов в области управления, выбор стратегии компромисса - оптимальный путь к ликвидации противоречий. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты.

Решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его приемлемым для всех сторон способом. Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации

Главная задача менеджера состоит в том, чтобы определить конфликт и «войти» в него на начальной его стадии.

Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается в 92%; на фазе подъема - в 46%, а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются очень редко .

Когда все силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад и, если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с новой силой, так как в период спада для сражения могут быть привлечены новые силы и применены новые способы.

Развитие конфликта:

Фаза начала;

Фаза подъема;

Спад конфликта.

Обычно в практике работы организаций и отдельных людей в условиях конфликта выделяют такие типичные ошибки :

1) запаздывание в принятии мер по собственно урегулированию и дальнейшему преодолению конфликтов (прежде всего, принимаются меры по уходу от конфликта или его силовому "разрешению");

) попытка "разрешить" конфликт без выяснения его истинных причин;

) применение только силы, карательных мер по "урегулированию" или, наоборот, только дипломатических переговоров;

) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа и особенностей в нелинейной, многомерной классификации;

) попытка при помощи политической интриги разыгрывать свою собственную карту с сиюминутной выгодой и необратимыми негативными социальными последствиями (не только для общества в целом, но рано или поздно - для самого инициатора интриги).

Предотвращение конфликта, называемое порой "профилактикой", как способ избежать его в самом начале - возможно лишь в случае весьма успешного применения манипуляции, дающей эффект только на время, и по существу конфликт не ликвидирующей, а временно заглушающей. В этом случае он проявится позже, и неизвестно, будет ли это более выгодно инициатору манипуляции, так как затем последует (не может не последовать) разрушительная по форме проявлений эскалация конфликта.

В современных теориях конфликта принято под профилактикой понимать работу по созданию социальных условий, обеспечивающих, в случае возникновения конфликта, бескризисный и быстрый переход к политической фазе, а далее и к управленческой.

Профилактика конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Это требует мониторинга конфликтных ситуаций в своей организации и в организациях подобного типа. Надо помнить, что объективного описания конфликта не бывает, оно всегда субъективно.

Термин "разрешение конфликтов" обычно употребляется в двух значениях: как прекращение конфликта самими участниками и как внешнее воздействие на конфликт (сами условия конфликтного взаимодействия, его участники), основанное на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон.

Урегулированием, как правило, называют недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного по форме взаимодействия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража является более распространенным, чем их разрешение. К сожалению, не менее распространены такие примитивные и непродуктивные методы, как подавление, применение силы.


Список литературы


1. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов. Хрестоматия по социальной психологии. / В.И. Андреев. - М.: Междунар. пед. академия, 1994. - 501 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб., 2000. - 256 с.

Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия // Управление персоналом. ? №11. ? 2000.

Корнелиус Х. Знакомство с понятием конфликт: хрестоматия по социальной психологии. / Х.. Корнелиус, Ш. Фейр. - М.: Междунар. пед. академия, 1994. - 320 с.

Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов // Управление персоналом. ? №3. ? 2000.

Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления / Д.Г. Скотт. - К.: Внешторгиздат, 1991. - 398 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Конфликтная личность -демонстративный тип .

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми.

Конфликтная личность -ригидный тип .

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность -неуправляемый тип .

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого числа плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность -сверхточный тип .

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что у ним придираются. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность -бесконфликтный тип.

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

Типы разрешения конфликтов

Убеждение, внушение

Попытка согласовать непримиримые интересы

Метод «игры»- привлечение на свою сторону более влиятельных покровителей

Преимущества- экономия времени

Недостатки- конфликт не разрешается, а только внешне подавляется

    Партнерский тип-разрешение конф­ликта через применение конструктивных способов.

Основные черты:

конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтую­щими сторонами.

восприятие аргументов противной стороны

готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выра­ботка взаимоприемлемых альтернатив

стремление совместить личностный и организационный фак­торы

восприятие как нормальный фактор деятельности

Преимущества - ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, удовлетворить интересы сторон

Влияние иррациональных взглядов на конфликты.

Альберт Эллис пришел к выводу, что эмоция не является простой непосредственной реакцией на ситуацию. Эмоциональная реакция всегда возникает как ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как мы его интерпретируем. Это фундаментальное положение когнитивной терапии иллюстрируется знаменитой формулой АВС.

А (activating event ) - активизирующее событие: ситуация, стимул, обусловливающий процесс реагирования.

В (beliefs ) - убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы.

С (consequences ) - последствия: эмоции, чувства, поведение.

Наши эмоции будут зависеть не столько от реальных событий, сколько от «В » - наших мыслей по поводу происходящего.

Эллис назвал мышление, запускающее разрушающие переживания, засоряющим, или губительным. Он описал четыре типа наиболее часто встречающихся паттернов (шаблонов) губительного мышления. Когда человек сильно расстроен или совершает неразумные поступки, почти всегда можно выявить у него один или несколько таких паттернов: обвинение людей или себя, завышение требований, нагнетание страха, обесценивание важности происходящего.

Обвинение людей или себя , или, как иногда говорят при популяризации психологических знаний, «мысли-обвинители»: «Все из-за нее... Если бы не он... Все потому, что он плохой друг... Это я во всем виноват... Нет мне прощения...»

Завышение требований . Такой паттерн мышления иногда называют «мысли-обязатели». Вместо описания своих ожиданий человек предъявляет повышенные требования к себе и другим: «Я должен быть решительнее... Надо было мне сказать не так... Я был обязан это предотвратить...» или, «Он был обязан хранить секрет... Он должен быть аккуратнее, внимательнее, добрее...»

Нагнетание страха, преувеличение важности . «А вдруг... Будет ужасно, если... Я просто ненавижу, когда... Меня выводит из себя, когда... Это невыносимо, что...»

Обесценивание важности происходящего, самооправдание . «Ну и что? Меня это не волнует... Мне не важно... Кому какое дело...»

Три первых шаблона губительного мышления вызывают негативные, разрушающие переживания.

Четвертое - самооправдание - блокирует разрядку стресса, побуждая игнорировать его наличие. Такой стиль поведения оказывается особенно разрушительным для психологического здоровья и взаимоотношений со значимыми людьми, поскольку разрушающие переживания, снимающие стресс, не находят выхода, а иные способы разрядки не применяются.

Причины человеческой иррациональности по Эллису.

    Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению.

    Фактически все иррациональные идеи (абсолютистские «должен» и «обязан»), можно обнаружить почти во всех социальных и культуральных группах, изучавшихся историей и антропологией.

    Множество иррациональных видов поведения, идут вразрез с тем, чему нас учат родители, сверстники и средства массовой информации. например, привычка откладывать важные дела на потом, недостаток самодисциплины,

    Люди - даже очень умные и образованные - часто принимают новые иррациональные идеи после того, как избавились от старых.

    Люди, которые усердно борются с иррациональным поведением, часто становятся жертвой этого самого поведения. Атеисты и агностики проявляют фанатизм и поклонение абсолютистской философии, а глубоко религиозные люди поступают аморально.

    Понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Например, люди могут осознавать, что алкоголь в большом количестве очень вреден, однако это знание не обязательно поможет им воздержаться от запоев.

    Люди часто возвращаются к иррациональным привычкам и поведенческим паттернам, даже если они сделали многое для того, чтобы их преодолеть.

    Людям зачастую кажется более легким научиться самоуничижительному, чем самовозвышающему поведению. Так, им легче переедать, чем следовать разумной диете.

    Люди часто вводят себя в заблуждение тем, что определенные негативные события (например, развод, стресс или какое-либо несчастье) с ними произойти не могут

Согласно Эллису иррациональные взгляды могут быть сведены к 3 главным абсолютистским должен (или глубинные убеждения):

    Я должен (обязан) все делать хорошо/ получать одобрение значимых других, если этого не происходит, то это кошмар, ужас, я этого не переживу.

    Ты должен- относиться ко мне справедливо и уважительно, если ты так ко мне не относишься Ты- плохой и я не могу выносить тебя и твое дрянное поведение.

    Жизнь должна (Бог, судьба)- быть такой какой я ее хочу видеть и когда что-то идет не так- это кошмар и я не могу жить в этом ужасном несправедливом мире.

Когнитивное искажение/ иррациональные взгляды по Эллис.

    Мышление по типу «все или ничего». «Если я провалю хоть какое-нибудь важное дело - а я должен не провалить - я полный неудачник и совершенно недостойный любви человек!»

    Перескакивание к выводам и негативные нелогичные заключения. «Поскольку они видели мой жуткий провал - а я всегда должен быть на высоте - они будут считать меня тупым червем».

    Предсказывание будущего. «Так как они смеются над моей неудачей - а я всегда должен быть на высоте - они всегда будут меня презирать».

    Зацикливание на негативе. «Я не могу вынести того, что все идет не так, как должно идти, и я не вижу в своей жизни ничего хорошею».

    Непонимание позитива. «Когда они хвалят меня, они просто меня жалеют и забывают все те глупости, которые я абсолютно не должен был совершать».

    Всегда и никогда. «Условия жизни должны быть хорошими, а они на самом деле ужасны и невыносимы, и это всегда будет так, а я никогда не буду счастлив».

    Преуменьшение. «Хорошие выстрелы в этой игре были случайными и не имели значения. Но плохие - которые я не имел никакого права делать - были просто ужасны и совершенно непростительны».

    Эмоциональное рассуждение. «Из-за того что я выступил просто погано, так, как абсолютно не должен был, я чувствую себя полным болваном, и это доказывает, что я действительно ни к черту не годен!»

    Навешивание ярлыков и сверхобобщение. «Я не имею права заваливать важную работу, а поскольку я сделал это, я полный неудачник и пропащий человек!»

    Принятие на свой счет. «Поскольку я веду себя гораздо хуже, чем должен, а они смеются, я уверен, что они смеются только надо мной, и это ужасно!»

    Ложное «Я». «Когда я не настолько хорош, насколько должен бы, а они продолжают меня принимать и хвалить, я чувствую, что я притворщик и скоро потеряю свою маску и покажу свое жуткое лицо».

    Перфекционизм. «Я понимаю, что хорошо выполнил это задание, но такую работу я обязан делать на "отлично", и поэтому я никудышный человек».

Когнитивная концептуализация Джудит Бек.

Согласно этой концепции эмоции и поведение людей зависят от восприятия ими различных жизненных обстоятельств.

Автоматические мысли (можно ловить, осознаваемые)

Промежуточные убеждения

Глубинные убеждения (неосознаваемые)

Автоматические мысли - мимолетны оценочные мысли, не являющиеся результатом размышлений, умозаключений и не обязательно поддерживаются доказательствами. Возникают сами по себе, короткие, обрывочные.

Промежуточные убеждения - не поддаются четкому выражению словами, включают отношения , правила (я должен), предположения (если я буду трудиться, может достигну..)

Глубинные убеждения- установки, которые настолько глубоки и фундаментальны, что часто люди не могут их четко выразить и даже просто осознать.

Когнитивные ошибки и дисфункциональные убеждения по Аарону Беку

Когнитивная ошибка

Убеждение

Генерализация

Если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях

Избирательное абстрагирование

Имеют значение только неудачи, поражения, лишения и т. п. О себе нужно судить по своим ошибкам, слабостям и т. п.

Чрезмерная персональная ответственность

Я виноват во всех неудачах, неприятностях и т. п.

Апелляция к прошлому при прогнозировании будущего

Если нечто было справедливо раньше, оно будет справедливо всегда

Персонализация

Я нахожусь в центре всеобщего внимания - особенно мои ошибки и просчеты. Я являюсь причиной всех неприятностей

«Катастрофизация»

Всегда жди плохого. С тобой может случиться только плохое

Дихотомизм мышления

Существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, хорошее-плохое)

Введение

Типы конфликтных личностей

Список литературы


Введение

Совсем недавно, примерно 50 лет назад на стыках многих наук, а прежде всего двух – психологии и социологии появилась конфликтология. Нельзя конечно сказать, что ранее этой науки не существовало, но как самостоятельное явление конфликтология появилась лишь в 50е годы XX века и изначально называлась «социология конфликта». Это название появилось в связи с работами А. Козера – «Функции социальных конфликтов» и Р. Дарендорфа – «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе». Далее, благодаря исследованиям Д. Рапопорта, М.Шерифа, Р. Доза, Д. Скотт и других формируется так называемая «психология конфликта». В 70 е годы возникает потребность в конфликтологических практиках, психологических тренингах, направленных на обучение поведению в конфликтном взаимодействии. Возникает методика ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), необходимая для разрешения международных конфликтов.

В исследованиях Д. Скотта, Ш. и Г. Боуэр, Г. Келмана особое место занимают методики разрешения конфликта, а в США, при разработке технологий переговоров с участием посредника – медиатора, возникают даже учебные заведения для подготовки таких специалистов. В это время становится известным Гарвардский метод «принципиальных переговоров» У. Юри и Р. Фишера.

Поскольку основной спрос и интерес представляют именно конфликт: причины его возникновения, типы, возможные пути разрешения, то он и становится центральной темой конфликтологии. Зачастую, раньше конфликт рассматривался преимущество извне, т. е. с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации. Однако сегодня все более важным становится не это, ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта. С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности, которые ярко выделяются в группе. И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться, что из себя представляют конфликтные личности, каковы причины формирования и могут ли они адаптироваться в обществе.

Кого называют конфликтной личностью?

Для дальнейшего описания конфликтных личностей необходимо разобраться в терминологии. Конфликт (с латинского conflictus ) – это 1) Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. 2)Трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Это определения различны по категории. Первое – это определение внутреннего конфликта, а второе – конфликта межличностного. Однако известно, что это далеко не самое широкое определение конфликта, так как существуют многие другие подтипы. Но все они схожи в одном, что конфликт – это предельное обострение противоречий.

Что же говорить о личности? В. С. Мерлин дает такое определение – целостная, устойчивая индивидуально-своеобразная и социально-типическая организация сознания человека, определяющая активный творческий характер его деятельности и имеющая социальную ценность. Конфликтная же личность сама по себе предполагает наличие каких-либо противоречий в сознании или подсознании человека, которые активно или пассивно влияют на природу его поведения.

Перед тем, как типировать личности, необходимо разобраться в истоках и причинах формирования таковой.

Формирование конфликтной личности

Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих работах. З. Фрейд был первым, кто предложил рассматривать конфликт в качестве интрапсихического феномена. Он утверждал, что внешний конфликт есть результат противоречивости природы самого человека. В своих трудах он описывал конфликт преимущественно между «Я» и «Оно». «Оно» - это инстинкт, бессознательная составляющая человека. «Оно» - это биологические потребности человека, которые требуется все время удовлетворять, иначе конфликт с «Я» неминуем. «Я» - это составная, контролирующая сознательные действия. Но существует по теории Фрейда и третья составляющая – «Сверх-Я», его ещё называют «Идеал Я». Тогда, находясь между двух огней, «Я» страдает от всех трех угроз: внешнего мира, суровости «Сверх-Я» и либидо «Оно». Постоянное столкновение и противоречие трех «я» в человеке и есть динамический внутренний конфликт, который отражается на внешнем поведении человека.

К. Юнг в своих трудах «Конфликт детской души» утверждал, что дальнейший невроз человека и тяжесть адаптации к людям формируется в детстве. Он подчеркивал важность научения ребенка пониманию и значение мышления для решения внутренних душевных конфликтов. И любой обман или пренебрежение со стороны взрослых может в дальнейшем привести ребенка к неправильным выводам, которые впоследствии затруднят восприятие самого себя.

Карен Хорни также выделяла важность формирования личности в детстве. Она же ввела термин «базальная тревога» - всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. Это состояние возникает, если у ребенка не было в полной мере удовлетворена потребность в безопасности. В итоге, «базальная тревога» становится фундаментом для возникновения конфликтной личности. Ведь невротику требуется больше внимания к себе, его потребность в любви и признании гораздо выше, чем у остальных. Такой человек агрессивнее реагирует, если произошло что-то не так, как ему хотелось бы. Таким образом, конфликтная личность – прежде всего ищет доказательства своей значимости по теории Карен Хорни.

Очень знаменита теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера. За первые пять лет жизни человек находится под влиянием неблагоприятных факторов, которые формируют в нем комплекс неполноценности. Далее, конфликты возникают в связи с попытками компенсации комплекса. Адлер выделяет 3 вида компенсаций:

· Адекватная компенсация, совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (творчество, музыка, спорт и т.п.)

· Сверхкомпенсация, происходит накапливание, гипертрофированное развитие одной из способностей, преимущественно эгоистического характера.

· Мнимая компенсация, комплекс компенсируется болезнью или другими факторами, не зависящими от человека.

Таким образом, человек становится заложником своих комплексов и вынужден себя проявлять, порой активно и позитивно, а иногда агрессивно и негативно.

Это лишь некоторые из множества теорий о конфликте, который кроется в человеке. Существует множество других теорий, определяющих причины конфликтов, но не все они связаны с конфликтностью личности.

Типы конфликтных личностей

Существует множество классификаций типов конфликтных личностей: по причинам формирования, по степени проявления негативных качеств, по моделям поведения. Такие классификации крайне важны. Не только психологи интересуются типологией конфликтных личностей. Основные признаки и пути обхода конфликта крайне необходимо знать людям, руководителям корпораций, работающим в коллективе или людям, находящимся в одной творческой или проектной группе.

Привлечем исследования отечественных психологов (В.П. Захаров, Ф.М. Бородкин, Ю.А. Симоненко, Н.М. Коряк). На сегодняшний день выделяют 6 основных типов конфликтных личностей:

1. Демонстративный тип:

Всегда и во всем хочет быть самым-самым. Любит находиться в центре внимания. Людей делит на тех, кто к нему хорошо относится и на остальных, «незначимых». Эмоционален, все делает по ситуации и редко планирует свою деятельность. Быстро адаптируется в различных ситуациях, склонен к поверхностным конфликтам. Никогда не считает себя источником конфликта, даже если таковым является.

2. Ригидный тип:

"Ригидный" - негибкая, непластичная личность с завышенной самооценкой, ей свойственно честолюбие, бесцеремонность. В большинстве это люди – эгоцентристы, нежелающие ни слушать, ни считаться с мнением окружающих. Поведение бесцеремонно, прямолинейно, грубо. Тяжело адаптируются к ситуации, так как не могут вовремя уловить изменения. При этом излишне подозрительны к окружающим их людям. Похвалу они принимают как должное, а вот любая критика воспринимается как обида. Имеют завышенное чувство справедливости, однако не всегда примеряют его на себя. поведение конфликтный личность

3. Неуправляемый тип:

Люди импульсивные, инертные, непредсказуемые. Главная их проблема – отсутствие самоконтроля. Поведение чаще всего вызывающее, агрессивное. Так же тяжело переносят критику, однако в отличии от ригидного типа, склонны обвинять других в своих собственных неудачах. Мало опыта извлекают из жизни, им сложно соотнести свои действия и поступки с обстоятельствами. В жизни им трудно реализовывать планы.

4. Сверхточный тип:

Этот человек требователен ко всему и ко всем. Причем выглядит это так, словно он придирается. Недоверчив к окружающим, подозрителен, излишне тревожен. Чувствителен к оценке со стороны начальства, хорошо понимает реальные отношения в группе. Порой прекращает общаться с друзьями, так как ему кажется, что его обидели. Вследствие этого, возникают болезни: головные боли, бессонницы. Однако внешне он никогда не проявит палитру эмоций.

5. Бесконфликтный тип:

Этот человек обладает легкой внушаемостью, ему тяжело сформировать собственное мнение. Из-за этого он бывает непоследователен. Сильно зависит от чужого мнения, ориентируется на сиюминутный успех. Не обладая достаточной силой воли, всегда стремится к компромиссу. Редко анализирует свои поступки и действия окружающих.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...