Из за чего умер чарушин. Биография чарушина евгения ивановича

Чарушин Евгений Иванович
(29 октября (11 ноября по старому стилю) 1901, Вятка, ныне Киров - 18 февраля 1965, Ленинград)
Советский график и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).
Страница автора в Википедии
Родился Евгений Иванович Чарушин в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 в семье губернского архитектора И.А. Чарушина.
В формировании характера огромную роль сыграла его мама. Вместе с ней он ходил в лес, приносил различные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо. «Моя мать, - вспоминает Евгений Иванович, - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.»
Он часто ездил с отцом по области, проводил незабываемое время с бывалыми охотниками, лесниками, умельцами-кустарями. Будущий писатель хранил в памяти их шутки, разные смешные байки и народные сказки. Видел быт простых людей и впитывал в себя все своеобразие и прелесть живого народного языка.
В 14 лет Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников).
С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. "На помощь пришло рисование... Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже". По собственному определению он рос "с карандашом и кистью в руках".
Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. В своих иллюстрациях он рисовал их с необычайной точностью и характерностью. Каждая иллюстрация индивидуальна, в каждой изображен персонаж с индивидуальным характером соответствующим определенной ситуации. Эту задачу он решал с ответственно. "Если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы - вроде руководителя, это путь, идущий от механических навыков" – говорил Евгений Чарушин - «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать».
1922–1927 - учился в Ленинграде у А.А. Рылова и А. И. Савинова в Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
С 1924 года Евгений Иванович работал в изданиях «Мурзилка», «Еж», «Чиж». В 1928 он получил заказ на оформление книги В.В.Бианки «Мурзук» (для ленинградского Госиздата, где художественным отделением заведовал В.В. Лебедев, оказавший большое влияние на Чарушина). С тех пор Евгений Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей. Евгений Чарушин оформлял и собственные сочинения, такие как «Разные звери», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», « Моя первая зоология», «Про больших и маленьких», «Про Томку», «Медвежата», «Васька», «Про сороку» и др. В 1930-е годы он стал одним из лучших художников детской литературы.
Его первой книгой с собственным текстом стал рассказ "Щур". Чарушин стремился "понимать животное - понимать его движения и мимику". Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный опыт. В том что он создавал нет вымысла, ведь животные не делают того, что им не свойственно.
Собственная техника легкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает его иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия этого создания. Как художника-анималиста его притягивали пушистые, мягкие и еще совсем беспомощные создания. Со всей добротой и обаятельностью он изображал их для детей. Герои его иллюстраций реалистичны и сказочны одновременно.
Как писателя его отличают богатство и образность языка, сказовость речи, юмор и то, как живо описаны звуки в его рассказах.
Также Евгений Иванович создавал станковые литографии для детей, занимался росписью по фарфору, а также использовал свой талант анималиста в настенной живописи и скульптуре. Его привлекала музыка и поэзия, театр и живопись, а за страсть к изобретательству его наградили прозвищем "Евгеша-изобретатель".
Умер Евгений Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965.

Чарушин Евгений Иванович
11 ноября 1901

Евгений Иванович Чарушин стал известен прежде всего, как художник-анималист. Кто из советских детей не помнит его чудесных рисунков пушистых зверушек? Да и фамилия у него просто говорящая - чарующая. Тут и чары, тут и ушки и пушистые зверушки.
Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему не только известность, но и любовь советских детей.
Прибавьте сюда еще и милые рассказы о животных, отличающиеся непосредственностью и свежим взглядом на мир.
Евгений Чарушин родился 11 ноября 1901 года в городе Вятке в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов того времени. В формировании характера мальчика огромную роль сыграла его мама, Любовь Александровна. Она привила сыну горячую любовь к природе. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными. Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника.
Чарушин учился во Вхутеине в Ленинграде (1922-1926). В 1926 году он пришёл в Детский отдел ленинградского Госиздата. Его рисованные зверушки понравились, и он стал иллюстрировать собственные рассказы и книги других детских писателей.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина и его иллюстрации сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Он - один из самых любимых советскими детьми художников, изображающих животных. Равных ему не было.

ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965)

Советский писатель и художник-график Е.И. Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По проектам Ивана Чарушина было построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Был он, как любой архитектор, хорошим рисовальщиком. Семья Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина. Любовь к природе родители прививали сыну с детства: "Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - всё это я с детства полюбил и пережил".

В формировании характера мальчика огромную роль сыграла его мама, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова). "Моя мать, - вспоминал Евгений Иванович, - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса. Конечно, я принимал участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их "одомашнить" в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей и голубей. Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания". Он часто ездил с отцом по области, проводил время с бывалыми охотниками, лесниками, умельцами-кустарями. Будущий писатель хранил в памяти их шутки, смешные байки и народные сказки. Видел быт простых людей и впитывал в себя все своеобразие и прелесть живого народного языка.

Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. "Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов - любимое дело матери. Бобка - трёхногий калека-пёс, лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях. Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости... В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать. Через год из чужого ружья впервые случайно убил филина, и с тех пор я охочусь, - один, с приятелями или со взрослыми охотниками. Одиннадцати-двенадцати лет получил в подарок ружье".

Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой книгой для него была книга А.Э. Брема "Жизнь животных". Ее он берег и перечитывал всю жизнь. "Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие "Нат Пинкертоны" и "Ник Картеры" не могли сравниться с Бремом". И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, в этом тоже немалая доля влияния Брэма. Рисовать Чарушин начал рано. "Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа". Рисовал начинающий художник "преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях", бегая в чучельную мастерскую, расположенную недалеко от дома, или наблюдая свой домашний "зоопарк". В 14 лет Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников). С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. "На помощь пришло рисование... Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже". По собственному определению он рос "с карандашом и кистью в руках".

Окончив в 1918 году среднюю школу в Вятке, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в армию. Там его использовали "по специальности", и он был назначен помощником декоратора в культпросвет Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он лишь в 1922 году вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Зимой он учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петроградскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Занимался он пять лет, с1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова . Но, как он сам вспоминал впоследствии, это были "самые бесплодные для меня годы". Поиски нового слова в живописи ему были неинтересны, а академическое рисование навевало скуку; куда как занятнее было ходить в зоосад или на птичий рынок. Одеваться же молодой художник любил в то время по моде. По воспоминаниям его близкого друга Валентина Курдова, Чарушин тогда "ходил в гольфах и пёстрых чулках, носил пыжиковую шапку и пёструю, собачьего меха, короткую шубу". В 1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на Алтай.

В 1926 году Чарушин пришёл в Детский отдел ленинградского Госиздата, которым заведовал знаменитый художник Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные. Чарушинские рисованные звери понравились Лебедеву, и он принялся всячески поддерживать художника в его исканиях и творчестве.

К этому времени Евгений Иванович уже работал в детском журнале "Мурзилка" (с 1924 года), а позднее сотрудничал с журналами "Еж" (1928-1935) и "Чиж" (1930-1941). В 1928 году он получил от ленинградского Госиздата свой первый заказ - на оформление рассказа В.В. Бианки "Мурзук". И первая же книга с иллюстрациями Чарушина привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из этой книжки был приобретён Государственной Третьяковской галереей. В 1929 году Чарушин иллюстрировал несколько книг: "Дикие звери", "Вольные птицы", "Как мишка большим медведем стал". Уже в них проявилось незаурядное мастерство художника в передаче повадок животных. Сидящий на ветке маленький осиротевший медвежонок; нахохлившаяся ворона, собирающаяся клевать косточку; бредущие кабаны с малышами… - всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты.

С тех пор Евгений Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака, Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных: "Преисполненный до краёв наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я стал, при горячем участии и помощи Маршака, писать сам". Уже в первом его рассказе с собственным текстом - "Щур" (1930) - проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. "Щур в клетке свистит, мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша Харлашу - а я их всех рисую, я - художник". И во всех других рассказах Чарушина "всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то немножко ироничная улыбка". Чарушин стремился "понимать животное - понимать его движения и мимику". Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный опыт. В том, что он создавал, нет вымысла, ведь животные не делают того, что им не свойственно.

Он стал оформлять и собственные сочинения, такие как "Разные звери" (1930), "Волчишко и другие" (1931), "Никитка и его друзья" (1938), "Моя первая зоология", "Про больших и маленьких", "Про Томку", "Медвежата", "Васька", "Про сороку" и другие. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было намного проще, чем свои собственные. В 1930-е годы он стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое направление в искусстве. Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Работая в технике свободного акварельного рисунка, монохромного или цветного, легким динамичным пятном, Чарушин воссоздавал в пространстве книги (в том числе и на полях) не просто кусочки натуры, но целостную пейзажную среду, средоточиями которой представали разнообразные животные. По-своему самобытны, лексически просты и изящны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения.

Чарушин с огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам: "для них не станешь сюсюкать в картинках, как это делается в других странах, не станешь рисовать пупсиков…" Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и понятны даже маленькому ребёнку. В коротких рассказах из сборника "Птенцы" (1930) о рябчатах, коростелятах, совятах Евгений Иванович мастерски выделяет самые броские, самые запоминающиеся особенности своих героев: "А вот вертишейки - хитрые птенцы! Подберётся к гнезду страшный зверь - мышь или белка, они шеи вытянут, зашипят змеёй. Всякий тут испугается".

Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. В своих иллюстрациях он рисовал их с необычайной точностью и характерностью. Каждая иллюстрация индивидуальна, в каждой изображен персонаж с индивидуальным характером соответствующим определенной ситуации. Эту задачу он решал ответственно. "Если нет образа, так и изображать нечего", - говорил Евгений Чарушин. - "Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка, - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать".

Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон в ранних его книгах едва намечены. Главное - крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина, утверждая, что тот занимался не иллюстрированием, а раскрашиванием холодных, мёртвых контуров. Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя. Как справедливо заметил один из исследователей его творчества Э.Кузнецов: "Он рисует не контурно, а можно сказать, антиконтурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев" и "ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности".

Создавать такие сложные, живописные по фактуре иллюстрации удобнее всего было в технике литографии. Она позволяла не только подолгу просиживать над рисунком, но и сразу печатать картинки в будущей книжке. Чаще всего Чарушин использовал пастельные, природные цвета. И "не признавал никаких литографских законов и правил, он темпераментно водил карандашом и тёр литографский камень тушью, царапая по нему иглой и бритвой". По многу раз он мог заклеивать на рисунке не получившиеся части или замазывать их белилами.

До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: "Птенцы" (1930), "Волчишко и другие" (1931), "Облава" (1931), "Цыплячий город" (1931), "Джунгли - птичий рай" (1931), "Животные жарких стран" (1935), продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я. Маршак, М.М. Пришвин, В.В. Бианки, А.И. Введенский. "То, что производило на меня большое впечатление в детстве, - говорил художник, - волнует и сейчас. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь".

Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для "Окон ТАСС", писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников, занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы. К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. В том же 1945 году Е.И. Чарушин получил звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.

К творчеству художник подходил всерьез, именно как к творчеству, а не как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному). "Детское сознание переполнено образами, которые зарождаются в нем непрерывно. Задача руководителя - подтолкнуть эти образы, помочь им запечатлеться на бумаге, и для этого совсем не надо быть художником. Разделенная с ребенком радость творчества, радость его находкам в рисовании, в создании образа поддерживает ребенка в процессе работы, дает ему уверенность в себе", - считал Е.И. Чарушин.

Иногда казалось, что рисование зверей для Чарушина - не тяжёлая работа, а просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как способность петь или дышать. В его иллюстрациях мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Е.И. Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ - определенный характер в определенном состоянии.

Последней книгой Чарушина стали "Детки в клетке" С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой природы: "Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству". Понимая, что именно в детстве закладывается основа мировоззрения человека, Чарушин писал: "Моя задача - дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира".

По отзывам современников, художник был человеком страстным, эмоциональным и очень увлекающимся. "Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали "Евгеша-изобретатель"), - вспоминал Валентин Курдов. Однако "его "безделье" всегда было наполнено какой-то деятельностью, чаще всего бессмысленной и неразумной в глазах посторонних, забавой, причудой, игрой, но для него неизменно интересной и важной, требующей ума, изобретательности, ловких рук, интуиции и даже вдохновения". Мало кто знал, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

Произведения Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров.

Умер Евгений Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на Богословском кладбище.

Е.И. Чарушин - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Государственное образовательное учреждение

Спасский педагогический колледж №3

Контрольная работа по детской литературе

с практикумом по выразительному чтению

Тема: Творчество Е.И. Чарушина

с. Спасское 2009 г.


1. Теоретическая часть

1.1 Биография и творчество Е.И. Чарушина

1.2 Анималистическое искусство Е. Чарушина

2. Практическая часть

2.1 Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина

2.2 Игра-занятие «Гусь»

2.3 Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

2.4 Рисование «Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

2.5 Занятие: «волчишко» Для детей 3-4 лет

Список использованной литературы

1. Теоретическая часть

1.1 Биография и творчество Е.И. Чарушина

ЧАРУШИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ

В день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, чьи рисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир.

Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка - 18.02.1965, Ленинград) - российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…

Семья губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.

Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.

Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца - семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь.

Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН).

По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные.

Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича - рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928) - привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал».

В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. Уже в первом его рассказе - «Щур» (1930) - проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” - птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я. Маршак, М.М. Пришвин, В.В. Бианки, А.И. Введенский…

Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами - «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.

Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И - занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

1.2 Анималистическое искусство Е. Чарушина

Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.

На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота - это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому - первый показатель нравственности человека. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.

Именно поэтому, как и в фольклоре, «между строк» и в подтексте читается больше, чем в самом произведении. Не случайно исследователи-лингвисты считают, что Чарушин широко пользуется сказовой манерой повествования. Как и в фольклоре, так и в произведениях мастера каждый открывает для себя столько, сколько может пропустить через свое сердце, разум и чувство. Сказанное позволяет заметить: при видимой простоте изложения произведения Чарушина требуют особой педагогической культуры преподнесения их детям. Соприкасаясь с творчеством Чарушина, педагог должен уметь поддержать авторскую мысль и подать произведение созвучно ей. Последнее требует от него тонкого восприятия мира. Иными словами, взрослый должен пропустить через себя чувство автора, понять его основную мысль и в точности донести до сознания ребенка.

Только он, взрослый, целенаправленно организуя окружающий предметный мир ребенка, раскроет в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевит эту окружающую среду, сделает ее для малыша понятной и доступной.

В последние десятилетия некоторые отечественные и зарубежные психологи по-новому интерпретируют раннее и дошкольное детство. Считается, что ребенок не пассивный созерцатель мира, а наоборот, его активный участник.

И вот что, пожалуй, самое главное: с раннего младенчества малыш как бы «идет» навстречу взрослому, который представляется ему не только самым информативным объектом, но и самым желанным. Именно он, взрослый, эмоционально наполняет и расцвечивает его жизнь. Познавая отношение взрослого к миру предметов, материальной и духовной культуры, к природе и обществу, ребенок, подражая, учится жить в обществе, усваивает его ценностные ориентации. Он как бы «смотрится» во взрослого как в зеркало, усваивая, что хорошо, а что плохо. Социальная среда, таким образом, выполняет воспитывающую функцию: ребенок будет таким, каким сделает его ближайшее окружение. В связи с этим следует говорить о гуманизации воспитательного процесса в целом, и культуре воспитания в частности. Что это означает? То, что мы, взрослые, собственным примером, образом жизни, своими чувствами, словами и делами формируем у ребенка нравственно-этические нормы поведения; симпатии и эмпатии, толерантность и альтруизм, доброту и заботу, бережное и любовное отношение ко всему живому, что его окружает. Именно поэтому гуманизация воспитательного процесса выступает как принцип современной педагогики, подразумевающий воспитание красотой и добротой. Доброта не может быть некрасивой. Не случайно Федор Михайлович Достоевский утверждал: «Красота спасет мир». Малыша мы, взрослые, обязаны учить замечать эту красоту, созидать ее, воспитывать благоговейное отношение к ней. Ведь ребенок так же восприимчив и отзывчив к миру, как и мы, взрослые. Просто он другой и по-другому реагирует.

Эту особенность ребенка знал и учитывал Евгений Иванович Чарушин, в творчестве своем тонкий педагог и чуткий психолог. Гуманизм его произведений, написанных полвека назад, прекрасно «проецируется» на принципы современной психологии и педагогики; они как бы предвосхищены автором еще много лет тому назад. Вот почему творчество мастера не утратило своей актуальности. Оно созвучно времени.

Борис Житков и Самуил Маршак, Владимир Маяковский и Корней Чуковский, Юрий Васнецов, Владимир Конашевич, Василий Лебедев... Кому из нас неизвестны имена этих писателей и художников?! Евгений Иванович Чарушин в этой замечательной плеяде занимает особое место - и писателя, и художника. Его рассказы о животных удивительно выразительны. Чаще всего описание занимает всего несколько строк, но в них поистине «словам тесно, а мыслям просторно». Обратимся к некоторым. Рассказ «Кошка»: «Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет-мурлычет, а ее котеночек маленький - ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится». Вот и все. А сколько в этих пяти предложениях заложено полезной и интересной для ребенка информации! Здесь о том, за что кошку ценит хозяйка, какую пользу она приносит. Яркие, выразительные, образные характеристики проиллюстрированы рисунком на большей части страницы.

Другой рассказ - «Курочка». «Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки». Внимание и наблюдательность, теплое любование... Можно сказать, преклонение человека перед обыкновенной курицей, такой заботливой к своим птенцам. И опять - на большей части страницы - иллюстрация.

Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается к натуре. Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчества писателя В. Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Вглядитесь в его по-детски растерянного, беспомощного, одинокого медвежонка - «героя» рассказа Нины Смирновой «Как мишка большим медведем стал», оставшегося без мамы-медведицы. Так и хочется его пожалеть, защитить. Еще один наглядный пример - иллюстрации к книге Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке». Удивительное слияние стихотворного текста и иллюстраций. Детеныши животных на обложке книги, на первом развороте... Как живые! И два медвежонка, со всех ног убегающие от маленькой зебры; и львенок, смотрящий прямо на читателя, как бы спрашивающий нас о чем-то. На развороте все заняты своим делом - бегают, играют, с любопытством смотрят друг на друга, но у каждого свой характер, свои повадки, увлечения. Каждый живет своей детской жизнью. И нет сомнения, какой восторг они вызывают у детей - чувство радости, добра и... стремление защитить малыша. Обратите внимание, как реалистичны звери в обрисовке. Да, цветовая гамма иллюстраций достаточно скупа, однако удивительно выразительна - тонко сочетающиеся черные, коричневые, желтые, белые мазки, пятна; иногда желтый цвет становится золотисто-охристым; очень точны детали изображений.

Совсем иные оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрации рыже-коричневые, желтые, синие, черного цвета совсем немного - только для того, чтобы подчеркнуть отдельные перышки, выделить клювик, лапки птенцов. Особенно запоминается иллюстрация на развороте (Чарушин вообще мастер композиции в развороте), третья часть которого - толстый кряжистый ствол. Левую часть занимает обозначенное черно-рыжими штрихами гнездо и в нем - орущие воронята.

Очень скупы, но живописны пейзажные изображения. Не поленитесь, найдите иллюстрации Евгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» (из книги «Как мишка большим медведем стал»). По диагонали через белую страницу (снег) - тонкое деревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белой страницы сам мишка, а вокруг него лес - две елочки, обозначенные несколькими штрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено черным цветом на белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзя более выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка...

Вспоминая сегодня Евгения Ивановича Чарушина - талантливого мастера кисти и слова, мы не можем не отметить еще одну сторону его таланта - педагогическую. Художник-педагог, непосредственно работавший с дошкольниками, придавал огромное значение руководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками. Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним из побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишается радости творчества».

С той поры прошли годы... Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.

Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным читателям и зрителям, Е. И. Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты - человек - хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

2. Практическая часть

2.1 Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина

Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина представляет не только определенный интерес для педагогической практики, но и известную трудность. Это прежде всего касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка 2-4 (5) лет, особенно ценные для его эмоционального и познавательного развития. Анализ произведений замечательного мастера слова и кисти показал: его маленькие рассказы о домашних животных соответствуют программным требованиям развития детей 2-3 лет. В методическом плане их целесообразно выстроить от более близких к более далеким образам, т. е. вначале знакомить детей с рассказами, в которых описываются животные, живущие «рядом»: кошкой, собакой, птичкой. Однако, чтобы знакомство с этим самобытным писателем состоялось, малыша необходимо подготовить к восприятию реалистического образа животного.

Нам могут возразить: «Малыш 1,5- 3 лет уже знаком с собачками, кошками, козочками. Знаком по песенкам, потешкам,- словом, на основе фольклора для самых маленьких». Это так, но «герои» жанра - животные - действуют в этих миниатюрах как люди. Они расцвечивают жизнь малыша, эмоционально обогащают его. И действительно, как не полюбить котика, кошку, курочку, которые приходят «ночевать, чтобы люлечку качать», ему «платье шить», «в сапожках избушку мести». Однако уже к 2-2,5 годам у ребенка постепенно возникает потребность воспринимать мир реалистически, устанавливать реалистические зависимости и причинно-следственные отношения в окружающем его мире. Особенно наглядно эта потребность проявляется к 3-4 (5) годам, в постоянных вопросах «почему». В этом плане проза и рисунок Чарушина - бесценный клад для педагогики, для воспитателя детей раннего и дошкольного возраста. Творчество мастера позволяет ему ввести ребенка в реалии окружающего мира. И что примечательно: без всякого противопоставления песенности и поэзии фольклора. Более того, соприкасаясь с произведениями Чарушина, фольклорная тематика «загорается» новыми красками; ребенок, благодаря воображению, открывает для себя два мира - реальный и ирреальный, фантастический, не противостоящие друг другу, а соседствующие параллельно. Вспомним его рассказы «Гусь», «Утята», «Лиса», «Ежик», «Дятел», его книгу «Большие и маленькие», его миниатюры «Кошка», «Утка», «Волчишко»... Бесконечная цепочка образов животных - зримых, предметных, с точным обозначением величины, цвета шерсти, оперения.

Известно, малыш 3-го года жизни уже берет на себя роль в игре; следовательно, он может действовать в воображаемом плане. При этом ребенок спокойно «возвращается» к реалиям действительности, понимая, что и сорока-ворона, и курочка, и котик понарошку «кашу варят и деток кормят», понарошку «бегут с ведром заливать кошкин дом», понарошку «ходят на торжок» покупать пирожок. Он уже знает: животные в жизни человека выполняют какую-то особую функцию. Но тем не менее животные по-прежнему остаются для него желанными игровыми персона жами, любимыми героями песенной и фольклорной тематики. Чарушинская проза, адресованная самым маленьким, удивительно гармонично вписывается в русло поэтического фольклора своей созвучностью. Ведь писатель так широко использует стилистику фольклора. Его постоянные обращения к сказу просто обязывали вводить особый словарь, особый стиль. Пример тому - инверсии с непременной постановкой глагола после существительного («Про то, как сорока летела, кого повидала, как перо потеряла»), повторы с употреблением слов в превосходной степени (злющая-презлющая,тощая-претощая, ходы-переходы, живет-дрожит), синонимические повторения (цыплята-тетеревята, в лесочке-ельничке), троекратные повторения одного и того же действия (рассказ «Что за зверь?»). Самобытное творчество Чарушина, так счастливо сочетающее в себе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка. Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира, полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом, легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам, его логике. Чем младше ребенок, тем полезнее сочетать прозу Чарушина с наглядностью - показом иллюстраций, рисунков, с игровыми приемами. Переход занятия в игру - один из приемов, допустимых в педагогике раннего детства. Для дошкольников среднего и старшего возраста чтение и прослушивание текста с переходом, как правило, в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим», ко всему живому - уже специальный вид занятия.

И наконец, остановим внимание читателя на художественных приемах, которые он будет использовать, работая над чарушинской тематикой. Во-первых, рассказы писателя желательно читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты,- словом, его отношение к тексту. Будем помнить, что проза Чарушина - тот благодатный материал, который дает возможность педагогу проявить себя - показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности, толерантности.

2.2 Игра-занятие «Гусь»

Для детей 2,5-3 лет

Цель: Сложившийся ранее фольклорный образ птицы (по сказке «Гуси-лебеди», по потешке «С гуся вода - с дитя худоба», по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся») дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птицы - длинная, тонкая шея, тело, покрытое оперением, красный большой клюв, красные лапки с перепонками: любит и умеет плавать (в отличие от курицы) в реке, в пруду, шипит, а не кудахчет, может ущипнуть клювом того, кто «не нравится» и т. п.

Учить детей внимательно прослушивать текст, пересказывать его последовательно. Развивать речевые навыки: учить строить предложение из 3-4 слов; способствовать формированию обращенной речи, ее интонационной выразительности («Ты цветочков не мни, ты травку не рви; «Иди ко мне. Я тебе хлебца накрошу»).

Использовать звуковую палитру рассказа для работы над правильным произношением трудных звуков: «г», «х», «ш», «щ».

Эмоционально обогащать, включая в занятие игровые приемы, элементы кукольного театра, пение, речитатив, игру на ложках и т. п.

Примечание. Если есть возможность, желательно показать детям домашних птиц: кур, гусей, уток; понаблюдать за ними, отмечая отличительные признаки, повадки.

Материал: 1 «Гусь» - персонаж кукольного театра - длинная «перчатка», имитирующая шею, головку и туловище.

Способ изготовления, Первая часть: имитирует шею, голову, клюв домашней птицы. Выполняется из белого детского чулка (колготок), который исполнитель натягивает до локтя. Носок и пятка имитируют «головку», с каждой стороны которой пришиты две черные пуговички-«глаза»; на чуть-чуть оттянутый носок чулка пришивается красный клюв.

Вторая часть игрушки: оборки (белая ткань шириной в 6-7 см), выкроенные по косой нитке и пришитые вкруговую в 3-4 ряда (закрывают руку взрослого по плечо). Слева и справа у нижней оборки пришиваются лапки из красной ткани в форме полузвездочки (одна звездочка, разрезанная пополам).

Самодельная кукла-игрушка, натянутая на руку исполнителя роли, создает возможность поворачивать головку в разные стороны, разевать клюв, наклонять головку, плавно раскачиваться, подпрыгивать. Вторая рука выполняет как бы сдерживающую функцию: удерживает птицу, которая находится «на руках», обхватывает снизу, как бы прижимая к себе и т. д.

2. Журнальный стол, покрытый зеленой тканью; детский стул - для воспитателя.

Ход занятия

1. Для знакомства с «гусем» воспитатель вновь читает уже знакомые фольклорные строчки - «Гуси-гуси!? Га-га-га!» или «Жили у бабуси веселые гуси...»

Воспитатель. Кто же так кричит «Га-га-га»? Правильно, гуси... А вы не слышите, что кто-то за ширмочкой повторяет за мной «га-га-га»? Кто же это? Пойди посмотрю, а вы подождите немножко.

Педагог отходит в сторону и натягивает на руку «чехольчик» так, чтобы ребята не видели. Обхватив «гуся» второй рукой, выходит к детям, имитируя голосом «га-га-га!»

Посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришел? Правильно, гусь. А как вы узнали? По тому, как он приветствует вас? По длинной шее? (Ответы)

Педагог садится за журнальный стол, кладет руку, облаченную в чулок, на его зеленую поверхность, демонстрируя повороты длинной и гибкой гусиной шеи. Погладив другой рукой птицу от «головки» до «хвостика», еще раз обращает внимание детей на длинную шею гуся, на его красный клюв, красные лапки, блестящие глаза, на то, как он, красуясь, «ходит» по зеленой «травке» (зеленая ткань, покрывающая стол), поворачиваясь влево и вправо. Дети должны рассмотреть птицу (4-5 мин.).

В конце этой части занятия можно ввести игровой прием.

Что это ты зашипел? Да еще щиплешь меня за руку! Ай, как нехорошо ты себя ведешь! Тебе что-то не нравится? Скажи мне на ушко. Вот что! Ребята, оказывается, гусь хочет, чтобы я прочитала про него рассказ! Хорошо, я исполню твое желание, а дети послушают.


2.3 Занятие: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

Цель: Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Книга с иллюстрациями

Воспитатель начинает занятие с обсуждения проблемной ситуации: что делать, если вдруг нашли маленького, только что родившегося котенка, зайчонка или птенчика? Можно ли его брать? Выживет ли он? Обобщая ответы детей, педагог утверждает, что прежде чем брать крошку, нужно выяснить, что ему нужно для жизни.

Воспитатель сообщает детям, что прочтет им не сказку, а настоящую историю, которая случилась на самом деле,- рассказ о двух мальчиках.

После чтения рассказа воспитатель беседует с детьми, используя иллюстрации.

О ком говориться в рассказе? Как можно назвать зайчат по-другому?

Каких зайчат нашли дети? Какими словами можно сказать о них? (Маленькие, малюсенькие, крошечные, хорошенькие, пушистые, легонькие, мягонькие.)

Они были такие крошечные и круглые, как... На что похожи? Как... (комочки, шарики, пушинки).

Глазки у зайчишек, как... (пуговички, блестящие точечки, смородинки, угольки).

Расскажите, как дети спасли зайчат. Кто помог им в этом?

Я вижу вам понравился рассказ Е. Чарушина. Придумайте название этому рассказу.

Вы, наверное, захотите рассказать его вечером своим мамам. Давайте придумаем загадку о зайчиках. Когда мамы отгадают, тогда расскажите им нашу историю.

2.4 Рисование «Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

Воспитатель совместно с детьми составляет загадку о зайчике, построенную на сравнении и отрицании:

Он маленький, как..., но не...

Он пушистый, как..., но не...

Он быстрый, как..., но не...

Он серенький, как..., но не...

Средняя группа: рисование

«Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие; стремление любоваться изображением животных в книжной графике; учить видеть красоту животного. Развивать сенсорные способности - умение выделять овальную форму тела, головы, длинные уши - кролика и крольчат. Вызвать желание передавать в рисунке образы животных. Познакомить с приемами передачи пушистой шерстки.

Материал: Бумага (размером в альбомный лист); щетинная кисть; кисти; акварельные краски (или сангина); карандаш угольный или просто черного цвета.

Ход занятия

Воспитатель (собрав детей у доски или мольберта). Накануне мы с вами прочитали рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Кролик», рассматривали иллюстрацию. Однако я еще раз прочту вам этот короткий рассказ; мы вновь рассмотрим иллюстрацию. Это для того, чтобы вы легче справились с заданием.

Обратите внимание, как художник изобразил пушистый мех мамы-крольчихи и крольчат; какая у них форма тела, головы, ушей. Прежде чем приступить к рисованию, присмотритесь к маме-крольчихе; ее художник нарисовал крупно. С чего мы начнем? Конечно, с основных частей тела зверюшек. А потом я вам покажу, как передают пушистый мех с помощью сухой щетинной кисти. Я обмакну ее в темно-серую или темно-коричневую краску, сниму лишние капли, потерев кисть о край баночки, и нанесу краску на высохший основной цвет меха (используется сангина, угольный или просто черный карандаш).

Если дети еще не очень хорошо овладели умением рисовать красками, педагог ограничивается заданием: передать основной цвет кролика без прорисовки ворса.

В конце занятия все рисунки выставляются для общего просмотра. Взрослый обращает внимание, сколь разнообразны приемы изображения.

Примечание. Занятие на тему «Кролик» можно провести и в старших группах, однако темой рисунков может стать любое домашнее животное (из книги «На нашем дворе»).

2.5 Занятие: «волчишко» Для детей 3-4 лет

Цель. Продолжать знакомить детей с животными и их детенышами - образами фольклорными, песенными и реалистическими.

Формировать представление о животных - «больших и маленьких», о «братьях наших меньших» - на основе гуманистической прозы Чарушина. Воспитывать доброе, бережное, участливое отношение к животным, их детенышам.

Развивать способность внимательно слушать текст, запоминать последовательность событий. Прибегая к образной и яркой прозе Чарушина, воспитывать любовь к литературе, вкус к художественному слову, «чувство языка». Детей старше 3 лет - при пересказе прочитанного текста - учить умению строить наряду с простыми сложные предложения.

Продолжать учить умению рассматривать иллюстрации.

Воспитывать высокие чувства любви к родной природе и родному краю.

Материал. Иллюстрации Чарушина к рассказу «Волчишко».

Ход занятия

Чтение рассказа «Волчишко».

Воспитатель. Автор этого рассказа Евгений Иванович Чарушин был не только писателем, но и художником. Он подарил нам множество интересных и забавных историй о животных, их детенышах, об их повадках. Более того, к этим рассказам Евгений Иванович Чарушин сделал рисунки. Послушайте его рассказ «Волчишко», а потом мы рассмотрим иллюстрации.

Основная образовательная задача - вызвать сочувствие к волчонку, оказавшемуся в новой для него обстановке, «без мамы»; вызвать обостренное чувство любви, жалости к маленькому, беззащитному лесному детенышу и радость благополучного завершения - возвращения к маме.

Рассматривание иллюстраций, обсуждение рассказа

Воспитатель. Посмотрите на этот рисунок. Вот он, волчишко. Маленький, пушистенький. (Побуждает малышей высказаться.) Может, скажете, какого цвета у него шерсть? Какие ушки? Хвостик? Глазки?

Ход дальнейшей беседы и рассматривания иллюстраций во многом зависят от возраста и развития группы.

Где жил волчишко с мамой-волчицей? Как он оказался в доме? Кого он увидал в комнате? Почему волчишко их испугался? Куда волчишко спрятался? Как он вел себя, когда все уснули? Почему он завыл, «заплакал»? Что же произошло утром? Кто встретил его в лесу? Почему она обнюхала волчонка? Как вы думаете, хорошо или плохо, что волчонок убежал обратно в лес? Почему у волчишки печальные и испуганные глазки? Поджатый хвостик? Вздыбленная шерстка?

Образовательная задача - пробудить в детях добрые чувства, желание защищать животное, заботиться о нем. Посредством вопросов («Как вы думаете, как повели себя мама-волчица и волчишко, встретившись? Куда побежали?») побудить увидеть что-то свое, так сказать, «за кадром», как бы продолжить рассказ от себя. Этот прием развивает воображение.

Примечание. По схеме данного занятия можно познакомить детей и с другими рассказами Чарушина: «Лиса», «Лисята», «Еж», «Кто как живет», «Заяц», «Белка», «Про зайчат», «Дятел».


Список использованной литературы

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. - М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. - М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. - М.: Сов. художник, 1983

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Биография известного детского писателя Евгения Ивановича Чарушина

Известный детский писатель и художник-график советских времен Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 года в городе Вятке в семье выдающегося губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. Отец с детства учил мальчика рисовать, к тому же частым гостем в доме Чарушиных был Вятский художник Юрий Васнецов, с которым очень сдружился Евгений Чарушин.

В детстве вместе с мамой, Любовью Александровной, Евгений часто ходил на прогулки в лес, где они собирали семена цветов, выкапывали различные растения, а затем по возвращению домой все это превращалось в чудо-сад. Именно мама привила маленькому Евгению любовь к животным, они вместе выкармливали больных уток и тетеревят, лечили зверей, а в постройках возле дома держали коз, индюшат, кроликов и голубей. В то время животные были для мальчика лучшими друзьями, он любил проводить с ними время, изучая их повадки и настроение. Таким образом, недостатка в живой натуре Евгений никогда не испытывал.

В детстве самыми любимыми книгами Евгения Чарушина являлись книги о жизни животных, а настольной книгой для него стала работа А. Э. Брема под названием «Жизнь животных». Именно эту книгу он перечитывал вдоль и поперек в течение всей своей жизни.

Когда же Евгений стал постарше, он стал с предельной внимательностью наблюдать за природой и животными и делать свои первые рисунки кистью или карандашом. О своем пристрастии к рисованию он говорил так: «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа». В возрасте четырнадцати лет Евгений вместе со своими друзьями попытался даже организовать союз поэтов и художников, для которого было придумано забавное название «Сопохуд».

Кроме того, и отец мальчика по возможности брал сына в свои поездки на природу, где они вместе наблюдали восход солнца и его закат, утренние туманы, они вместе слушали как просыпаются птицы и наблюдали за тем как резвятся животные.

Увлечение Жени Чарушина природой было настолько сильным, что иногда ситуации выглядели весьма комично. Мальчик искренне желал понять внутреннее состояние животных, что они чувствуют, о чем думают, и даже нравится ли им пища, которую они едят. Так, однажды Евгений решил попробовать корм, который едят птицы, он съел все и в результате заболел брюшным тифом. Как-то раз очевидцы видели, как юный Чарушин вместе со стадом коров переплывает широкую реку Вятку.

Как отмечали современники писателя, он совершенно не мог сидеть без дела и был человеком всегда увлекающимся чем-то. Евгений Чарушин прекрасно играл на скрипке, писал стихи, был неплохим актером и любил изобретать что-то новое, за что и получил прозвище от своих друзей «Евгеша-изобретатель». Немногие знают о том, что Евгений создал несколько патентов на изобретения, в частности, планер, на котором он летал, а также лыжи-поплавки, с помощью которых было возможно ходить по воде.

Обладая талантом художника, Евгений Чарушин поступил в Ленинградскую академию художеств, по окончанию которой в 1926 году его пригласили на работу в издательство «Детгиз» на должность художника. За период работы в детском издательстве, он проиллюстрировал более ста книг, среди которых были литературные произведения таких известных писателей, как А. Бианка, М. Маршак, М. Пришвин и некоторые другие.

Творчество писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина

Евгений Чарушин проявил себя как превосходный художник-анималист, рисунки которого можно легко узнать по особому художественному почерку. Он обладал уникальным даром изображения не только внешнего облика зверя, но и его движений, повадок, а также нрава и характера. Сам художник объяснял свой дар следующим образом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель — ребенок хочет пощупать моего зверька - я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Природа настолько сильно вдохновляла Евгения Чарушина и переполняла радостью его душу, что только изобразительными средствами было невозможно передать полноту ощущений творческой личности, поэтому вскоре на помощь Евгению Чарушину пришло слово. Так, уже в 1929 году в известных детских журналах появились первые рассказы писателя Чарушина, такие как «Волчишко», «Медвежата» и другие интересные истории для детей о животном мире. Если внимательно присмотреться к любой из книг Евгения Чарушина, то сразу же бросается в глаза уникальное единство иллюстрации и текста. Но даже став писателем, Чарушин отмечал, что «...художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже».

Когда началась Великая Отечественная война, писатель был эвакуирован из Ленинграда в свою родную Вятку. В этот период он рисует плакаты для «Окон ТАСС», а также пишет картины, посвященные военной тематике. Сотрудничал в то время Евгений Чарушин и с Кировским театром драмы, создавая прекрасные декорации к спектаклям. Находясь в Вятке, Евгений Иванович Чарушин работал учителем рисования в школе. Потрясающим образом он расписал стены одного из детских садов, дети с любопытством смотрели на загадочные леса, в которых жили герои самых разных детских сказок.

Последние году своей жизни писатель Евгений Чарушин провел в Ленинграде, где он по-прежнему продолжал писать книги, а также создал серию эстампов с изображением животных. Известно, что он также увлекался мелкой пластикой и даже создавал скульптуры животных. Делал Евгений Чарушин и эскизы росписи для чайных сервизов, сотрудничая с Ленинградским фарфоровым заводом.

Последней, написанной писателем Евгением Чарушиным работой, стала книга под названием «Детки в клетке» на стихи С. Я. Маршака. Талантливый детский писатель и художник Евгений Иванович Чарушин скончался в Ленинграде 18 февраля 1965 года, в возрасте 64 лет. Он был похоронен на Богословском кладбище. Вскоре после кончины популярного детского писателя, ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Несмотря на все жизненные трудности, с которыми приходилось сталкиваться писателю, ему все же удалось сохранить особое детское мироощущение и ребяческий восторг перед красотой природы и уникальностью животного мира. Сам писатель о своем детстве вспоминал с большой благодарностью: «Я очень благодарен моим родным за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

Таким образом, детский писатель и художник Евгений Иванович Чарушин вошел в историю как один из любимых детских авторов, увлекательно рассказывающих о природе и животном мире. Бесспорно, он стал лучшим художником-анималистом в России и равных ему не было и нет по сей день. Книги для детей, которые он создал при жизни принесли радость не одному поколению юных читателей и научили их полюбить загадочный мир зверей и птиц.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...