Огород на подоконнике в детском саду – увлекательное занятие. Домашний уют в детском саду: живописный огород на подоконнике
24Огород на подоконнике 30.04.2014
Дорогие читатели, я продолжаю публиковать конкурсные работы. Все они принимают участие в весеннем конкурсе «Огород на подоконнике, который до 15 мая проходит на моем блоге. Присылайте свои работы. Получайте призы, все призы денежные. Об условиях конкурса и призах вы можете прочитать . В конце статьи вы найдете все работы на сегодня от наших конкурсантов.
Сегодня работу представляет Ольга Пивнева. Она работает воспитателем в детском саду уже 18 лет. Педагогический стаж — 22 года. Ольга очень любит свою работу. Все свои знания и умения передает детям через различные виды деятельности. Ольга считает, что быть воспитателем — это здорово! Побольше бы таких замечательных воспитателей было у наших детей! Передаю слово Ольге.
Не секрет, наверное, ни для кого, что дети дошкольного возраста стремятся экспериментировать, самостоятельно и совместно со взрослыми искать и получать новые сведения и знания об окружающем. В этом возрасте деткам всё интересно!!!
В 2012 – 2013 учебном году мы с детьми и их родителями работали над проектом «Маленькие огородники».
На родительском собрании мы с родителями обсудили тему проекта. Создали творческую группу. Я дала родителям рекомендации и советы по созданию огорода; объявила конкурсы «Чудо-огород на окне» и «Весёлые рифмовки» (сочинение стихов и загадок об овощах, фруктах и ягодах).
Пока родители творили чудеса дома, я изготовила заборчик из подставок для зубных щёток (подставки можно спросить у продавцов в промтоварных магазинах или в аптеке); основу – «землю» (обклеила широкие пластиковые панели самоклейкой под травку); скамеечки; сделала аппликации деревьев и наклеила их на боковые стенки подоконника и на стекло (на двухсторонний скотч); тучки, облака, солнышко; украсила ёмкости для рассады; составила коллекции семян; таблички – указатели с изображением растений (прикрепила их к палочкам — стекам).
Призывала родителей к участию в конкурсе «Чудо-огород на окне» таким стихотворением (в каждой строчке намёк о том, что можно смастерить!):
У ворот шумит народ: «Вот так чудо-огород!
Что там только не растёт!
Огуречная рассада, и укропчик, и лучок.
Тут и свёкла и горох. А салатик разве плох?
А морковка и цветы тоже очень хороши.
Дом стоит с трубою, пугало с метлою,
Колодец деревянный, прудик с лебедями.
На дереве скворечник, в нём певец отменный,
Куколки тряпичные – очень симпатичные».
Смотрят все на огород, и уходят, открыв рот!
Наши родители были на высоте!!! Для оформления огорода они смастерили:
- домик (какой же дачный участок без домика!);
- колодец (из колодца «набирали» водичку для приготовления пищи наши хозяева огорода из сказки «Пых» — бабушка, дедушка и внучка Алёнка);
- пруд (водичкой из «пруда» наши хозяева из сказки «поливали» огород);
- яблоньки, берёзки, ёлочки (согласитесь, какой может быть сад без деревьев! Даже «урожай яблок» собрали!!!);
- «Чучелко» — пугало; охранников в саду было три!!!
- мостик через речку (надо же как-то хозяевам перебираться с берега на берег реки!!!);
- «клумбочки» из автопокрышек (от детских машинок) – разрисовали цветным лаком для ногтей;
- клумбу из сухоцветов.
Одна из мам нарисовала нам игру «Живые картинки». С помощью этих картинок мы знакомились с овощами, показывали деткам сказки, играли в различные игры, например: «Чего не стало», «Покажи жёлтый (красный, зелёный, …) овощ» и другие.
Вот так наш огород на окне выглядел в прошлом учебном году. У нас в огороде росли: свёкла, морковь, картофель, петрушка, луковое «дерево», лук в воде и на «грядке».
Каждый из родителей получил Благодарность за участие в проекте и в конкурсах «Чудо-огород на окне» и «Весёлые рифмовки». Данной информацией я делилась на блоге у Ольги Журбенко Всё о моей любимой даче . В статье «Знакомим малышей с огородом с помощью загадок про овощи и фрукты» (в конце) есть презентация к проекту «Маленькие огородники». Вы можете познакомиться с нашей работой http://kladraz.ru/blogs/olga-aleksevna-pivneva/malenkie-pomoschniki.html над проектом и взять себе что-то на заметку.
В этот учебный год мы с детьми «разбили» опять свой огородик на окне. Немножко его изменили, конечно. На нашем огороде присутствуют те же самые атрибуты: домик, колодец, скамеечки, мостик, деревья…. Бабушка с дедушкой стали старенькими, поэтому нет в этот год пасущихся в загоне коров и овечек! Отдали они своих животных другим хозяевам. А Алёнка помогать им не может, так как ходит в детский сад, да и маленькая ещё!
На «грядки» мы нашим героям помогли посадить лук, помидор, укроп, шпинат (03.04.2014 г.). При посадке рассказывала детям о том, что для роста растениям необходимы: почва (земля), вода, свет, тепло.
Подрастать нашим растениям помогали Солнышко и Тучка. (Это тоже наши герои. Тучка поливала наши насаждения, а Солнышко согревало.)
Вот и Солнце ясное согревает всходы,
Всходы аппетитные, деточкам — на радость!
Тучка по небу плывёт, тучка дождичек несёт.
Чтоб наш славный огород удивлял честной народ!
Приходили, говорили: «Вот так чудо-огород!»
Вот так росли овощи у нас на «огороде»!!!
Пока наш лучок рос – мы его поэтапно зарисовывали. И вот что у нас получилось!
Лучок подрос – мы решили им полакомиться! (17.04.2014 г.)
После лука у нас освободилась грядка, и мы с детьми решили посадить горох.
А также «разбили» ещё 2 грядки и посадили салат.
Повадилась к нам на огород Мышка! Мы побоялись, что она скушает с нашей «грядки» все горошинки. Вы знаете, что мы сделали?!! Мы подружились с Мышкой и рассказали ей, что когда горох вырастет – на нём появятся стручки. В каждом домике-стрючке будет много-много горошин. Мышка радовалась вместе с нами!! А чтобы Мышка не осталась голодной, мы её угостили горохом (слепили горошинки из пластилина) (21.04.2014 г.).
Собачка Шарик и кошка Мурка – тоже живут на огороде. Узнали они о том, что мы Мышку подкармливаем, обиделись на нас! Гордые ходили!!! Но мы добрые, привыкли обо всех заботиться, всем помогать. Посадили мы для них – травку. Сидят довольные, любуются, ждут: «Когда же она вырастет?!» Глупые, как быстро захотели! С Мышкой они, кстати, подружились! Вместе овощи на огороде охраняют.
А салатик наш подрос вот так!!! А у гороха появились росточки!
Овощи (салатик, укроп, шпинат) подросли и готовы к употреблению. Сегодня мы будем принимать зелёные витаминчики! (28.04.2014г.)
А за помидорчиком и горохом будем продолжать ухаживать, помогать нашим хозяевам.
Мы садили огород
Получился он не плох!
Здесь зелёный помидор,
Лук, шпинат, салат, укроп.
Зелёненький горошек
Сладкий – сладкий очень!
В течение всего месяца дети не только помогали ухаживать за посадками на огороде, но и решали проблемные ситуации и получали новые знания.
Вопрос «Что делать?» задавался в таких ситуациях:
- Ночью был сильный ветер, «унёс» лейку в пруд. (В этой ситуации нам на помощь пришли лягушка и собака Шарик. Они вдвоём достали из пруда лейку.)
- Бабушка уронила ведро в колодец. Как его достать? Кто поможет? (Помогла кошка Мурка.)
- Кошка Мурка играла на мостике через реку. Оступилась и упала в воду.
Закрепили с детьми правила поведения у пруда, колодца, реки.Каждый день я вместе с детьми придумывала новые истории. А наблюдать за тем, как растут наши овощи – вообще было здорово! Мы получили много положительных эмоций и были очень горды за свой огородик на подоконнике.
Хочется отметить, что наш огород понравился коллегам, родителям и детишкам других групп. Из их уст мы слышали такие фразы»:
- «Огород – чудо! Невозможно отвести глаз!»;
- «Не огород, а сказочная страна!»;
- «Волшебный огород!»;
- «Очень красивый дизайн огорода!» и т.д.
Будем рады, если и вам понравится наш замечательный и весёлый огород.
Воспитатель Пивнева Ольга Алексеевна
и воспитанники группы «Солнышко», г. Грязовец
Я благодарю Ольгу за такую конкурсную работу. Очень приятно, что столько Любви и тепла она дарит детям.
МЦ ЦРЧ Врастает ноготь — что делать? Актуальная проблема для многих. Наша клиника поможет вам решить проблему вросшего ногтя на пальце ноги . Успешный опыт работы. Самые передовые методики лечения вросшего ногтя. Грамотное лечение — залог быстрейшего выздоровления.
Наши конкурсные работы на сегодня:
- Работу прислали воспитатели Михайлова Ольга Валерьевна и Иванова Татьяна Ивановна. Клявлино.
- Работу прислал Виктор Дулин из Эстонии
- Работу прислала Марина 14 лет. Дочка Михайловой Ольги Валерьевны (первой нашей участницы).
Еще раз обращаюсь ко всем читателям с просьбой, присылайте свои работы, не затягивайте с ними. Отклики на конкурс были, а работ пока прислано немного.
Мой душевный подарок на сегодня ERNESTO CORTAZAR -You are my destiny Послушаем романическую композицию Эрнесто Кортозара Ты моя судьба
Желаю всем прекрасного настроения, радости жизни, здоровья.
Настойка боярышника признана полезным средством при многих заболеваниях сердца и нервной системы. Однако настойка боярышника противопоказания имеет для аллергиков, беременных и кормящих женщин.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГТ строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.
Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной - тепло, воду, свет; для другой - тепло, воду, темноту; для третьей - холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого - на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.
1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.
Во время прогулки ваш ребенок окапывается в песочнице и строит замки из куличей? А потом собирает все ветки в округе и высаживает вокруг замка цветущий сад? Поздравляем! У вас растет маленький садовод и огородник, которому пора заводить персональные грядки! Всего-то и нужно, что горшок с землей и горстка семян. Пособие по ботанике и природоведению готово! А заодно и свежую зелень к столу вырастите, чем юный садовод будет немало гордиться.
pandaland.kz
От семечка до тарелки
Огород на подоконнике – тот самый случай, когда и развлечение, и наука, и полезное дело произрастают, так сказать, в одном горшке. Чем сто раз объяснять малышу, как получается из желудя дуб, а из семечка – подсолнух, лучше один раз это семечко посадить и своими глазами наблюдать за его ростом.
supersadovod.ru
О, сколько будет радости, когда из земли появится первый крохотный зеленый росток! А сколько гордости будет потом, когда огородник-любитель собственноручно принесет маме веточку петрушки для супа или перышки укропа для овощного салата.
Высаживая растения, ухаживая за ними, ребенок учится терпению и наблюдательности. И понимает, как много времени нужно, чтобы что-то выросло. Дети нетерпеливы, и ожидание долгосрочных результатов научит их тому, что не все на этом свете достается легко и просто.
www.burston.co.uk
И еще один плюс дает огород на окошке. Каким бы капризными малоежками ни были ваши сын или дочь, но свою личную выращенную зелень они попробуют наверняка! И даже если ребенок не станет гурманом и не начнет поедать пучками петрушку и укроп, то обогатит свой лексикон названиями пряных трав, научится различать тонкие ароматы, выучит парочку кулинарных секретов, помогая маме добавлять розмарин в мясо, а мяту в десерт…
С чего начать?
assets.kitchendaily.com
Огород на подоконнике начинается, конечно, с подготовительных работ.
Подоконник. Сначала нужно выбрать окно. Северная сторона дает слишком мало света, и вам понадобится люминесцентная лампа. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет горшочки затенять от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствуют на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны.
Инструменты. Мини-огород, конечно, не требует многочисленного инвентаря. Но в любом случае, вам понадобится насыпать землю из пакетов в горшочки, делать ямки для семян, закапывать, рыхлить. Для этих целей подойдет и обычная столовая ложка. Но если вы беретесь за дело вместе с ребенком, можно обзавестись детским набором для песочницы – совочек, грабельки, лейка, все, как у настоящего садовника!
athomeshopping.co.uk
Земля. Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви, другие насекомые, семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ с малышом безопаснее будет купить большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. Там же продается и керамзит – камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для лучшего дренажа. Без керамзита земля в горшках может закиснуть.
seeitgro.files.wordpress.com
Горшки. Выбирая «грядки» для вашего огорода, прислушивайтесь к своему чувству прекрасного. Кому-то по душе практичные и яркие пластиковые горшочки или продолговатые контейнеры, кому-то нравятся классические керамические вазоны. Уверяем вас, укропу и петрушке все равно, где произрастать. Им понравятся и старые кружки с отбитыми ручками, и емкости от йогуртов или маскарпоне, и даже непромокаемые картонные тетрапаки от детского кефира. Главное, чтобы эти «горшочки» радовали ваш взгляд и удачно вписывались в интерьер комнаты.
dom-sad-og.ru
Семена. Если вы готовитесь к огородному сезону серьезно и заранее, то пакетики с семенами можно приобрести в интернете: там есть большой выбор пряных трав – от сельдерея и тархуна до кинзы и орегано. Если же все решения вы принимаете спонтанно и посадку хочется начать прямо сейчас, загляните в ближайший к вашему дому сельскохозяйственный магазин, в хозяйственный отдел ЦУМа или другого крупного супермаркета, в киоск «Белсоюзпечати», где наверняка томится, ожидая вас, пакетик с «Петрушкой кучерявой» или «Салатом листовым».
Спецодежда. Для посадочных работ подберите одежду, которую не жалко испачкать землей и намочить водой. Застелите стол или пол газетами, чтобы земля не разносилась по всему дому. Сохраняйте терпение и позвольте маленькому садоводу получать удовольствие от возни с землей. Пусть насыпает лопаткой землю в горшочки, делает карандашом углубления и укладывает в каждое по семечку, пусть грабельками или вилкой присыплет семена землей, а потом польет все из лейки или распылителя. И еще, не забудьте о разноцветных резиновых перчатках, которые помогут рукам остаться чистыми.
www.funathomewithkids.com
Что сажать?
Так как ваш огородик – все-таки больше развлечение, чем серьезное выращивание урожая и заготовка овощей на зиму, то и садить нужно самые простейшие и неприхотливые растения.
blog.adafruit.com
Зеленый лук. Наверное, у каждого из нас хоть раз в жизни стояла на подоконнике баночка с водой, в которой жила важная проросшая луковица. И если посадить пару луковок в грунт, они с удовольствием выпустят зеленые стрелки уже на пятый или седьмой день, а через две недельки после посадки можно и урожай собирать!
Совет: не закапывайте луковицу слишком сильно в землю, только немножко заглубите, этого будет достаточно.
mtdata.ru
Петрушка. Петрушка – еще одно весьма неприхотливое растение, согласное вырасти в горшке на подоконнике и не предъявляющее особенных требований по уходу. Правда, придется подождать, прежде чем из семян проклюнутся ростки: растет петрушка медленно. И еще, она очень любит свет, поэтому подыщите для нее самый солнечный подоконник.
Совет: семена петрушки желательно замочить на день-другой перед посадкой, это поможет им прорасти и взойти быстрее.
www.udec.ru
Кресс-салат. Наверное, это самый миниатюрный вид салата, который наверняка понравится детям если не своими вкусовыми качествами, то «кукольным», игрушечным внешним видом. Кресс-салат является одним из самых простых в выращивании растений, поскольку нетребователен и не боится тенистого пространства. Он без проблем взойдет даже на северном окне.
Совет: собирать урожай кресс-салата удобнее всего ножницами. Предложите своему маленькому садоводу самому настричь урожай к обеду.
threecleversisters.files.wordpress.com
Мята. Дети обожают мяту, ведь она входит в состав многих леденцов, жевательной резинки, пряников, даже шоколад бывает мятный. А как ароматен мятный чай, особенное если бросить в него свежие листочки! Выращивать мяту на подоконнике совсем не сложно, это душистое растение любит полутень и умеренный полив. Правда, листочков придется подождать: прорастают семена примерно через три недели после посадки, растет медленно, и только через полтора-два месяца вы сможете отщипнуть листики для чая.
Совет: у мяты мощные и разветвленные корни, поэтому ей подойдет широкий и не очень глубокий горшок.
Уважаемые огородники и огородницы! Расскажите, какую зелень вы высаживаете с детками. Поделитесь опытом в комментариях.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка -детский сад №31
города Яровое, Алтайского края
Проект
«Огород на подоконнике»
Для старшей группы детского сада
2017 год
Содержание
Образовательная часть
Вид проекта
Актуальность проекта
Цели и задачи проекта
Участники проекта
Продолжительность проекта
Сроки реализации проекта
Интеграция образовательных областей
Основы формы реализации проекта
Обеспечение
Этапы проведения проекта
Работа с родителями
План реализации проекта
План экспериментальной деятельности
Предполагаемый результат
Список литературы
«Что посеешь, то и пожнешь»
«Как потопаешь, так и полопаешь»
1.Образовательная область.
Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта
2.Вид проекта
Групповой, творческий
3.Актуальность
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было:
- познавательным
– мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережливым
– мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны;
- созидательным
- мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту
.
4.Цель проекта
Создание условий для познавательного развития, развития экологической культуры.
Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Образовательные задачи:
Формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы; формировать представление о строении и развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
Развивающие задачи:
Развивать умение соотносить цвета при дизайнерском оформлении модели «Огород на подоконнике».Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.
Воспитательные задачи:
Способствовать формированию навыков работы в команде; формировать бережное отношение к природе, желание заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
5.Участники проекта: Дети старшей группы «Теремок» № 7 МБДОУ ЦРР- детский сад № 31, родители и воспитатели группы.
6.Продолжительность: краткосрочный
7.Сроки реализации: март-май
8.Интеграция образовательных областей : «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Восприятие художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
9.Основные формы реализации проекта:
Наблюдения, беседы, игры, мини-выставки, рассматривание иллюстраций, картин.
10.Обеспечение:
Нормативно-правовые ресурсы:
Закон РФ «Об образовании».
Устав ДОУ
СанПины 2.4.1.2660-10
Закон РФ «Об образовании» в редакции федерального закона от 01.12.2007 года №309-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе Дошкольного образования».
Материально –техническое:
компьютер, музыкальный центр, плакаты, иллюстрации.
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Веркаса Н.Е..
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса- М.: издательство Мозаика-синтез 2008 – 112с./
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2008г.
Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.2005г.
11. Этапы проведения проекта
1 ЭТАП – подготовительный (2 недели).
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 ЭТАП – исследовательский (8 недель).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП - заключительный (2 недели)
Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели праздник для детей и родителей группы «Овощи с нашей грядки», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали. Завершился праздник веселым чаепитием.
12.Работа с родителями:
Привлечь родителей к участию в проекте «Огород на подоконнике».
Предложить родителям приобрести для проведения исследований – контейнеры, землю, семена для посадки.
Домашнее задание – с детьми вырастить зелёный лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ, как ухаживали за луком.
13.План реализации проекта.
Подготовительный этап
Выбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатели группы, первая неделя октября .
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет, первая неделя октября.
Разбивка огорода на подоконнике.
Изготовление табличек - указателей с названиями растений, забора и др. атрибутов огорода. Дети, воспитатели, вторая неделя октября.
Исследовательский этап (8 недель)
Рассматривание семян (петрушки, салата, редиса), посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы, 3 неделя октября.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. Ноябрь.
Занятия с детьми: «Можно ли лук на окне вырастить?», «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». Воспитатели группы. В течение всего проекта
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течение всего проекта
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течение всего проекта
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течение всего проекта
Практическая деятельность
Посадка семян в землю.
Уход и наблюдение за всходами.
Ведение журнала наблюдений.
Заключительный этап (2 недели)
Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. (3 неделя декабря)
Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. (3 неделя декабря.)
Выставка «Овощная грядка» . (солёное тесто) Воспитатели группы, родители. Последняя неделя декабря.
Проведение конкурса «Чудо - овощи» . Воспитатели группы. 4 неделя декабря.
Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы . Воспитатели группы. Последняя неделя апреля
14.План экспериментальной деятельности
Земля.
Название мероприятия: Узнаем, какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
15.Предполагаемый проекта
Сформированы представления о том, как выращивают овощи, о биологических процессах в природе.
Умение проводить анализ и обобщение результата, полученного в процессе исследовательской деятельности детей.
Умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях познавательной и художественной литературы.
Обогащение словарного запаса, умение составить связный рассказ.
Сформировано бережное отношение к природе, любовь к растениям.
16.Список используемой литературы
Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [текст]- М.: Просвещение, 2004-200с.
Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [текст] – творческий центр «Сфера», 2004.- с.51-56
Комарова, И.Г., Грибова, Л.Ф. Мир, в котором я живу. [текст]: учебное пособие / Н.Г.Комарова, - М.: Просвещение, 2006.- 142с.
Тимофеева, Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе [текст]: учебное пособие / Л.Л.Тимофеева. М.: Просвещение, 2005.-180с.
Тугушева, Г.П., Чистякова, А.Е. Эксперименитальная деятельность детей среднего и старшего возраста [текст] – Санкт-Петербург. Детство- Пресс, 2008.-с.35-41.
Рыжова Н. Растём вместе. Методика организаций детских исследований по выращиванию растений в дошкольном учреждении.
2010 г.
Мартынова Организация опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Посадка семян
Полив и наблюдения