Конспект занятия по окружающему миру на тему «Комнатные растения» в подготовительной группе. Экспериментальная деятельность с комнатными растениями. Конспект НОД в подготовительной группе «Зачем растению корень

Экспериментальная деятельность с комнатными растениями.
Конспект НОД в подготовительной группе «Зачем растению корень?»

Цель : Систематизировать знания детей о внешнем строении растений.
Задачи:
1.Создать радостную атмосферу встречи с прекрасным.
2.Знакомить детей со строением растения. Познакомить с таким органом растения, как корень.
3. Развивать умение делать выводы из экспериментальной деятельности, рисовать комнатное растение.
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
любознательность, наблюдательность.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, экспериментальная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: ответы на вопросы, игры с дидактическим материалом, подвижные игры, рисование.

Оборудование и материалы : комнатные растения с разнообразными листьями, стеблями, цветами, несколько стаканчиков, где находится в воде герань с корнями, карточки с нарисованными частями растения, альбомные листы и цветные карандаши для рисования.

Методические приёмы : создание игровой ситуации, экологическая сказка (инсценировка), дидактическая игра, сюрпризный момент, физкультминутка.

Ход занятия:
Воспитатель сообщает, что на занятии будут рассматривать комнатные растения. предлагает нарисовать детям их любимое комнатное растение.
Продуктивно-творческая деятельность:
(нарисовать любимое комнатное растение)


Д/игра: «Назови часть растения»: (Воспитатель показывает картинки с изображением частей растения, дети называют их. Необходимо обратить внимание на их разнообразие).
Цветок,

Значение корня в жизни растения:
Рассматривание корня растения:
. Как выглядит корень?
Воспитатель показывает черенок традесканции с корнем.
Дети рассматривают: корень похож на толстую белую нитку. От основного (главного) корня отходят боковые корни, от которых отходят более мелкие корешки.

Зачем нужны корни растению?
Корни всасывают влагу и полезные вещества из почвы и таким образов обеспечивают растение питанием. Чем больше в почве питательных веществ, необходимых растению, тем быстрее растёт растение.
. Растут ли корни?
Воспитатель предлагает самим сделать этот вывод. Но для этого придётся набраться терпения и понаблюдать несколько недель.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся (дети встали в кружок)
Больше спать не захотел (все взялись за руки)
Шевельнулся, потянулся, (подняли руки вверх - потянулись)
Взвился вверх и полетел. (машут руками, как крыльями, бегут на места)
(Бабочка)

Вашему вниманию конспект второго занятия по лекарственным растениям для подготовительной группы.

Цель занятия по растениям – закрепить знания, полученные на первом занятии; научить узнавать и различать некоторые лекарственные растения.

Задачи : фиксировать знания о растениях с детьми, об их полезных свойствах.

Развивать умение делать выводы и мышление, так же обогащать запас слов путем их разъяснения.

Развивать активность и выдержку у детей.

Научить давать описание растению и опознавать его по описанию.

Воспитывать уважение к природе, уметь слушать других детей и дополнять их ответы.

Словарная работа : отвар, настой, лекарственные растения.

Материал : Картинки с отдельными лекарственными растениями, мешочки для запаха с сухими травами (ромашка, мята, чабрец и гвоздика), заваренный чай с калиной, мятой и шиповником.

Ход занятия :

Воспитатель входит в группу с детьми. На доске уже закреплены картинки иллюстрирующие лекарственные растения. На столах разложены гербарии с лекарственными растениями.

Воспитатель: Посмотрите, ребята как красиво у нас. Как много на подоконниках комнатных растений. От этого уютно! А скажите где произрастают растения и где мы все их можем увидеть?

Дети: В парке, на огороде, в лесу и на лугу.

Воспитатель: Давайте дети мы представим что мы пришли на луг и сели полукругом.

Дети садятся полукругом на стульчики.

На лугу мы увидим Ромашку, Клевер, Лютик едкий, Гвоздику, Колокольчик, Смолку, Хвощ, Васильки, Подорожник, Вьюнки.

Воспитатель: А скажите дети, что это за растения? Как их все можно назвать иначе?

Дети: травы и цветы луговые.

Воспитатель: А какими качествами они обладают?

Дети: Лекарственными.

Воспитатель: А почему эти растения лекарственные?

Дети: Так как они имеют лекарственные свойства. Чтобы воспользоваться этими свойствами из растений делают отвары, настои и прочие лекарства.

Воспитатель: Посмотрите, как называется это растение? (показывает подорожник)

Дети: Это подорожник.

Воспитатель: А почему подорожник имеет такое называется?

Дети: потому что он произрастает вдоль дорог.

Воспитатель: Рассмотрите и пишите подорожник.

Дети: Листья с прочными прожилками, упругие, прижаты к земле. Корни - это густой пучок. Стебель упругий.

Воспитатель: Ребята, а как растение расселяется по земле?

Дети: Семена подорожника приклеиваются к ногам проходящих на время, а потом отпадают и так перебираются в новое место.

Воспитатель: А как с его помощью лечат?

Дети: Нужно сорвать лист с растения, немного помять чтобы выступил сок и приложить к ране.

Воспитатель: Дети, угадайте о каком растении речь в загадке? Вот она:

В беленьких платьицах,

желтые глазки…

вы назовете их без подсказки.

Дети: это ромашки.

Воспитатель: Одна из известных и распространенных – это аптечная ромашка.

А в чем полезные свойства ромашки?

Дети: Отваром из ромашки при ангине полощут горло.

Воспитатель: А еще ее используют в косметологии и кулинарии. Делают краски, крема и пасты.

А вот еще загадка о лекарственном растении.

Русская-красавица

Всем-нам-очень-нравится.

Бела-она,-стройна

Одежда-зелена.

Что это за такая красавица-то?

Дети: это береза.

Воспитатель: А как березу называют еще и почему?

Дети: Плакучая береза, так как ее веточки смотрят вниз.

Воспитатель: А какая у листьев березы форма?

Дети: Как сердце, сердцевидная форма.

Воспитатель: Медицина предлагает использовать против чесотки и для заживления ран березовый деготь. Из березы так же делают активированный уголь. Его используют при болях желудка и отравлении.

Теперь послушаем следующую загадку.

Воспитатель: О каком растении речь? Этот кустарник родственник садовой розы.

Дети: это шиповник.

Воспитатель: А почему Шиповник так называется?

Дети: так как на его ветвях есть шипы.

Воспитатель: хорошо. У шиповника не только цветы красивые, но и ягоды. Они буровато – красноватого или оранжевого цвета.

А за что люди ценят Шиповник?

Дети: В его ягодах содержится много витамина «Ц». Из плодов готовят отвар, который пьют для укрепления сил организма. Маслом шиповника мажут раны при ожогах. Настоем лепестков шиповника смазывают кожу лица для освежения.

Воспитатель: Хорошо, ребята, а что у нас в группе за цветок с приятным запахом?

Дети: это комнатная мята.

Воспитатель: Мята - полезное растение. А кто из вас знает его свойства?

Дети: отвар его листочков от простуды поможет. Чай из листочков успокаивает. Мяту для освежения дыхания добавляют в пасту для чистки зубов.

Воспитатель: предложу вам определить растение по запаху. Отдаю несколько мешочков.

Дети узнают или не узнают растения. Воспитатель подсказывает, если что.

Воспитатель: Ребята, давайте отгадайте несколько загадок о растениях.

Солнышком-лучистым
В-травке-золотистой
Белым-облаком-по-полю-разлетится
(одуванчик)

В-красном-платьице-рябина
Вышла-с-осенью-проститься
Осень-проводила
Платье-снять-забыла.
(рябина, Калина)

Не-огонь,-а-жжется?
(крапива)

Воспитатель: А сейчас «Соберите пазлы с растениями».

Дети собирают картинки у двух столов на скорость.

Воспитатель: Ребята, а почему многие растения записаны в Красную книгу? Что это за Красная книга?
Дети: В эту книгу вписывают исчезающие редкие виды растений.
Воспитатель: Правильно, люди очень много сорвали растений и потому они стали встречаться очень редко. Расскажите же, как правильно собирать лекарственные растения.
Дети: Нельзя вырывать больше нескольких растений в одном месте.
Во время сбора нельзя есть корни и плоды. В конце нужно хорошо вымыть руки.

Воспитатель: Пока мы говорили о растениях, у нас заварился чай. Давайте попробуем его и определим какие растения использованы при заваривании.

Дети пробуют чай из трех чайников в которых заварены разные растения и определяют по вкусу их.

Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе

Вид занятия: итоговый

Цель : развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация - формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье - формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);

Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;

Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.

е ее утешествие будет ь

Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.

Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих

травах, и попробуйте отгадать их названия.

1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива).

2. Рос шар бел,

дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик).

3.

(Ромашка)

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?

(Это лекарственные растения)

Давайте поговорим о лекарственных растениях.

Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.

Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».

Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.

Посмотрите на это растение (показ на плакате).

Как оно называется? (Подорожник)

- Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)

Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)

Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей - одуванчик)

Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)

Пройдите к следующему плакату.

О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)

Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)

Но почему же всё - таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков - едкая жидкость, она то и жжёт.

Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник) .

Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют - малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)

Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

Что готовят из ягод? (Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)

А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.

А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, лей веселей

сверху вниз;

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять

повороты влево, вправо, разводя

руки в стороны;

И для маленьких детей, присесть и показать руками рост

маленьких детей;

И для мам, и для пап. встать - поднять руки вверх

(2 раза);

Кап – кап – кап! И.П. руки на поясе - имитирующие

движения капель двумя руками

сверху вниз;

Кап – кап – кап!

3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни - осенью.

Дети рассказывают и объясняют -

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)

Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)

Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)

Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?

Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для

дальнейшего размножения.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу . Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.

Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это - растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.

Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).

И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.

3. Исследовательская игра « Мы - фармацевты»

Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование - посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.

Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать - каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 - 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.

Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.

Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)

Итог занятия : Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!

Конспект занятия в детском саду: В мире комнатных растений для детей 5-7 лет.


Автор : Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж
Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7 лет.
Цель : Называть растения и основные его части. Правильно ухаживать за растениями.
Задачи -Расширять знания о комнатных растениях.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Научить изображать комнатные растения.
-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.
-Ознакомить с несколькими видами комнатных растений.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.
Предварительная работа Создание предметной среды, направленной на развитие интереса детей к растениям, наличие демонстрационного материала: картинки и плакаты из серии <<Комнатные растения>>. Видеоматериал - для показа на экране.

Ход занятия

Воспитатель Отгадайте загадки:<< Дышит,растет, а ходить не может>> (Растение).
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Комнатные растения)
О чем сегодня будем говорить? (О комнатных растениях).
Накрыт бокал с водицей,
Ежовой рукавицей. (Кактус)


В кадке вырос куст,
И широк,и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)


Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет,а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алое)


На окне стоит горшок,
В нём чудеснейший цветок,
Фиолетовый, изящный,
Ароматом манящий! (Фиалка)


Воспитатель Какие еще комнатные растения,кроме вышеперечисленных вы знаете? (Каланхоэ, кала, папоротник). Покажите картинку?




Воспитатель Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них- жаркие страны, где круглый год лето.Человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом. Но почему?
Дети Создаются все условия, чтобы растения не погибли, зимой не замерзли.
Воспитатель Вспомните, что необходимо для растений?
Дети Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.
Воспитатель Помощников растений пять, как пять пальцев на руке. Растениям нужна почва?
(Да,они растут в горшках с землей).
Почему комнатные растения ставят на подоконник? (Для роста им нужен свет).
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (Им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? (Растениям нужен воздух, чтобы они дышали).
Что надо делать, чтобы им стало легче дышать? (Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с них пыль).
Пятое условие для роста растений какое?(Необходима вода - их надо регулярно поливать).
Посмотрим как растет цветок.

Дети называют основные части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).


Комнатных растений очень много, познакомимся еще с несколькими из них.
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)


По очереди на экране дети смотрят на картинки растений,с воспитателем повторяют сложные имена и запоминают(герань, колеус, бегония, гардения, агава).






Физкультминутка
Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Воспитатель Как правильно ухаживать за комнатными растениями?(Поливать, рыхлить, опрыскивать,вытирать пыль, мыть). Давайте будем всегда дружно ухаживать за нашими комнатными растениями. (Дети поливают цветы, вытирают пыль, опрыскивают с указаниями воспитателя)





Для закрепления правильного ухода за растениями смотрят видеоматериал, воспитатель комментирует

Воспитатель Рассмотрите все картинки и нарисуйте ваше комнатное растение.


Воспитатель Из всех рисунков выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.

Конспект игрового занятия для 1-й младшей, ясельной группы детского сада (дети 3-го года жизни), тема: «Комнатные растения»

Цели:

Познакомить детей с некоторыми комнатными растениями, условиями и уходом, необходимыми для роста комнатных растений.
Обогатить словарь детей по теме «комнатные растения», познакомить с обобщающим понятием «комнатные растения».
Учить детей внимательно наблюдать за растением, его внешним видом и особенностями.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине.
Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3».
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов.
Совершенствовать навыки наклеивания, лепки, рисования (пальчиками и кисточками).
Развивать внимание, речь, зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Комнатные растения: герань, фиалка, кливия.
Картинка-фон с изображением комнатных растений разной величины, силуэты леек соответствующей величины.
Картонные горшки разного цвета, блюдца к ним того же цвета.
Зеленая гуашь, кисти, картинка-заготовка с изображением цветочного горшка.
Пальчиковые краски, раскраска «цветок в горшке».
Разноцветный пластилин, силуэтные цветы (из тесьмы), картинка-заготовка с изображением горшка, листьев и стеблей.
Тесто коричневого цвета, пробки или нижняя часть одноразового стаканчика, вырезанные из картона листья, вырезанные из яичной клетки цветы.
Разноцветные прищепки, вырезанные из плотного картона силуэтные изображения кактусов.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка-фон с изображением цветущей герани в горшке с нарисованными кругами соответствующих цвету и величине пуговиц.
Горшочки с блюдцами, крупа, мелкие луковицы, лейки, солнышки, искусственные цветы.
Картинки-заготовки с изображением окна, клей, детали аппликации (горшок, листья, цветок).
Картинка с изображением трех одинаковых и одного отличного от них комнатного растения.
Картонные лопаты и их рукоятки разной ширины.
Картинка-фон с изображением солнышка, шнурки желтого цвета.
Картинка-заготовка с изображением лейки, синие карандаши.
Схематичное изображение цветка в горшке из геометрических фигур, вырезанные из цветного картона эти же геометрические фигуры.
Картонные силуэты цветочных горшков с вырезанными из них геометрическими фигурами.
Цветные силуэтные картинки цветов, картинка-фон с изображением цветочных горшков с цифрами «1», «2», «3».
Тряпочки для пыли, лейки, веники (маленькие), небьющаяся посуда, губки для мытья посуды.
Аудиозаписи: «Солнышко», «Мамины помощники».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Наблюдение за комнатными растениями

Гуляя сейчас на улице, вы видите много цветов. Но наступят холода, придет зима, и тогда на улице не увидишь цветов. А люди хотят любоваться цветами всегда - и зимой, и летом. Вот и придумали люди выращивать цветы в домах, в комнатах, где живут. И не только цветы, но и другие растения. Вот и стали называть такие растения, которые выращивают в комнатах дома - «комнатные растения».
Дети рассматривают фиалку, герань и кливию. Обращается внимание на наличие цветов, окраску, форму листьев. Листья герани можно потревожить и понюхать, затем объяснить, что растение так защищается.

Дидактическая игра «Подойди к растению, которое я назову»

Подойдите к самому высокому растению. Это герань.
Подойдите к самому низкому растению. Это фиалка.
Подойдите к среднему по величине растению. Это кливия.

Один, два, три, к фиалке иди!
Один, два, три, к герани иди!
Один, два, три, к кливии иди!

Конструирование «Цветок в горшке»

Выложите геометрические фигуры на их место, чтобы получился цветок в горшке. Из каких геометрических фигур состоит горшок? Из квадрата. Сколько квадратов? Один. Из каких геометрических фигур сложен цветок? Круг и овалы. Сколько кругов? Один круг. Сколько овалов? Три овала. Из кой геометрической фигуры сделан стебель? Из прямоугольника. Сколько прямоугольников? Один прямоугольник. Из каких геометрических фигур сделаны листья? Из Треугольников. Сколько треугольников? Два треугольника.

Дидактическая игра «С какого растения листок?

Посмотрите на эти листики и эти растения и постарайтесь определить, с какого растения упал каждый листик.

Дидактическое упражнение «Разложи цветы»

На каждом горшке написана цифра. Разложите цветы так, чтобы в каждом горшке расцвело столько цветов, какая цифра написана на этом горшке. Сколько цветов расцветет в горшке с цифрой «1»? Один цветок. А в горшке с цифрами «2» и «3»?

Дидактическая игра «Подбери блюдца к цветочным горшкам»

Подберите каждому горшку блюдце такого же цвета.

Рисование красками «Кливия»

У кливии длинные тонкие листья. Нарисуйте такие листья этому растению кисточкой с зеленой краской.

Лепка барельефная «Комнатное растение зацвело»

Пора бы уже расцвести цветам на этом комнатном растении. Давайте сами сделаем ему цветы с помощью пластилина и вот этих цветов из ниток.
Раскатайте из пластилина шарики, придавите их к картинке с комнатным растением, сверху на пластилин наложите цветок и придавите его ладошкой. Уберите цветок и посмотрите, что получилось. Сделайте таким способом еще цветы этому комнатному растению.

Динамическая пауза «Помощники»

Дети под текст песенки имитируют такие действия: тряпочками вытирают пыль, поливают из лейки, подметают вениками, губкой моют посуду.

Игра с прищепками «Кактус»

Сделайте кактусу колючки из прищепок.

Дидактическая игра «Какой горшок отличается от других?»

Покажите горшок с цветком непохожий на все остальные.

Игра с пуговицами «Цветок в красивом горшке»

Разложите пуговицы на цветные круги подходящего цвета и размера.

Пальчиковое рисование «Цветы в горшке»

Раскрасьте картинку, оставляя круглые отпечатки пальцев в нужном месте картинки.

Игра «Мы цветы сажали»

Сначала приготовьте горшочек, поставьте его сверху на блюдце. Теперь заполним горшочек землей - крупой. Положим в горшочек луковицу - посадим цветок. Сверху еще положим крупы. Теперь нужно полить. Возьмите лейки и покажите, как вы будете поливать. Кроме воды, растению нужно солнце. Возьмите в руки солнышко и обойдите вокруг своего горшка. Вот и выросли цветы - воткните цветок в горшок.

Дидактическая игра «Подбери лейку»

Подберите подходящую лейку для каждого растения.

Рисование карандашами «Поливаем из лейки»

Нарисуйте воду в лейке - закрасьте поверхность внутри лейки синим карандашом. А теперь нарисуйте, как из лейки течет вода - прямые линии из носика лейки.

Дидактическое Упражнение «Подбери лопаткам ручки»

Подберите каждой лопатке ручку по размеру и наденьте ее. Покажите лопатку с широкой ручкой, с узкой ручкой.

Упражнение «Солнышко лучистое»

Сделайте солнышку лучики - разложите желтые шнурки вокруг солнышка.

Музыкально-ритмическое упражнение «Солнышко»

Под песню «Солнышко» дети медленно встают из положения «сидя на корточках», разводят пуки в стороны, после медленно опускаются в исходное положение, складывают ладони под щекой - «спят».
Затем дети играют на металлофонах под эту же музыку.

Аппликация «Цветок на окне»

Наклейте на окно горшок, листья и цветок.

Дидактическая игра «Разбитый горшок»

Подберите осколки и приложите их на место. На какие геометрические фигуры похожи осколки?

Ручной труд «Фиалки»

В горшочек положите землю-тесто коричневого цвета. Воткните листочки и цветочки.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...