Проект огород на подоконнике старшая группа. Проект «Огород на подоконнике »(Старшая группа). Пальчиковая игра "Варим мы компот"
Воспитатель Мазалова Ольга Александровна, г.Междуреченск
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и ранней весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и понаблюдать за ростом и цветением овощей и зелени. И нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Такой огород — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Актуальность данного проекта — расширение представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщение представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, а так же развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель: расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода,
Задачи:
- Расширение опыта детей по ухаживанию за растениями в комнатных условиях.
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда.
- Привлечение родителей к участию в проекте.
Проектная идея: Создать в группе сада огород на подоконнике.
Участники проекта: Дети старшей группы, родители и воспитатель группы.
Взаимодействие с родителями.
- Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.
- Помощь родителей в приобретении оборудования и инвентаря для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.
- Домашнее задание – с детьми мими- книжка со сказкой, рассказом или стихотворением домашнего сочинения об овоще.
Ожидаемые результаты.
Получение знаний детей о жизни растений.
— Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
— Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
— Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
— Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Способы оценки : Опыты, наблюдения, беседы.
Продолжительность : 12 недель
Организационная деятельность .
- Подбор художественной литературы, иллюстрированный материал по данной теме.
- Подбор материала и оборудования для опытно — экспериментальной деятельности.
- Составление перспективного плана мероприятий.
План реализации проекта
1 ЭТАП – подготовительный (2 недели) .
После того как дети увидели, что мамы дома посадили помидоры и другие овощные культуры предложили и в детском саду устроить огород, мы решили разбить огород в группе.
- Собрали художественную литературу: стихи загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах, экологические сказки. Воспитатель и родители группы (1-2 неделя февраля).
- Консультации для родителей: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике», «О пользе и лекарственных свойствах овощей». Воспитатель группы, родители. (1-2 неделя февраля).
- Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена. Родительский комитет (1-2 неделя февраля).
- Изготовление табличек — указателей с названиями растений. Дети, воспитатель. (1-2неделя февраля).
Основной этап
- Рассматривание семян (укропа, огурцов) и посадка семян в ящики с землей на подоконнике групп с расстановкой заранее заготовленных табличек-указателей. (2неделя февраля).
- Наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Устанавливали связи: растения – земля (фасоль положить в емкость с водой и с землей- наблюдать), растения – вода (луковицы посадить в горшки с землей и одну поливали, а другую нет) растения – свет (луковицы посадить в горшки с землей и один горшок поставить в темное место). Результаты экспериментов фиксировать в рисунках.
Воспитатель и дети группы (в течение всего проекта).
- Беседы с детьми: «Растения огорода», «Вершки и корешки», «Посев семян», «Овощи и фрукты». Воспитатели группы. (в течение всего проекта).
- Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Сбор урожая», «Собери корзинки», «Вкусное варенье», «Полезный сок», «Варим суп» и другие. Воспитатель группы, (в течение всего проекта).
- Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу), книги «Как появился цветок». Воспитатель и дети группы (в течение всего проекта) .
- Чтение художественной литературы: С. Виталия «Огород», С. Сирена «Огород»,
О. Емельяновой «Что растет на огороде», сказки Дж. Родари «Чиполлино», загадок, пословиц, поговорок об овощах, фруктах. Воспитатель группы (в течение всего проекта).
- Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; лепка «Корзина с овощами»; Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому».
Заключительный этап
Дети, воспитатели группы, родители.
- Оформление выставки рисунков детей «От семени к ростку», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе.
- Проведение конкурса чтецов «Во саду ли в огороде».
- Выступление детей с домашним заданием «Чтение придуманной сказки своего сочинения, об овощи».
4.Приготовление совместно с детьми группы овощного салата и угощение детей из средней группы «Солнышко».
Результативность проекта:
У детей старшего дошкольного возраста сформировались экологические знания о выращивании растений из семян в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Усовершенствовались познавательные и творческие способности детей. Они получили представление об ухаживании за растениями и познакомились с условиями их содержания, учатся подмечать красоту растительного мира и бережного отношения к миру природы. Заинтересованность и помощь родителей при реализации проекта.
Количество воспитанников, участвующих в проекте: 20 детей.
Количество родителей принявших участие в реализации проекта: 12 человек.
Презентация проекта, прошла в форме консультации для педагогов детского сада на тему: «Оформление проекта в форме лепбука»
Гюльпери Магомедова
Информационная карта проекта
МБДОУ КВ «Детский сад № 6 «Солнышко»
г. Дзержинский Московской области
1. Полное название проекта : «Огород на подоконнике »
3. Руководитель проекта (ФИО) : Иванова А. И.
4. Педагоги : Магомедова Г. Н.
5. Город, представивший проект : г. Дзержинский
6. Адрес организации : г. Дзержинский, ул. Томилинская, д. 16
7. Телефон, e-mail: 8-495-551-61***
8. Вид, тип проекта : краткосрочный
9. Цель, направление деятельности проекта : расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода .
10. Краткое содержание проекта : организационная, образовательная
деятельность; конкурсы, досуги; рассматривание иллюстрированного
тематического материала, беседы.
11. Место проведения : г. Дзержинский.
13. Количество участников проекта (взрослые и дети) : воспитатели гр. № 9, родители и дети гр. № 9, музыкальный руководитель
14. Возраст детей : 5-6 лет
15. Форма проведения : конскурсы, ООД, беседы, досуги
16. Ожидаемые результаты (продукт проекта ) : Получение знаний детей о жизни растений; создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними; развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки. развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями; вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Актуальность.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике . Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Цель :
Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода .
Задачи :
Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде .
Расширять представление детей о жизни растений.
Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
Участвовать в посильной практической деятельности.
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Получение знаний детей о жизни растений.
Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
В группе разбили огород на подоконнике . Приобрели необходимое оборудование : контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы.
Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов) . Завели календарь наблюдений за ростом растений.
Подобрали художественную литературу : поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.
Устанавливали связи : растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах : поговорки, стихи, сказки, загадки.
Рассматривали иллюстрации, картины.
Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Подведение итогов реализации проекта .
Оформили выставку рисунков «Овощи» , «Огород на подоконнике » .
Фотографии детей в экспериментальной деятельности.
Мероприятия Цели Ответственные
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом » . Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту . Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике » . воспитатель
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт . Расширять кругозор детей. воспитатель
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода . Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. воспитатель
4. Совместное создание в группе огорода . Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым. воспитатель
5. Беседа «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями» . Привлечь к совместному труду всех детей в группе . воспитатель
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов, связанных с огородом , овощами и фруктами.
Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом , овощами и фруктами. воспитатель
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. воспитатель
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта . Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. родители
9. Чтение русской народной сказки «Репка» , стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка» . воспитатель
10. Совместный с детьми уход за рассадой : полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями. воспитатель
11. Фотоотчёт для родителей. Приобщить родителей к созданию в группе огорода , знакомству детей с растениями, уходу за ними. воспитатель
12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание. воспитатель
13. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах. воспитатель
14. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай» . Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. воспитатель
15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка» . Развивать у детей актёрские способности. воспитатель
16. Высадка окрепшей рассады в грядки на общем огороде . Учить оказывать взрослым посильную помощь. воспитатель
17. Создание фотоальбома «Огород на подоконнике » . Подвести итог проделанной работы. воспитатель
Спасибо за внимание!
МАДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
в средней группе по теме
«Огород на подоконнике"
Подготовила:
Сигаева Елена Викторовна
Октябрьский
2015-2016 г.
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Тип проекта - познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Цель:
Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта как продукта сотворчества воспитателей, детей и родителей.
Задачи:
1.Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2.Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3.Развивать познавательные и творческие способности.
4.Формировать осознанное отношение к природным явлениям и объектам.
5.Воспитывать бережное отношение к своему труду и растениям.
Участники проекта:
Педагоги
Родители
Воспитанники средней группы № 8
Ожидаемый результат
1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2.У детей сформируется знания о росте растений в комнатных условиях.
3.Создание в группе огорода на подоконнике.
Формы работы
беседы
занятия
викторины
дидактические, настольные игры
сюжетно-ролевые, театрализованные игры целенаправленные наблюдения
экскурсии
совместный труд детей и взрослых
работа с родителями
продуктивная деятельность
посильная самостоятельная трудовая деятельность
использование иллюстративного материала
Первый этап. Подготовительный.
1.Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях). 2.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
3.Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
4.Разбивка огорода на подоконнике.
5.Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Второй этап.
Исследовательский.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Третий этап. Заключительный.
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. В группе был создан огород на окне.
3. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
4. Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.
5. Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
Дети познакомились с культурными растениями.
У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Список литературы
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. - Спб, 1997
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1991. С.90-121
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.
Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. - М.: Гном и Д., 2005.
…Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко - М.: ВЛАДОС, 2000. - 160с
Приложение
План работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на подоконнике»
Мероприятия | Цели | Ответственные |
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». | воспитатель |
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. | Расширять кругозор детей. | воспитатель |
3.Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. | воспитатель |
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. | Воспитывать желание помогать взрослым. | воспитатель |
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». | Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | воспитатель |
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. | Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами. | воспитатель, музыкальный руководитель |
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | воспитатель |
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. | Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. | родители |
9. Чтение русской народной сказки «Репка», белорусской сказки «Пых», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи». | Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка». Познакомить со сказкой «Пых». | воспитатель |
10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Труд в уголке природы. | Учить ухаживать за растениями. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). | воспитатель |
11. Фотоотчёт для родителей. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | воспитатель |
12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. | Развивать смекалку, память, внимание. | воспитатель |
13. Рассматривание муляжей овощей, уточнение формы, цвета. Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения». | Формировать представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания детей об овощах и растениях. | воспитатель |
14. Лепка из пластилина овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай». | Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. | воспитатель |
15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». | Развивать у детей актёрские способности. | воспитатель |
16. НОД «Мир комнатных растений». | Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять делать выводы. | воспитатель |
17.Создание фотоальбома «Огород на подоконнике». | Подвести итог проделанной работы. | воспитатель |
Диагностика уровня развития детей в рамках проекта
Имеет представление об уходе и условиях выращивания растений. | Имеет представление о строении растений. | Знает названия посевного материала. | Охотно выполняет поручения по уходу за растениями. |
|
Начало проекта | 37% | 54% | 32% | 48% |
Конец проекта | 76% | 84% | 78% | 97% |
Сравнив полученные результаты мониторинга можно сделать выводы, что благодаря участию в проекте дети сформировали представление об уходе за растениями, повысили качество ухода за ними. Дети научились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Сформировано представление детей о том, что такое огород и что на нём растёт. Дети приобрели больше знаний об овощах и растениях. Дошкольники научились ценить свой труд и уважать труд взрослых. Дети осознали всю важность бережного отношения к природе.
Проект «Огород на подоконнике» "Что за зелень у окна. Ведь за окном у нас зима. Поговаривают что лук, Полезен от семи недуг. Малыши лучок сажали. Урожаем угощали, Витаминов целый клад Приходите все к нам в сад. " Цель: Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Задачи: 1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях. 2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц. 3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой. 4. Повторение правильного и бережного отношения к природе. 5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда. Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Участники проекта: дети, родители и воспитатели, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог. Работа с родителями. 1. Провести работу с родителями «Участие в проекте «Огород на подоконнике». 2. Подготовить для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки. 3. Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполино», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
Результат. 1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой. 2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой. Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты
Лук Загадки Вот зелёная стрела К свету, к солнышку взошла. Мы её положим в суп, Ведь приправа эта -... Стихи Со мной общаться вам бывает сложно. Без слёз очистить даже невозможно. Но я полезен очень - вот так штука: Нет от простуды средства лучше лука. Луковица золотая Круглая, литая. Есть у ней один секрет- Нас она спасёт в обед: Может вылечить недуг Вкусный и душистый лук! Пословицы и поговорки Лук семь недугов лечит. Лук да баня все правят. Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
2 ЭТАП – исследовательский. Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Проект для детей старшей дошкольного возраста: «Наш огород» в детском саду
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - ПетербургОписание: предлагаю вам проект в подготовительной группе детского сада. Материал будет полезен для воспитателей детских садов.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1.Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы, цветы);
3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9.Развивать познавательные и творческие способности.
Тип проекта: краткосрочный,
Срок реализации: 3 недели.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: исследовательски – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
заинтересованность родителей и детей;
методические разработки.
Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка,выполнение трудовых поручений;
наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра (теневого, настольного, театра)
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.
Что нужно сделать, чтобы семена выросли.
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.
Задачи по работе с родителями:
Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
1.Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2.С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3.С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6.Создание в группе огорода на подоконнике.
7.Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8.Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
Задачи:
Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
сбор информации, материалов по теме;
организация предметно- развивающей среды
разработка цикла наблюдений, занятий;
беседы;
2 этап – практический:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
развивать выразительность речи, моторику рук;
формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
воспитывать желание ухаживать за растениями;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы:
«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание
с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке;
Чтение художественной литературы: ДжанниРодари «Чипполино»
Песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры
"Овощи и фрукты»,«Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры
«Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Художественно-продуктивная деятельность:
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Лучок»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Детский сад», «Семья»«Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование:
рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов.
Театрализованная деятельность:
« Репка», «Сказка о том, как овощи посорились»
Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох и лук для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
3 этап – обобщающий
(заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
развивать творческие способности;
воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.
В ходе реализации проекта
«Наш огород» предполагаемые результаты были достигнуты:
мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
пополнили словарный запас детей;
на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта:
Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям.
Перспективы проекта:
В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке»
Чтобы огород рос, нужно ухаживать, чем мы и занимаемся.