Пирамида маслоу в дизайне, или эмоциональный дизайн для бизнеса. Что такое эмоциональный дизайн

Архитектор виртуальности, проектировщик нейроинтерфейсов, дизайнер эмоций - технологии кардинально меняют рынок труда, а эксперты составляют список профессий-пенсионеров. Корреспондент m24.ru побывала на Московском международном салоне образования и узнала, чему учиться сейчас, чтобы десятилетие спустя не оказаться безработным.

Профессии-пенсионеры: что происходит на рынке труда

Уже сегодня эксперты говорят о списке профессий-пенсионеров. Прежде всего, уходят профессии "по бумажке", однотипные задачи которых можно легко автоматизировать: бухгалтер, оператор call-центра, таксист, переводчик, а также рабочие специальности - так называемые "синие воротнички". Инструкцию заменит робот. Само понятие "профессия" тоже уходит, вместо него будет набор постоянно меняющихся компетенций. По прогнозам экспертов, в среднем человек за свою жизнь сменит двенадцать таких "новых профессий".

Еще один тренд - глобальная персонализация, которая затронет и рынок труда. "Уже сейчас вместо найма по вакансиям становится более популярным подбор специалиста по параметрам", - рассказывает президент благотворительного фонда "Технологии развития образования и науки" Владислав Пантелеев. Основатель рекрутингового агентства Pruffi и онлайн-курсов по профориентации и карьерной грамотности "Антирабство" Алена Владимирская дополняет: "Возникает потребность в бесконечном личном коучинге (профессиональном сотрудничестве с человеком, помогающем ему достигать целей - прим. ред.) на разные сферы жизни".

Кого ищут в Москве сегодня

По данным исследовательского центра портала Superjob, в феврале 2016 года в топ-5 самых популярных сфер поиска персонала такие сферы:

  • "Продажи",
  • "Рабочий персонал",
  • "Промышленность и производство",
  • "Строительство и недвижимость",
  • "Медицина и фармацевтика".

Служба исследований HeadHunter выяснила, что по итогам первого квартала 2016 года вакансий в Москве оказалось на 12% больше, чем год назад. Самые востребованные области:

  • "Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты",
  • "Искусство, развлечения, масс-медиа",
  • "Наука, образование",
  • "Информационные технологии, интернет, телеком",
  • "Управление персоналом, тренинги",
  • "Транспорт, логистика",
  • "Закупки".

В аутсайдерах - госсектор и НКО.

В союзе с роботом: какие специалисты будут нужны

Главный прогноз экспертов - технологизация всего, а потому самые востребованные области - IT и робототехника. Основы программирования и алгоритмизации выходят в ранг навыков чтения и устного счета: без них не проживет даже упертый гуманитарий.

Работа с технологиями изменит все сферы деятельности. "Врачи останутся, но лечить будут по-другому. Фермеры останутся, а технологии выращивания растений изменятся. Архитекторы останутся, а технологии стройки будут совсем другими. И опять же - кто-то это должен придумывать и строить, создавать алгоритмы и материалы для этих роботов. То есть одни профессии уходят, другие появляются", - объясняет управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng Александр Ларьяновский.

Запущенный в 2016 году первый отечественный биопринтер, который умеет печатать живые ткани и органы, обещает полностью перевернуть медицину: нас ждут клеточная инженерия, киберпротезирование, геномная биоинформатика, лаборатории-на-чипе и биочернила.

В транспорте - беспилотные автомобили. В экономике и финансах - IT-банкинг, роботы, торгующие на бирже лучше брокеров и дающие персональные финансовые советы людям. Сельское хозяйство - это больше не история про кирзовые сапоги в поле, здесь тоже будут главенствовать технологии, например, взращивания растений с использованием дронов или мультисенсорных датчиков для изучения корней.

Одним словом, пара ближайшего будущего "человек + робот" обещает быть очень прочным союзом. Самые востребованные специалисты - программисты и инженеры, которые будут придумывать и эксплуатировать всевозможные механизмы, строить сложные алгоритмы и модели. Но роботизация жизни - тоже вопрос дискуссионный. "Есть понятие "врачебная ошибка". Роботы позволяют исключить такие моменты, но робота тоже надо контролировать. Искусственный интеллект без человека - ничто. Его необходимо обучать. И здесь есть набор для новых профессий", - уверена аналитик проекта "Атлас новых профессий" Инесса Чиликина.

Топ-5 самых необычных профессий будущего

Дизайнер эмоций. Фото: atlas100.ru

В 2015 году Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления СКОЛКОВО представили "Атлас новых профессий" - альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Создатели узнали у отечественных и зарубежных работодателей, какие новые специалисты им будут нужны. Редакция m24.ru выбрала топ-5 самых необычных профессий будущего.

Инженер-космодорожник. Фото: atlas100.ru

  • Дизайнер эмоций - специалист, создающий эмоциональный фон контента с использованием новых каналов доставки информации, в том числе и напрямую в мозг потребителя. Он управляет воздействием на органы чувств для того, чтобы в ходе потребления контента у пользователя возникали необходимые ощущения и эмоции.
  • Сити-фермер - обустраивает и обслуживает агропромышленные хозяйства на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов. Выращивать растения и разводить животных в черте города - повестка ближайшего будущего.
  • Архитектор живых систем - планирует, проектирует и создает технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов. Такой профессионал сможет рассчитать необходимую мощность биореакторов, разработает проекты городских ферм и продумает систему переработки мусора.
  • Инженер-космодорожник - обслуживает околоземную транспортную сеть и разрабатывает коридоры транспортных потоков (как рейсы на орбиту, так и трансконтинентальные перелеты по баллистическим траекториям) и синхронизацию запусков/пусков на Земле (при росте числа запусков, с учетом многократного увеличения количества объектов, находящихся на орбите).
  • Эксперт по "образу будущего" ребенка - формирует возможный образ жизни и траектории развития человека на основе желаний родителей, способностей и представлений самого малыша. Специалист будет подбирать образовательные программы и игры, помогающие осваивать новые навыки в рамках выбранного пути.

На страже человечности: чем займутся гуманитарии

Гуманитарии бьют тревогу: им тоже советуют учить математику, иначе - риск оказаться без работы. С другой стороны, виртуальная реальность и мультимедийные технологии открывают большие горизонты для обладателей классического гуманитарного знания: архитектор виртуальности, художник видеоигр, IT-проповедник, цифровой лингвист - лишь малая часть новых профессий, главное требование которых - быть креативным. Эксперты определяют гуманитариям две отрасли: индустрия развлечений и медиа, наиболее позитивным образ будущего рисуется у игровой индустрии и science-арта.

Отдельная сфера - педагогика. На вопрос, как и чему учить сегодня тех, кто будет работать с детьми будущего, ищут ответ все участники рынка образовательных услуг. "Профессия учителя станет более человечной и гуманной из-за того, что новые технологии разгрузят педагога от механической работы. Когда вся учебная деятельность собирается в большие данные и анализируется компьютером, учитель должен по-человечески общаться с ребенком, гладить по головке и спрашивать, почему он не выспался. Учитель и сам должен постоянно учиться", - говорит ректор МПГУ Алексей Семенов.

В условиях роботизации всех сфер жизни гуманитарий станет "стражем" человечности. "Людям и останется быть разве что только гуманитариями, раз роботы заменят все остальное. Осевая ветвь истории человечества зиждется на гуманитарном знании, а не на технологическом. Если профессии очень быстро изменяются, то как раз гуманитарное знание стабилизирует эту безумную динамику. Именно поэтому люди стоят очередями к Серову и слушают Баха. Так что за гуманитариев можно не беспокоиться", - успокаивает руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной.

Ремесленный бум: как роботы возвращают мануфактуру

Отношения роботов и ремесленников, как и судьба среднего специального образования - еще один спорный среди экспертов рынка вопрос. С одной стороны, автоматизированные системы займут место прикладных профессий, с другой - уже сейчас очевиден тренд на ручную, мануфактурную работу.

По словам экспертов, ручной труд сегодня попадает в категорию "профессий-возвращенцев". В моде все немассовое, будь то сшитая вручную обувь или изготовленное по индивидуальному заказу пирожное. "Люди, которые умеют делать что-то своими руками, тот же самый маникюр, всегда будут с куском хлеба. Но это вопрос амбиций: маникюрша может зарабатывать только до определенного порога", - объясняет руководитель портала Career.ru Ирина Святицкая.

Впрочем, специалисты обнадеживают: эксперт высокого уровня будет востребован всегда. Среди вечнозеленых профессий - те, которые полностью зависят от способностей и труда конкретного человека. В эту категорию попадают многие виды искусства, например, балет. "Я думаю, таких профессий, которые пропадут, не будет. Они просто становятся редкими", - уверен психолог-профконсультант центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии" при МГУ Федор Булатов.

Сотрудник 3.0: языки, умение учиться и любовь

Главные навыки для специалиста XXI века, по версии главного хедхантера Рунета Алены Владимирской, - уметь учиться и хорошо знать языки, чтобы быть кроссплатформенным и мультистрановым. "Мы должны быть людьми, которые управляют роботами. У нас прекрасное фундаментальное образование, очень высоко ценящееся в мире, но тяжело с инновациями. А сегодня молодые специалисты востребованы очень мало, потому что все понимают, что их надо доучивать и переучивать. Поэтому надо набирать связку "бизнес + вуз". Работодателю важна активность студента, понимание профессии и бизнеса, а также работа по специальности: стажировки, волонтерство, практика летом", - рассказывает Алена Владимирская.

Эксперты убеждены: высшего образования будет недостаточно, в университетах дадут лишь минимальные знания, но никто не будет учить тому, как жить дальше. "Параллельно с академическим образованием придется добирать компетенции на онлайн-курсах", - поясняет Александр Ларьяновский.

Впрочем, в мире Hi-Tech все же найдется место зову сердца. Обеспечить трудовые будни во многом поможет не точный расчет, а любовь к своему делу. "Надо задать себе вопрос: "Что ты хочешь делать в жизни, чем хочешь заниматься?" - говорит Инесса Чиликина. - Если раньше человек полагался на расчет, то сейчас прагматизм в том, чтобы уметь быть счастливым. Нужно понимать саму отрасль и относиться к своей работе как творческому акту. Это уже элемент осознанности. Бизнес будет набирать людей, которые довольны своей работой и обладают должными компетенциями".

В некотором роде эмоциональный дизайн является «высшей лигой» современного проектирования. И хотя этот термин давно вошел в употребление, принципы эмоционального дизайна для многих остаются непонятными. Эмоциональный дизайн имеет прямое отношение к пользовательскому опыту, он не существует сам по себе и проявляется только в реализации идеи. Но и в этом случае нельзя сказать, что сочетание эмоционального дизайна и UX устанавливает какие-то границы творчества и фантазии. Там, за этим пределом – неизвестные земли. Но лучше рассказать обо всем этом по порядку.

Функциональность, надежность, удобство

Если рассматривать минимальные требования, предъявляемые к дизайну, то все сводится к одному слову – «функциональность». Это значит, что когда дизайнер завершает работу над проектом, готовый продукт, неважно, цифровой или физический, должен обладать необходимыми, заранее оговоренными функциями. На этом этапе то, как выглядит дизайн, почти не имеет значения. Важно лишь, что он делает то, что должен делать.

На втором этапе фокус смещается в сторону надежности. Функционал должен быть надежным, то есть, ему необходимо работать в разных условиях и средах. Если это, к примеру, сайт, то он должен корректно отображаться в разных браузерах. Если дизайн «заточен» только под конкретные обстоятельства, он уязвим. Ненадежность – самый страшный враг любого дизайна.

Но даже если дизайн функциональный и надежный, то на третьем этапе на первый план выходит удобство использования. Юзабилити тут имеет высший приоритет, так как речь идет о UX, то есть опыте пользователя. Конструкция, которая неудобна, непригодна для использования, поэтому такой дизайн обречен на неудачу, несмотря на свой мощный функционал и высокую надежность. И хотя многие дизайнеры стремятся создавать красивые и простые в использовании вещи, их работа не имеет никакого отношения к эмоциональному дизайну.

Эмоциональный дизайн: когда интерес переходит в игру

Термин «эмоциональный дизайн» был придуман Доном Норманом, соучредителем «Nielsen Norman Group» в 80-х годах ХХ века. Его книги «Дизайн повседневных вещей» и «Эмоциональный дизайн», во многом за счет регулярных переизданий, актуальны и сегодня. Книга «Проектирование для эмоций», написанная известным дизайнером Ааароном Уолтером, вышла немного позже, но содержит те же самые тезисы.

Однако у Уолтера была оригинальная идея применить иерархию потребностей Маслоу к проектированию. Это превращает три основных элемента дизайна – функциональность, надежность и удобство в уровни пирамиды. По мнению Уолтера все это выглядит так:

Если посмотреть на рисунок, то становится ясно, что большинству современных продуктов проектирования не хватает вершины пирамиды. Как и в случае с пирамидой Маслоу, чтобы взобраться на самый верх, дизайнеру нужно сделать так, чтобы три предыдущих уровня были безупречными. С другой стороны, в дизайне стремление к вершине не является инстинктивным, поэтому эмоциональный дизайн требует желания дизайнера пройти лишнюю милю, приложить дополнительнае усилия даже если все работает как надо.

Итак, если дизайн функциональный, надежный и пригодный для использования, то это не означает, что он является эмоциональным. Здесь нужно внести уточнение – термин «эмоциональный» используется всегда в положительном смысле. Хороший дизайн – это дизайн, вызывающий положительные эмоции, не в последнюю очередь потому, что его забавно использовать. Дизайн не только должен быть красивым, его задача – обеспечить идеальное взаимодействие. Именно этот фактор влияет на успех любого продукта.

При этом следует помнить, что дизайн всегда будет вызывать эмоции, независимо от желания дизайнера. Это неизбежно, такова человеческая природа. Таким образом, лучше во время работы всегда помнить об эмоциях, осознавать их как инструмент, который воздействует на пользователя.

Методы эмоционального дизайна

Если дизайнеру интересно, как создать эмоциональный дизайн, то все, что ему нужно сделать – это начать думать нестандартно. Это, в свою очередь, предполагает наличие некоего бэкграунда, имеется в виду эстетический аспект. Относительно эстетики люди обычно быстро приходят к согласию, мода есть мода, достаточно вспомнить тот же Flat Design. Если дизайнер будет следить за всеми меняющимися трендами, он всегда будет в безопасности, по крайней мере, в смысле эстетики. Так что нужно сосредоточиться на других аспектах эмоционального дизайна.

Говоря о дизайне, нельзя не упомянуть имя Дитера Рамса, которому в этом году исполнилось 85 лет. Его основы дизайна по прежнему считаются актуальными, несмотря на то, что все его шедевры были созданы в середине прошлого века. Отсылки к Рамсу можно увидеть и сегодня, например, в дизайне продуктов Apple.

Хороший дизайн настолько минималистичен, насколько это возможно – это одни из основополагающих принципов Рамса. В сочетании с принципом, что хороший дизайн делает продукт более понятным, становится ясно, куда движутся тренды. Если дизайнер может сделать так, что продукт объясняет сам себя, то он решает очень важную проблему – он не заставляет людей разбираться, как что работает. Никто не любит слишком сложные продукты, которые нельзя использовать, не изучив подробную инструкцию.

Минимализм сам по себе является инструментом эмоционального дизайна, но его часто неправильно интерпретируют и не используют по назначению. И здесь есть над чем работать.

Геймификация

Игровой дизайн это прежде всего дизайн взаимодействия. Все дело в том, чтобы как можно глубже погрузиться в игру. А для этого необходимо полномасштабная атака на нейроны человеческого мозга. Целью игрового дизайна всегда является система вознаграждения – это важнейший принцип. Когда человек ожидает вознаграждение, его мозг вырабатывает «гормон счастья» - дофамин. Дофамин увеличивает стимул и мотивацию, увлекая геймера в паутину игры.

Любой дизайнер тоже хочет удержать пользователей. Это значит, что в дизайне можно и нужно использовать элементы геймификации. На самом деле уже многие продукты и сервисы, такие, как Slack, используют игровое взаимодействие при коммуникации, это уже функция, без которой трудно обойтись.

Социальные сети также используют в своих целях эффект дофамина. Эмоция, которую испытывает человек, получающий ответ на свой твит, заставляет его действовать далее, публиковать новые записи, размещать изображения или личные фото.

Небольшие сюрпризы также могут вызывать положительные эмоциями. Когда человек сталкивается с чем-то неожиданным, но в то же время приятным, его мозг начинает вырабатывать дофамин. Не обязательно перегружать продукт сюрпризами, но в небольшом количестве они будут очень полезны.

Иммерсивный дизайн

Иммерсивный, то есть обеспечивающий полное погружение, дизайн пытается задействовать все чувства пользователя. В связи с быстрым развитием мобильных технологи, в частности, с появление контроля жестов, сегодня есть возможность сделать цифровой дизайн более тактильным.

Продуманная анимация в сочетании с жестами создает впечатление, что дизайн «живой». Поэтому дизайнеры должны уделять особое внимание микроинтерпретациям. Именно они определяют работу человеко-машинного интерфейса. Когда мы включаем или выключаем будильник, блокируем двери автомобиля с пульта или делаем что-то подобное – все это микроинтерпретации. Это короткие действия, на которые уходит мало времени и они очень важны для создания положительного опыта пользователя. Чем более убедительными являются интерпретации, тем выше конкурентоспособность продукта. Взаимодействие с продуктом вызывает эмоции. Дизайн связывает человека с устройством или цифровым продуктом через интерфейс и чем человечней будет этот интерфейс, тем лучше.

Вместо заключения

Эмоциональный дизайн это нечто большее, чем безупречный дизайн. Например, есть некий интернет-магазин. Он идеально работает. Что можно еще предложить пользователям, чтобы вызвать у них положительные эмоции? Можно отправить покупателю приветственное письмо. Поблагодарить за покупку, пожелать счастья или предложить интересную сделку. Вместо стандартной упаковки можно предложить другую – которую интересно открывать. Можно добавить подарок. В эмоциональном дизайне есть огромное количество вариантов. Потому что элементы эмоционального дизайна это не стандарт и не норма. Пока еще этот вид дизайна находится в зачаточном состоянии, однако у него огромный потенциал. Но технологии развиваются, интерфейсы совершенствуются и эволюционируют и в скором будущее мы увидим дизайн, который будет делать нас немного счастливее.

Креативный директор маркетингового агентства Mr.Brooks Тимур Мухамедов написал для ЦП колонку о том, что такое эмоциональный дизайн, и почему это действительно важно для бизнеса.

Тимур Мухамедов

Вы знаете, что такое дизайн. Это достаточно субъективное понятие, и особенно в том случае, когда заказчик оценивает работу. Очень важно, чтобы дизайнер четко понимал конечную цель заказчика. Я коммерсант, поэтому дизайн для меня — способ повысить доходность компании.

Дизайну нужно уделять внимание. Вы не приходите на собеседование или переговоры в пижаме. У каждого есть свой стиль, благодаря которому складывается общее впечатление — в том числе, стиль должен быть у компании.

Дизайн в бизнесе — это не творчество, это способ зарабатывать. Поэтому дизайн — это работа: математиков-аналитиков, концептуалов, дизайнеров и специалистов по коммуникациям. Поясню: концептуалы — это все те же креативщики, только с более расширенными функциями. В первую очередь, имеется в виду их аналитическая деятельность. Аналитики-математики и концептуалы работают в тесной взаимосвязи. Одни занимаются сбором данных и выводами, другие сопоставляют факты и делают прогноз, третьи перерабатывают и формируют идею бренда компании, а дальше создается гениальный дизайн.

Многие этот процесс называют креативом. Я не вижу смысла употребления этого термина, он уже давно перестал нам говорить об уникальности и непохожести. Поэтому формулировку можно заменить на «создание стиля». Так как цель — подчеркнуть именно неповторимость компании, а значит создать уникальность, создать стиль.

Сегодня мы говорим не просто о дизайне, мы говорим об эмоциональном дизайне. Все сегодня связано с эмоциями. Сегодня мы покупаем не товар, мы покупаем эмоции, которые он отражает. Эмоции — это способ отличаться от конкурентов, это способ общаться с аудиторией.

Всем известны уровни потребностей человека, старая добрая пирамида Маслоу:

  • Физиологические потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Социальные потребности;
  • Потребности в уважении и признании;
  • Потребность в самореализации.

Мы не можем удовлетворить потребности высшего уровня, если потребности низшего уровня не удовлетворены. Пирамида в том числе актуальна и при создании дизайна. Мы все так же должны удовлетворить потребности, только инструменты специфические — визуальные (логотип, фирменный стиль, интерфейс и т. д.)

А теперь переложим идею Маслоу на дизайн. Какой он должен быть?

  1. Функциональный;
  2. Надежный;
  3. Удобный;
  4. Доставляющий удовольствие.

1. Функциональность

Дизайн должен удовлетворять потребность пользователя, должен быть наделен определенными функциями. Особенно это касается дизайна интерфейсов. Помните, как Apple выпустила Ping? Компания пыталась построить социальную сеть вокруг музыкальной библиотеки iTunes. Попытка завершилась провалом, во многом потому что пользователи не могли обмениваться композициями с друзьями в Twitter и Facebook. Они быстро поняли, что в новой системе нет интересующих их функций, ушли и больше не вернулись.

Это должно учитываться не только во время разработок сайтов и приложений. Но и в дизайне логотипа, в дизайне баннеров и т. д. Например, если мы создаем дизайн рекламного баннера, который будет размещен на дорожной развязке, он должен нести именно ту информацию и использовать тот визуальный ряд, которые требуются потребителю в данный момент.

2. Надежность

Во всем. Это касается не только дизайна, но и продукта, и информационного носителя, и компании в целом. Помните, как пользователи Twitter ненавидели кита , появление которого означало, что сервер перегружен или недоступен? Если сервер время от времени «зависает», то пользователи покинут его.

3. Удобство

Естественно, дизайн должен быть удобным. Это и удобная упаковка, и удобный интерфейс, и многое другое. Все знают пластыри «Компид», пластыри самые обыкновенные, но упаковка! Дизайн упаковки выполнен с учетом особенностей русского человека, коробочка удобна для дальнейшего использования. Здесь можно хранить разные мелочи: гаечки, болтики, пуговицы. Ну или что душе угодно. И «Компид» покупают! Переплачивая только за упаковку.

4. И, наконец, эмоции

В чем же заключается эмоциональная составляющая дизайна, которая влияет на прибыль компании? Вот три правила эмоционального дизайна:

  1. Дизайн бренда — отражение потребителя;
  2. Дизайн — практическая эстетика;
  3. Индивидуальность — решение проблемы.

Эти правила работают не только в дизайне, в общении с коллегами, в переговорах, в рекламе или в PR. Все зависит от вашей находчивости — где и как вы будете это использовать, решать вам.

1. Дизайн бренда — это отражение потребителя

Есть такое замечательное выражение: «Мир — наше зеркало». Все, что окружает человека, — это отражение его самого. Мы покупаем только то, что подходит нам, не только по размеру или по функциям, но и эмоционально.

Поэтому бренды сегодня становятся людьми. Сегодня каждый бренд можно описать как человека: по поведению, самопрезентации, характеру. Например:

Квас «Никола»

  • Характер: простой русский парень, славный малый;
  • Самопрезентация: говорю правду в лицо, не буду ничего скрывать от вас, дорогие россияне;
  • Поведение: борец за правду и за натуральное в продуктах.

Carlo Pazolini

  • Характер: денди, представитель высших сословий;
  • Самопрезентация: эффектный выход, настоящий стиль рождается здесь;
  • Поведение: яркое появление, четкая презентация, всегда знает, чего хочет.

Почему бренд и его дизайн должны отражать индивидуальность покупателя и в то же время быть универсальным для всей аудитории? За неповторимыми характерами и взглядами на жизнь скрываются универсальные психологические принципы. При создании эмоционального дизайна эти принципы превращаются в бесценные инструменты.

Еще Дарвин считал, что мы идем по жизни с одним и тем же эмоциональным лексиконом. Об этом говорит в своих книгах Пол Экман (его книги очень известны благодаря сериалу «Обмани меня»). Есть универсальные эмоции: страх, радость, ненависть, печаль, удивление. И их проявление тоже универсально.

Эти универсальные эмоции и есть универсальное решение для дизайна и для бизнеса. Они должны закладываться в основу взаимодействия компании с клиентами и партнерами. Чем сильнее эмоции, тем лучше происходит запоминание.

2. Дизайн сегодня — это практичная эстетика

Практичная эстетика. Apple постоянно придерживается принципов практичной эстетики, и клиенты возвращаются к ней снова и снова. Основная идея — дизайн должен упрощать процесс взаимодействия. Как говорит в своей книге Emotional Design («Эмоциональный дизайн») первопроходец в области юзабилити Дональд Норман, «красивый дизайн вызывает в мозгу позитивный эмоциональный отклик, который улучшает наши когнитивные способности».

Привлекательные вещи заставляют людей хорошо себя чувствовать, что, в свою очередь, заставляет их мыслить творчески. А творческое восприятие позволяет проще решать задачи.

3. Индивидуальность — решение проблемы

Дизайн вашей компании должен быть индивидуальным. Банально, но факт. Благодаря индивидуальности рождаются дружеские отношения и возникают эмоциональные связи. Создавая дизайн, я думаю о том, чтобы с конечным потребителем общался не бренд или компания, а живой человек. Так мы дарим аудитории что-то новое. Мы дарим человеку новый опыт. А значит, привлекаем его. Это и влияет на благосостояние компании.

В современном веб-дизайне важно учитывать множество факторов, ведь каждый из них может повлиять на успешность проекта. Сегодня дизайнеры располагают всеми возможностями, чтобы подарить пользователю не только удобную навигацию и интуитивно понятный интерфейс, но и эмоции. В этой статье вы найдете несколько советов о том, как оживить ваш UI.

Персонифицируйте сайт при помощи комических иллюстраций

Возможно вы даже не представляете какую роль способна сыграть персонификация сайта. У вас есть возможность подарить пользователю запоминающийся и очень положительный опыт использования вашего ресурса. Персонификация поможет лучше выразить эмоции, которые вы хотите донести и вызвать у посетителя. Вы можете продемонстрировать любое настроение.

Таким образом, интеграция персонажа в ваш проект поможет сломать барьер, возникающий между вами и вашими посетителями. Пример использования такого персонажа - MailChimp , в котором используется в качестве талисмана почтовая обезьянка. Этот пример наглядно иллюстрирует как можно добавить радости дизайну и спровоцировать у пользователя положительные эмоции.

Продемонстрируйте утонченность и минимализм

Те, кто следит за тенденциями в области веб-дизайна, конечно заметили какой мощной волной нахлынула мода на минимализм. Этот стиль порождает утонченность, при помощи которой вы можете приблизиться к чувствам посетителей. Интерфейс, в котором на фоне минималистичного содержания расположены привлекательные элементы, позволяет дать пользователю именно то, что ему хочется видеть.

Хорошим примером минималистичного и утонченного дизайна может служить YourKarma . Обратите внимание на то, как дизайнер, используя простую цветовую палитру, минимум контента и большие изображения добился потрясающего результата.

Повысьте интерес при помощи параллакса

Чтобы спровоцировать эмоции, нужно повлиять на одно из человеческих чувств, таких как зрение или слух. При помощи эффекта параллакс воздействовать на визуальное внимание пользователя легко и интересно самому пользователю.

Перевод — Дежурка

Где выучиться на "дизайнера эмоций"? Как собрать бластер из конструктора? Что можно увидеть в 3D-очках? Перспективы технической "начинки" для российских школ и вузов корреспондент "РГ" увидел на Международном салоне образования в Москве.

Лаборатория, версия 2.0

Обычным проектором уже никого не удивишь: его можно найти даже в детсаду. А что получится, если одновременно включить четыре таких аппарата и прибавить 3D-очки? Комната виртуальной реальности!

Передо мной - огромный авиадвигатель. Можно обойти его со всех сторон, даже заглянуть внутрь. Нажмешь на кнопку - и уже в салоне лайнера, проходишь чуть дальше - и попадаешь в кабину пилота. Ощущения потрясающие, полное погружение. Все дело - в специальных очках с цифровыми "маркерами". По ним камеры считывают положение головы, передают информацию проекторам, а те - выводят на потолок, стены и пол изображение.

Самое сложное тут - не оборудование, а программа, - рассказывает Илья Симонов, технический специалист центра 3D-решений. - Любой объект нужно "прорисовать" в мельчайших деталях. Таким образом, можно попасть в строящееся здание или изучить изнутри военную технику. В российских вузах такого еще нет. Подобную комнату можно найти, например, в политехническом университете Сингапура.

Разработчики обещают, что скоро выпустят специальный манипулятор - перчатку, на которой тоже будут "маркеры". И виртуальной реальностью можно будет управлять - приближать объекты, разбирать их по частям. И это уже не фантастика.

Понятно, что технология стоит миллионы рублей. Но будущее именно за ней. 3D-принтер тоже не дешевый, тем не менее он появился уже во многих школах, - рассуждает Вероника Компанеец, учитель физики и научный сотрудник МПГУ. - Было бы интересно провести в виртуальной лаборатории сложные физические, интерактивные, химические опыты.

Симулятор автомобиля с обзором на 180 градусов, лаборатория анатомии в 3D, виртуальные аудитории и конференц-залы - возможно, через пару лет мы увидим их в школах.

Что в планшете?

Впервые на крупнейшей в России образовательной выставке пять издательств показали широкой публике версии своих электронных учебников. Они надолго "пропишутся" в школах уже с сентября, а сегодня каждый учитель может их протестировать. В программе заложены не только параграфы, но и словари, интерактивные тесты, ролики, аудиозаписи, презентации. Прямо в учебнике можно писать планы уроков, вносить заметки и проверять решение заданий. А школьник с планшета может отсылать готовые работы учителю.

Учебники появились в мобильных магазинах для Windows, Android, для iOS. Приложение можно скачать, установить, получить ключ и по ключу воспользоваться 50 учебниками в течение полутора месяцев, - говорит руководитель центра разработки издательства "Просвещение" Алексей Комаров.

Пока школьники прикидывали, каким легким станет ранец с одним планшетом вместо пяти учебников, малыши тоже не скучали. Для них разработчики мобильных обучающих игр привезли множество новинок. Топ-рейтинг самых популярных приложений выглядит так. На первом месте - загадки на знание букв, слов, алфавита. На втором - интерактивные математические задачки в игровой форме, а на третьем - окружающий мир, изучение стран, животных, растений.

- "Дисней", "Лего", "Марвел"... На этот рынок пришли "гиганты" индустрии развлечений. И чтобы твоя обучающая игра нашла своего ребенка, нужно не просто сделать ее полезной, она должна быть яркой, с веселыми персонажами и хорошей графикой, - рассуждают разработчики.

"Дизайнер эмоций"

Одно из главных ноу-хау салона - кластер профориентации. Здесь можно найти список профессий, которые исчезнут через 15 лет, и присмотреть для себя что-то новое. Например, "архитектор виртуальности", "продюсер смыслового поля", "дизайнер эмоций". Что это такое и где этому учат?

- "Дизайнер эмоций" - это специалист, который продумывает внешний вид, эргономику вещей, помещений, и создает нужные эмоции у человека. Допустим, в магазине - приятные цвета, комфортная мебель - и вы уже хотите туда зайти, - объясняет один из авторов "Атласа новых профессий" Дмитрий Орлов. - Атлас разработан специалистами Агентства стратегических инициатив, школы управления "Сколково". В большинстве вузов специалистов из нашего списка еще не готовят, но в рамках дополнительного образования, летних школ и курсов новые компетенции уже можно получить.

В легкой промышленности скоро будет не обойтись без "экспертов по здоровой одежде" и техностилистов. А некоторые профессии, такие как энергоаудитор, менеджер по кросс-культурным коммуникациям, проектировщик "умного дома", становятся востребованы уже сейчас. А вот в список "пенсионеров" вошли, например, турагенты и журналисты.

Кстати, в течение всего салона лекции читали известные космонавты, яркие режиссеры, модельеры, программисты, инженеры и другие люди, достигшие успеха в своей профессии.

Уходят в Сеть

Система управления образованием постепенно уходит в "облако". Это касается как школ, так и вузов: расписание, классный журнал и дневник, видеоуроки, учебные планы - все это может храниться на удаленном сервере. Школьники, учителя и родители получают к нему доступ из любого места, будь то образовательное учреждение или планшет в метро. Причем у ребенка может быть один пароль - для того, чтобы посмотреть расписание, меню в столовой на завтра, а также домашнее задание. А у родителя - другой, чтобы проверить оценки и посещаемость. IT-компании предлагают множество подобных решений, а дело директора - выбрать самое удобное.

Кроме того, крупнейшие вузы представили на салоне новый проект "Российская национальная платформа открытого образования". МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПГУ, ИТМО, УрФУ уже в сентябре обещают открыть первые онлайн-занятия, которые станут аналогом Курсеры. Скажем, студенты российской площадки смогут учить физику по программе МГУ, а материаловедение - у преподавателей МИСиС. Каждый университет вложит в проект не менее 50 миллионов рублей и подготовит к новому учебному году не менее четырех курсов. Честно выполнившие онлайн-программу студенты смогут получить зачет за прослушанные курсы в своих вузах.

Робот и я

Гоночные автомобили, собранные в университетских лабораториях, "аватары" на колесах, роботы-учителя, системы безопасности и распознавания лиц... 53 вуза показали на выставке лучшие проекты студентов и молодых инженеров. Причем огромное число разработок предназначалось для того, чтобы улучшить жизнь детей-инвалидов. Например, проект старшеклассника Максима Смирнова - "Перчатка для сурдоперевода". Устройство оснащено датчиками и резисторами для измерения давления. Информация о жестах с перчатки обрабатывается компьютером и трансформируется в текст.

При этом на форуме любой школьник и студент мог поучаствовать в техническом конкурсе: за три дня собрать самокат, распечатав его детали на 3D-принтере, научить робота-конструктора танцевать или создать оружие будущего! Невидимое и бесшумное - лазертаг-бластер, который "стреляет" безопасными лучами.

Появилось много хороших отечественных роботов-конструкторов, которые можно программировать. Думаю, они дадут фору даже Лего, - считает учитель информатики Первого московского кадетского корпуса Петр Зуев. - Кроме того, я практически заново открыл для себя сенсорные доски. Например, на всех планшетах и телефонах в классе могут в реальном времени отображаться мои записи. Да что там в классе! Любой ученик, подключенный к Интернету, сможет не только видеть эту информацию, но и вносить в нее изменения. Теперь решить задачку у доски может даже больной ребенок, который учится из дома.

Между тем

Минобрнауки запускает строительство экспериментальных полигонов "Детский автогород". Они будут организованы при центрах дополнительного образования, детских лагерях и даже школах. Планируется, что в этих центрах ребята будут осваивать правила дорожного движения не только по книжкам и плакатам, но и в обучающих компьютерных симуляторах, с помощью интерактивных игр. При этом практическая часть будет не менее захватывающей: электрические машинки, дорожные знаки и дома в миниатюре, продуманные трассы.

Создание первого такого "автогородка" уже ведется на территории лагеря "Орленок" в Туапсе. В ближайших планах - еще три площадки, каждая из которых, как минимум, сможет принять на обучение ребят из ста школ. Программа для учеников 1-9-х классов рассчитана на 32 часа. Обучение будет построено по авторским программам, а для дошколят с пяти лет предусмотрены специальные группы.

Ребята смогут "оседлать" автотренажер с виртуальным инструктором, почувствовать себя водителем мотоцикла, веломобиля или электромобиля на полигоне. Кроме того, в каждом автогороде будет создан музей транспорта с моделями первых автомобилей.

Дети очень мотивированы к таким занятиям. Ребенок садится в электромобиль и как взрослый едет по улице, встречает других участников движения, совершает маневры, - рассказала заместитель министра образования и науки Екатерина Толстикова. - Вскоре мы планируем выпустить игровое приложение для обучения ПДД. Оно будет доступно на всех популярных мобильных платформах.

Кстати, на Международном салоне образования был развернут мобильный автогородок - микроавтобус с прицепом. В нем можно проводить занятия по ПДД на планшетах, в прицепе - все для оборудования площадки: светофоры, подсветка, транспорт. Ничего не надо строить и подключать к электросети.

По статистике за прошлый год, в России было зарегистрировано почти 50 млн автомобилей. Дворы многоквартирных домов уже превратились в стоянки, и ребенок рискует попасть в аварию, переступив порог подъезда. Поэтому он должен не только уметь вовремя заметить опасность, но и угадать, как будет развиваться ситуация на дороге.

Не забыли в министерстве и про взрослых. На базе вузов (МАМИ, Тихоокеанский госуниверситет в Хабаровске, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия в Омске) будут построены федеральные центры по подготовке преподавателей автошкол.

Только факты

Московской международный салон образования посетили более 20 тысяч гостей. Число его участников - более двух тысяч. За четыре дня 212 организаций представили более 800 образовательных проектов, программ и технологических решений. Салон посетили делегаты 45 регионов России и 18 стран. Минобрнауки провело 12 международных переговоров с представителями властей разных стран и послами.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...