Топиари — зеленое искусство. Топиарное искусство в ландшафтном дизайне

Топиарии является одним из самых восстребованных типов садового искусства, которая представляет собой фигурную стрижку различных растений — кустарников и деревьев. Такие композиции из деревьев и кустарников, которые имели причудливую форму, возникли на территории Древнего Рима очень давно. В те далекие периоды они являлись в качестве символа достатка хозяина дома. Но самым популярным периодом искусство топиари явилась эпоха Итальянского Возрождения. Тогда это искусство стало очень восстербованным и в любом поместье и в парке можно было увидеть фигурки растений с декоративной стрижкой.

Топиарные фигурки

Нюансы создания топиария

Для того чтобы сделать топиари, нужно много времени и терпения. Вначале выбираются растения для создания топиари. Далее подбирается каркас для топиари. Хотя это занятие довольно увлекательное. Необходимо будет потратить много сил на то, чтобы делать и получить нужную форму кроны деревьев. Делать красивые фигуры из самшита, оливы и иных растений. Мир растений очень разнообразен и богат, когда речь заходит о том, чтобы делать топиари.


Крона деревьев

Важный момент: выбирая деревья для топиари, необходимо запомнить, что стричь можно лишь вечнозеленые и прямо произрастающие сорта растений, которые имеют плотные игольчатые либо лиственные покровы.

Если вами выбрана техника создания такого деревца, то вначале нужно делать своими руками маленькие деревья. Можете для начала взять деревце высотой примерно 28 сантиметров. К примеру, можно выбрать деревце самшита, которое отлично произрастает в тенистых участках, и под открытыми палящими лучами солнца. Для того чтобы создать топиари самшит применяют для изготовления зеленых изгородей. Такой заборчик можно получить за два года.

Выберите для создания у себя на дачном участке деревце с круглой формой — это самый простой вариант. Чтобы легче было делать фигурную крону, вы можете использовать формирующую сетку. Использовать такую сетку очень легко. Ветки, которые разрастаются за территорию сетки, обрезаются. Создание топиари является довольно длительным процессом.

Мастер классы по изготовления топиария

Под его оригинальным названием скрывается интерьерное украшение, которые очень восстербованно на европейской территории и на сегодняшний день такое искусство получило распространение и в нашей стране.


Каркас для создания топиарии

Есть много мастер класс, как делать своими руками ториари. Материалом для таких творений можно использовать, как кофейные зернышка, овощи, так и атласные ленточки, сосновые шишки. Такое искусство получило широкое распространение в нашей стране, так как можно создать что угодно. При этом такое искусство для нас ново и можно создавать все новые оригинальные идеи. Особым спросом пользуются деревья топиари, которые изготавливают из самых различных материалов. Его также называют деревцем счастья. Имеется и мастер класс по его изготовлению.

Следует сразу же добавить, что если приняли решение самостоятельно изготовить такой декоративный элемент для своего дома, то необходимо чуть копировать природу – этот тип поделок является декоративным, которые невозможно копировать с каких-то реально существующих деревьев. Идеи для мастер класс можно взять из интернета, но основные штрихи вы должны сами придумывать.


Дерево в виде гриба

Следует добавить, что самая востребованная форма крон, которую можно увидеть в любо топиарий мастер-класс, это шар. Относительно материалов для изготовления в качестве основания для изготовления деревца, то можно применять разнообразные материалы. К примеру, можете применить флористическую пену или можно воспользоваться пенопластом.

Интересный мастер класс можно получить, если смять бумагу и ее обмотать ниточками. Если хотите получить ровную заготовку для дальнейшего декора, то нужно в качестве основы использовать строительную пену.

Потом необходимо выяснить основной материал, который буде служить основанием для декора мастер класс «деревца счастья». Если вы остановили свой выбор на топиари из лент, то безусловно в качестве основного материала будет служить разноцветная атласная ленточка.


Дерево в виде шара

Вы можете изготовить из одного цвета ленточек, к примеру из красных лент. В результате получится изящное деревце. Такой декоративный элемент в виде дерева будет выглядеть очень эффектно. Вы не поверите но красивые деревца можно получить их салфеток.

Кроме главных материалов для декорирования такого деревца можно также воспользоваться и дополнительным декором. Для декоративных оформлений крон вы можете использовать обыкновенную древесную стружку, разных размеров ракушку, перья разных птичек, сухоцвет и так далее. вы можете декорировать вход в дом с помощью разноцветного «деревца счастья». Атласные ленты — еще один уникальный материал для использования при декорировании деревьев. Если ваш топиарий небольших размеров, то его можно установить тумбочке. А если большой, то на полу в любой из комнат дома.

Стадо зеленых слонов притаилось на фоне яркого газона и кустарников. В тени расположились упитанные пляжники, щедро покрытые зелеными листьями… Это не сон и не бред. Это — примеры топиарного искусства, фигурной стрижки деревьев и кустарников, одного из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры.

(Всего 20 фото)

1. Topiary - - узорные или выдуманные фигуры для ландшафта, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Английское слово «topiary» происходит от др.-греч. τόπος - место.

2. В латинском языке это слово - topiarius - a; -um; - (прил.) -относящийся к орнаментальному искусству. Topiarius - ii; -m; - (cущ), - топиариус - садовник. Topiaria - ae; - (ж.р) - топиариа - подразумевается орнаментальное искусство.

3. Топиар - начавшееся в древности искусство фигурной стрижки деревьев и различных кустарников, придание растениям различной формы, например животных, архитектурных сооружений, людей и т. п. Топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius - садовник ландшафтного орнамента.

5. Процесс создания таких скульптур многолетний, очень кропотливый и трудоемкий, ведь «воспитывать» этих зеленых «аккуратистов» надо сызмальства, постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой анималистической фигуры 6-7 лет. Сначала с помощь стимулирующих подкормок активизируют рост, на второй год начинают формировать скелетные ветви и только лишь лет через пять начинает обрисовываться силуэт. Получить геометрические фигуры - более простая задача, но тоже требующая терпения и специальных знаний.

6. Оригинальной новинкой в ландшафтном искусстве являются растения, специально сформированные в виде арки (из граба или тиса). Две половинки арки высаживают друг напротив друга, а вершины растений связывают. Так может получиться живая пергола, а если половинки арок высадить по кругу, то выйдет замечательная беседка. Особым видом топиарного искусства являются бонсаи. Восточные мотивы сейчас довольно популярны в Европе. Бонсаи уместно размещать в японских садиках или как одиночное, акцентное растение. В питомниках каждое такое дерево имеет индивидуальный номер и цену.

7. Упоминание об искусстве фигурной стрижки деревьев уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Симметричные сады с мощенными камнем дорожками, роскошные фонтаны, декоративные кусты, тисовые изгороди и замысловатые зеленые лабиринты… В Вавилонском царстве топиарное искусство вдохновило мастеров на создание одного из семи величайших чудес древнего мира – знаменитых висячих садов Семирамиды. А садовники Древнего Рима сооружали чудесные сады, огороженные зелеными изгородями, населяя их диковинными существами из самшита. Родоначальником искусства топиари (от лат. topia - фреска с изображением ландшафта, topiarus – садовод; от греч. topis - усадьба.) как такового считается Кней Матий (Gnaius Mattius), друг императора Августа, живший в первом столетии до нашей эры.

9. История сохранила для нас описание виллы, принадлежавшей древнеримскому политическому деятелю Плинию Младшему (61-113гг. н.э.): «…вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженой изгородью. Сзади расположена аллея …в форме круга, с орнаментом из самшита в центре. …Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски появляются и исчезают, среди плодовых деревьев…»

11. Вместе с римлянами-завоевателями искусство топиари, осваивая новые зеленые ландшафты, покоряет Европу. Правда, суровое средневековье оставляет мастерам фигурной стрижки лишь территории, окружающие замки крупных феодалов и сады монастырей. Зато чуть позже, в эпоху ренессанса, практически каждый зажиточный хозяин в Италии считает своим долгом владеть изысканным садом. Фантазия итальянцев безгранична, - обыкновенные кустарники, словно по волшебству, превращаются в зеленые часовни, колоннады, фигуры животных; по зеленому парку степенно «прогуливаются» созданные из листвы кардиналы, а папа римский раздает своей пастве благословения.

13. Искусство топиари все больше набирает силу, XVII век уже известен как золотой для орнаментального садоводства. В это время по заказу французского короля Луи XIV архитектор Андрэ ле Нотр создает уникальный сад дворца Версаль вблизи Парижа, который по слухам, стоил около двух миллионов франков и стал образцом для подражания у большинства европейских монархов.

15. А в Англии увлекаются сооружением целых скульптурных композиций, вот литературное свидетельство об одной из них: «…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем» («Новый фруктовый сад» Уильям Лоусон 1618 г.)

17. Следующее, восемнадцатое столетие отмечается резким, даже болезненным протестом в адрес топиари и стремительным возвращением к естественному садовому пейзажу. Гонение на искусство фигурной стрижки доходит до крайних пределов, многие английские сады разрушаются и сжигаются. Живые изгороди и самшитовые фигурки находятся в опале целых сто лет и только в девятнадцатом веке потихоньку вновь проникают в пейзажные парки и сады европейцев. Оказывается, что два столь непохожих стиля – естественный пейзаж и фигурная стрижка могут неплохо уживаться вместе, создавая редкие эклектические садово-парковые композиции.

19. Новый виток в развитии искусства топиари происходит в Северной Америке. Именно здесь для создания зеленых скульптур впервые применены проволочные каркасы. У топиарного искусства открывается второе дыхание. Металлические конструкции для топиари позволяют добиться особой тонкости и изящества в деталях. Именно благодаря каркасам из проволоки современные мастера садового дела могут использовать растения, ранее для этого совсем не подходившие, воплощая в жизнь новые идеи и декоративные формы, а садоводы-любители, не обладающие специальными навыками, получили возможность самостоятельно создавать причудливые зеленые фигуры.

Слово имеет греческие и латинские корни: греческое слово - topis означает - усадьба, А латинское topia - фреска с изображением ландшафта, topiarus - более подходящее - садовод. Немного интересных фактов из истории, особенности и нюансы топиарного искусства осветит наша статья.

Существует много способов облагородить свой ландшафт, но, топиарное искусство по праву входит в рейтинг лучших. Этот вид ландшафтного искусства является одним из самых древних.

История топиарного искусства.

Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира - висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.

С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе.

После распада Римской империи топиари получило новый виток развития - оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.

Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др.

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе - Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.

Прогрессивные садоводы оформляли дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями, узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

Сегодня…

В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.

Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует - пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников- топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. В городском озеленении топиарное искусство практически отсутствует, можно сказать не применяется, да и правильный уход за растениями осуществляется неквалифицированными работниками.

Самыми подходящими растениями для топиари будут компактные медленно растущие хвойные и лиственные деревья и кустарники, имеющие мелкие и многочисленные иголки или листья. Наиболее часто используются тис и самшит (только учтите, что оба они ядовиты). Благодаря ярким ягодам и осенней окраске листьев нарядно будут смотреться барбарис, кизильник и остролист (падуб). Очень благородный вид у туи, лавра, оливы, плакучей ивы и кипариса. Для нашей полосы подойдут устойчивые к холодам боярышник и бирючина обыкновенная. Может использоваться и сосна, но это подвластно только настоящим профессионалам.

Самые популярные формы растений в топиарном искусстве - стриженые стены, бордюры, живые изгороди и разнообразные фигуры. Стриженые растения в саду делают сад ухоженным и опрятным и формуруют позитивное мнение о владельце участка. Конечно, такие композиции требуют повышенного внимания и тщательного ухода, поэтому лучше всего прибегать к помощи специалистов. Лучше всего поддаются формировке вышеуказанные туя, граб, самшит, тис, дерн, барбарис и боярышник. Хвойные деревья более привлекательны, так как даже зимой они будут радовать вас своими необычными, ярки формами и зеленым цветом.

Еще больший эффект будут производить стриженые растения, если у них будет различная окраска листвы. Одним словом, в данном искусстве основным ограничением является только фантазия дизайнера, так как возможностей просто море. Наиболее декоративно выглядят разбросанные по саду формы животных. Создать их сложно, зато результат будет ошеломляющим.

Разновидности топиарного искусства

Существует несколько разновидностей топиарного искусства. Классификация дается на усмотрение автора, потому что, как таковой, её просто не существует, а все виды орнаментального садоводства называются Topiary (или Грин Арт - как Вам больше нравится).

В классическом понимании — это геометрические или фантастические формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону, веревке или на глаз. Иногда используется стягивание ветвей. В странах с более мягким климатом используются самшит, тис, также используется лавр благородный. В России ассортимент растений несколько другой, но нельзя сказать, что ограниченный: от кизильника блестящего (северного самшита) до большого разнообразия дикорастущих и культурных ив.

"Новое топиари" (прибл. 18 век) — было придумано американцами, и подразумевает под собой стрижку растения по металлическому каркасу, что значительно облегчает дальнейшее поддержание формы и пока зеленая скульптура дорастает до нужного размера, идею передает металлическая скульптура, внутри которой высажено растение. Несмотря на то, что это удобно, профессионалы отказываются от каркасов, объясняя это тем, что часто растение врастает в каркас, что нельзя допускать, да и рука мастера натренирована, чтобы стричь без шаблона. Только для очень сложных конструкций, как например шея лебедя или фигуры гончих псов, в топиарном парке Ладью (США), используется каркас. Для условий Москвы и Подмосковья, каркас должен быть съемным, так как зимой металлическая конструкция, а соответственно и растение, будут промерзать сильнее.

"Грин Арт" — от желания скорейшего результата, стали изобретать различные модификации топиарных конструкций. Это могут быть металлические конструкции, с торфо-сфагнумовым наполнением, (в зависимости от ассортимента такая конструкция может жить от одного сезона до 5 лет, при соответствующем уходе). Высаживают комнатные (в том числе и мелколистные плющи), уличные растения, однолетники и многолетники. В условиях нашего климата, такие конструкции целесообразней делать на один сезон, потому, что поддержание и уход будут проблематичы. В зимних садах и оранжереях такие скульптуры будут, несомненно, выигрышны, как в оригинальности идеи, так и уходе. Скульптуры могут быть уличными (большими), комнатными (маленькими), идея и ассортимент используемых растений остаются все теми же. Но это уже из области фитодизайна (комнатного садоводства) или флористики, потому, что также активно используются срезанные цветы, ветви вечнозеленых или хвойных растений, которыми декорируется форма. Кстати, применение неживых материалов также возможно но, на мой взгляд, к садоводству это не имеет уже никакого отношения.

Обратите внимание:

Для создания топиарных форм используются растения старше пяти лет с развитой корневой системой.

В условиях холодного климата живые изгороди не должны иметь вертикальных стен, иначе нижние ветви недополучат света и будут оголяться. Угол наклона поверхности изгороди к земле должен составлять не менее 10 градусов.

Для живых изгородей можно использовать несколько пород растений, получая интересные цветовые эффекты. При создании и уходе за живыми изгородями существуют отдельные тонкости:

Для любой стрижки существует золотое правило - не убирать за один раз более трети массы растения, иначе оно может начать болеть и чахнуть.

Уход за топиарами включает в себя регулярные подравнивание кроны (сообразно дизайнерскому замыслу и виду растения), подкормку, полив и санитарную обрезку.

В заключении

Понятно, что настоящие шедевры сможет создать только истинный мастер. Но и каждый желающий может попробовать создать живую скульптуру. При этом понадобится много сил и терпения, а еще важно при этом выбрать правильный «материал».

В последнее время топиари стали особенно популярны. Многие люди обзаводятся собственными домами и поместьями. В этом случае сады часто украшают с помощью зеленых шедевров топиари. Живые скульптуры встречаются в городских парках и скверах, становясь настоящими достопримечательностями. Создаваемые парки топиарного искусства, которые всегда привлекают посетителей, могут стать весьма доходным бизнесом.

У нас в Беларуси, топиари, к сожалению, не имеет должного развития. Лишь изредка можно встретить некоторые примеры мастеров, которые пытаются создать шедевры на отдельной территории. Надеюсь, что в скором времени, ситуация изменится, и мы сможем любоваться подобными изобретениями искусства и в собственной стране.

Искусство топиари

Пройтись по красивому ухоженному саду будет приятно любому человеку. Видимо по-этому и появилось такое интересное садово-парковое искусство, как топиарии, свидетельство о котором дошло до нас еще со времен Римской империи.

Топиарии - это декоративные композиции из деревьев и кустарников, ветки которых специально подстригаются для придания им идеальной геометрической формы, а также форм животных, зданий и фантастических образов. Для создания таких чудных форм хорошо подходят самшит, тисс, лавр благородный, бирючина, биот, туя, барбарис и олива.

Рассвет топиари приходится на период итальянского ренессанса, когда они были неотъемлемой частью прекрасных садов, повторявших узоры домашних ковров и гобеленов того времени. Замысловато подстриженные фигуры деревьев и кустарников украшали прогулочные аллеи и лабиринты, которые были тогда чрезвычайно популярны. Прекрасные образцы этого искусства сохранились и в наше время. Увидеть топиари в его первозданном виде можно в Версале, в английских садах Хэмптон Корт и многих других.

Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует - пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников- топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. Орнаментальное садоводство в течение многих столетий широко использовалось при устройстве садов и парков. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. В городском озеленении топиарное искусство практически отсутствует, можно сказать не применяется, да и правильный уход за растениями осуществляется неквалифицированными работниками.

Топиарное искусство в России претерпевает новый виток интереса у ландшафтных архитекторов, и выходит за рамки привычного "дворцового" стиля. Сейчас уже можно говорить о том, что городское озеленение непременно должно включать формованные стриженые деревья и кустарники. Геометрические формы в сочетании со свободными композициями упорядочивают ландшафт, придают новое эстетическое понимание городского пейзажа.

Орнаментальное садоводство по праву считается одним из древнейших видов садового искусства. Уже в древнем мире руками невольников создавались прекрасные сады, а раб, ухаживающий за орнаментальным садом - «топиа», именовался топиариус. Считается, что именно рабы из Греции или Египта были первыми, кто обучил римлян искусству орнаментального садоводства. После же падения Римской империи благодаря усилиям монахов искусство топиари было сохранено в стенах монастырей.

Как многие виды прикладного искусства, стрижка первоначально имела утилитарное значение, и плотно сформированные растения служили для ограждения и защиты территории от непрошеных гостей. Монастырские сады и небольшие частные владения тому доказательство.

В эпоху Возрождения состоятельные итальянские семьи, создавая сады на своих виллах, платили огромные деньги за скрупулезное изучение рукописей тех самых монахов, чьи писания были основаны на древних учениях. В частности, поэт Петрарка, среди прочих, подражал Вергилию в описании регулярных ландшафтов.

В середине ХVI века идеи Возрождения достигли Франции, в частности, говоря о ландшафтном искусстве, принципы создания живых стен и изгородей, позволяющие придать саду регулярный характер планировки. Кульминацией стала работа Андрэ Ленотра, создавшего грандиозный Версальский парк для короля Луи XIV. Стиль «версаль» моментально распространился по всей Европе, по его образу и подобию были созданы великолепные сады в Дании, Германии, Швеции и России.

Голландцы же интерпретировали стиль «версаль» по-своему, а британцы с энтузиазмом подхватили «голландский стиль». Наиболее характерный «голландский сад» в Англии - Левенс Холл в Камбрии.

Популярность регулярных садов была недолгой, и на смену пришла мания создавать пейзажные композиции. К счастью, топиари не исчезло совсем, а продолжило существование в небольших частных садах эксцентричных британцев.

Моде свойственно меняться, и интерес к топиарному искусству вспыхнул вновь, когда в Дербишире, замке Элвастор, был создан парк Мон Плезир. Так что искусство орнаментального садоводства продолжало процветать в Англии - и вот уже стараниями Лоуренса Джонстона в Хидкот Мэнор, Виты Секвил Уэст в Сиссингхерсте появляются на свет новые топиарные шедевры, создание которых можно датировать ХХ веком.

Что касается наших дней, то человек все больше стремится к общению с природой, поэтому все чаще уделяется внимание озеленению не только частных, но и городских территорий. Быстрый темп жизни задает ритм, под который приходится подстраиваться даже этому скрупулезному искусству, не терпящему спешки, поэтому на свет рождаются всевозможные его разновидности.

Вспомним, что классика топиарного искусства — это геометрические или фантазийные формы, созданные при помощи искусной стрижки из кустарников и деревьев с мелкой листвой. Приблизительно в начале XIX века, в Викторианскую эпоху, было изобретено «новое топиари». Принципиальной его особенностью является наличие металлического каркаса, внутри которого высаживается растение, которое в дальнейшем стрижется согласно контурам этой формы. А пока дерево дорастает до нужной высоты и заполняет все пространство, металлическая скульптура передает замысел автора. Стричь фигуры «по каркасу» может и непрофессионал

Традиционалисты негативно относятся к таким новшествам, предпочитая стричь на глаз, ведь для хорошего профессионала с тренированной рукой даже сложная фигура не составит большой проблемы в работе.

Еще одно изобретение уже XX века - композиции « грин арт ». Поистине искусство для нетерпеливых, когда в металлический каркас, заполненный торфосмесью, высаживают однолетние цветы или плющ. Всего пара месяцев, и зеленая скульптура готова. Срок службы такой композиции невелик, а в условиях России и вовсе короток - лишь летний период. Однако моментальный эффект - вот несомненный плюс таких скульптур. Неудивительно, ведь за рубежом такие скульптуры пользуются большой популярностью, украшая и городские скверы, и развлекательные парки типа диснеевских. Все три перечисленные разновидности зеленых скульптур в ландшафтных терминах именуются одинаково - «топиари», но, без сомнения, следует различать эти направления.

Сады Ватикана...

В мире существует государство, половину территории которого занимают сады. Если вы теряетесь в догадках, то ответ весьма прост - это Ватикан. Будучи самым маленьким государством, он имеет территорию 44 га, половина из которых занимают сады и даже лес на два гектара. И как нам не показать искусство топиарий на примере этого государства.

Сады Ватикана были основаны в 14 веке при папе Николо III и имеют большое количество вековых деревьев и экзотических растений, среди которых располагаются разнообразные строения. В садах есть много фонтанов, скульптур, башен, дворцов и домиков. Каждый папа привносил в дизайн ландшафта что-нибудь на свой вкус, хотя не все из них интересовались садоводством. Так же здесь четко прослеживаются и веяния ландшафтной моды, поскольку в разных частях сада можно полюбоваться практически всеми европейскими стилями.

Основу садов Ватикана составляют кипарисы, сосны, кедры, самшит, пальмы, магнолии, оливы, плющ и много других замечательных растений, которые делают их зелеными на протяжении всего года. Посетить сады можно только в составе специально организованной экскурсии начиная с 10 часов утра.

И еще немного об этом замечательном искусстве...

Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства. Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании.

"Золотой век топиарного искусства", бум на изгороди и сады в "голландском стиле" покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, даже не мода, - всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за "ненасилие над деревьями и кустарниками". Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.

Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.

Отсюда: http://hallart.ru

Мало кто знает, что бордюры зеленых ограждений, часто попадающиеся нам на глаза в городских парках – это целое искусство, а точнее – топиарное искусство.

Топиар, или как его на японский манер иногда называют – топиари – это изменение естественной геометрической формы растений. На практике, так называют садовые работы по фигурной обрезке и стрижке деревьев и кустарников.

В нашей стране аккуратно подстриженные ленты кустарника – непременный атрибут украшения государственных общественных учреждений. Этот городской элемент ландшафтного дизайна сохранился еще с советских времен и совершенно не утратил своей актуальности, что не удивительно: традиция использовать ухоженные сады из сформованных растений как символ незыблемости власти, процветания и богатства зародилась еще в древнеримской империи.

История формирования топиара, зарождение и развитие

Мы никогда не узнаем, где и когда садовод создал из обычного дерева или кустарника первую растительную скульптуру, но расцвет этого вида искусства начался еще в Древнем Риме. В те времена империя порабощала обширные территории, и вместе с новыми народами впитывала свежие веяния в искусстве и культуре.

Украшение сада растениями, стриженными в особые геометрические формы, быстро вошло в моду.

Все состоятельные граждане империи увлекались топиаром. Желая подчеркнуть власть, богатство и украсить свое жилье, они заказывали садовые работы особым мастерам – топиариям. Эти искусные скульпторы-растениеводы столь виртуозно владели садовыми инструментами, что могли в считанные часы превратить обыкновенные заросли тиса, мирта, самшита или розмарина в строгие геометрические формы или фигуры людей и животных.

[!] Название профессии топиарий образовано от греческого «топос» (место, местность, ландшафт) и в современных реалиях может быть переведено как – ландшафтник или ландшафтный дизайнер.

Таким образом, зародившись еще во времена Римской империи, топиар навсегда прижился на территории Европы. Конечно, этот вид искусства не был одинаково востребован. В период средневековья вместе с общим упадком культуры, садовая скульптура сводилась к простейшим оградкам из кустов и стрижке газонов.

Однако в период итальянского возрождения топиар снова набирает популярность. В украшении парков и скверов вновь появляются элементы строгой геометрической формы.

Кроме создания зеленых стен и живых изгородей в садоводстве тех времён впервые используется стрижка деревьев и кустарников в виде симметричных конусов, шаров и пирамид.

Своего максимального расцвета классический топиар достиг с развитием барокко. Сложные композиции зеленого ковра из причудливо остриженных насаждений украсили собой множество дворцов и богатых вилл Италии и Франции. Подобные произведения топиарного искусства стало принято называть французским парковым стилем.

В петровские времена, вместе с прочими европейскими веяниями искусства и культуры, регулярные французские парки появились и в России. В первую очередь – как украшение резиденции царствующей семьи в столице того времени Санкт-Петербурге. Одним из известнейших произведений топиара того времени является садово-парковая зона Петергофского дворца.

В начале девятнадцатого века садовая скульптура вновь немного утратила свои позиции. На контрасте с регулярными французскими парками в моду входят «дикие» английские парки. Основная идея нового стиля заключалась в облагораживании естественной красоты живой природы без каких-либо искусственных форм. Однако отказ от прекрасных растительных скульптур продлился не долго. Уже в конце девятнадцатого века интерес к топиару вспыхнул с новой силой и не утихает до сих пор.

Практически в любом городе мира можно встретить как отдельные произведения, так и парковые ансамбли созданные при помощи топиарного садового искусства.

[!] Приемы планировки регулярных французских и пейзажных английских парков, как и их сочетание стали основой современного ландшафтного дизайна.

Впрочем, рассматривая топиар в широком понимании этого стиля, необходимо упомянуть о его восточных корнях.

Китайские мастера превратили формирование кроны деревьев в искусство еще две тысячи лет назад. Чуть позже создание миниатюрных деревьев распространилось и получило дальнейшее развитие в Японии.

Сегодня традиционное искусство бонсаи (миниатюрное деревце на блюде), как и ниваки (деревце в саду) стало популярным далеко за пределами исторической родины. Выращивание карликовых сосен, кедров и кипарисов быстро вошло в моду и стало составляющей ландшафтного дизайна в Европе, Америке и у нас в России.

Классический бансаи и ниваки, это не только художественное творчество, но и философия, построенная на многовековой культуре. Сама фигуры миниатюрного растения, направление ствола, расположение и даже количество ветвей – все должно соответствовать стилю и вписываться в строгие каноны. Японские садоводы за долгие годы поиска выработали восемь символичных композиций:

  • Тёкан – строгая форма, крона формируется вокруг единственного ствола;
  • Сякан – одинокий ствол растет с наклоном к земле;
  • Сокан – деревце с раздвоенным от земли стволом;
  • Моёги – ствол дерева изгибается подобно ползущей змее;
  • Кэнгай – вершина ствола клонится ниже уровня земли;
  • Котобуки – деревце оберег, сплетением ветвей образующее иероглиф счастье;
  • Монкабури – дерево над входом в сад, с горизонтальной нижней ветвью;
  • Киотская форма – молодое деревце формируется на пеньке криптомерии.

Конечно современные мастера топиара не придают этим тонкостям особого значения. Находясь в постоянном эксперименте, молодые художники смело придумывают новые формы, при этом черпая вдохновение у японских мастеров. Создание классического бонсаи – кропотливый ритуал, начинающийся с момента появления ростка из земли. Тогда как европейские мастера топиара предпочитают формировать крону уже выросшего до нужных размеров дерева. При этом они используют весь арсенал современных инструментов и технологий, а не только ножнички и архаичные бамбуковые распорки.

Впрочем, кроме экзотичного бансаи, восточные садовники практикуют и вполне привычные приемы топиара. Японские сады Дзен или, как их называют, сады камней часто декорируются кустарниками, аккуратно остриженными в европейской манере. Причем используют как фигурную стрижку – карикоми, так и строгие кубические формы с плоскими гранями – хакозакари. Мастера, создающие сады Дзен, стремятся достичь совершенства. Композиции, сочетающие камень и формованные растения, одинаково прекрасны в любое время года: и зеленым летом, и снежной зимой.

Технологии выращивания и уход за топиарными произведениями

Техника создания растительной скульптуры практически не изменялась на протяжении веков. Классической методикой, практикующейся со времен древнего Рима, является стрижка и обрезка. Хотя эти понятия звучат как синонимы, методика работы с растением в корне различна.

Изготовление топиара начинается с обрезки. Удаление ветвей служит для первоначального придания зеленой скульптуре желаемой формы. Процедура проводится ранней весной, когда растение еще спит и не сильно страдает от нанесенных повреждений. Садовод работает секатором или садовой пилой, по отдельности удаляя лишние ветви.

Обрезка ведется очень аккуратно: кроме общей формы в расчет приходится брать качество ветвей, расположение почек и общее состояние растения. Кроме того, чтобы культура не погибла желательно проводить санитарную обработку наиболее крупных срезов-ран. Процесс сродни обрезке и уходу за плодовыми деревьями и подчиняется тем же правилам.

Стрижка применяется для придания финишной формы крупным объемам, и для нее используют более производительные инструменты. В ход идут крупные садовые ножницы, а чаще электрические или бензиновые кусторезы. Стрижка проводится по мере необходимости, для восстановления четкости формы. Как правило, это происходит несколько раз за сезон, а удаляются все лишние веточки без разбора.

[!] Стрижка повреждает ветви и удаляет листья, необходимые для жизни растения. Для того чтобы не нанести непоправимый вред, ни в коем случае нельзя за один раз удалять более одной трети от кроны культуры.

Стрижкой очень удобно выводить крупные плоскости, вроде стен зеленых ограждений. Стоит упомянуть, что для упрощения процесса иногда применяются специальные сетчатые каркасы, ограничивающие зону действия режущего инструмента. При помощи подобного трафарета придать кустарнику несложную форму может практически любой садовод.

Впрочем, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже для того чтобы создать простой зеленый бордюр необходимо потратить много времени и усилий. Сначала нужно с четко заданной частотой высадить и выходить отдельные экземпляры кустарника, а затем на протяжении многих лет подрезкой кропотливо загущать их кроны, формируя цельный объем.

Если вы решите заняться топиаром на своем приусадебном участке, то учтите, что не все виды кустарников и деревьев одинаково хорошо поддаются художественной обработке.

Крона растения должна быть образована множеством густых переплетающихся ветвей, долго сохранять свою форму, а после стрижки покрываться свежей зеленой листвой. Необходимо учесть, что породы с крупной листвой годятся лишь для простых геометрических фигур и грубых форм. Детализированные скульптуры можно создать из растений с густыми тонкими ветвями и мелкой листвой.

Виды кустарников и деревьев в соответствии с типом топиара:

  • Для невысоких, до полуметра бордюров подойдет бирючина обыкновенная, бересклет карликовый, жимолость мелколистная, бересклет японский, самшит обыкновенный, жимолость блестящая, самшит вечнозеленый.
  • Для изгородей высотой до полутора метров годится акация желтая, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вяз приземистый, кизил обыкновенный, жимолость обыкновенная, кизильник обыкновенный, сирень обыкновенная.
  • Для живых изгородей высотой до трех метров выращиваются: граб обыкновенный, клен полевой, яблоня ягодная сибирская, шелковица белая, лавр благородный, пихта обыкновенная, туя восточная, тис ягодный, туя западная.
  • Деревья, подходящие для фигурной стрижки кроны: граб обыкновенный, лавр благородный, дуб каменный, тис обыкновенный, лох колючий, смородина альпийская, барбарис самшитолистный, самшит обыкновенный;
  • Деревья для штамба с формуемой кроной и высотой более полутора метров: клен остролистный, граб обыкновенный, липа, яблоня сибирская, шелковица белая, лавр камфорный, дуб каменный;
  • Деревья с невысоким штамбом до полутора метров, пригодные для топиара: боярышник обыкновенный, рябина обыкновенная, ясень цветочный, черемуха обыкновенная, самшит обыкновенный, бирючина японская, тис ягодный.
  • Карликовые древесные породы для топиара в штамбованной форме: бирючина обыкновенная, смородина золотистая, сирень обыкновенная.

Конечно, отдельные экземпляры топиарного искусства можно просто приобрести в специализированном магазине. Это может быть штамбовое деревце с шаровидной кроной, экзотичный бансаи или куст в виде забавного животного.

Главное не забывать, что топиарный экземпляр капризнее обычных растений, и предъявляет повышенные требования к качеству почвы, освещенности участка и поливу. Без регулярной стрижки крона очень быстро растеряет первоначальную красоту, а значит, за ней придется постоянно ухаживать. Кроме того удаление ветвей ослабляет растение, поэтому все садовые скульптуры требуют защиты от болезней и регулярной подкормки.

Ландшафтный дизайн постоянно развивается. Постоянно появляются новые формы растительного искусства. Из интересных направлений современного топиара нужно упомянуть деревья, выращенные на шпалере. Мастера топиара, изгибая ветви и закрепляя их на экране-каркасе, формируют крону растения в одной плоскости. Такие деревья занимают на участке немного места и выглядят очень декоративно.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...