Развлекательно-познавательная викторина: «В мире цветов. Интересная викторина про цветы

Экологическая игра – викторина

«Праздник цветов»

Цель: Пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.

Задачи:

    Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах;

    Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления;

    Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе;

Ход мероприятия

Организационный момент.

Перед началом игры класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название, cвязанное с цветами.

Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, вот и началась прекрасная пора-лето! Не счесть все летние радости: купание, грибы, рыбалка, походы. Сколько всего нам дарит лето! Вы все любите лето? А почему? Да потому, что летом очень весело. А вы не догадываетесь в чём дело? Придётся мне вам рассказать стихотворение, но вы мне поможете.

Лето-чудная пора,

Детвора кричит…(ура)

Нам и реки и леса

Дарят летом…(чудеса).

Кто же чудо совершил,

Лето в сказку…(превратил)?

Сделал кто весь мир таким:

Звонким, радостным…(цветным)?

Стала вся земля кругом

Ярким, красочным …(ковром),

Где под куполом небес

Зеленеет пышно…(лес),

А вокруг цветут цветы

Небывалой …(красоты),

Средь колосьев у реки

Засинели…(васильки),

И, приветствуя, ребят

Колокольчики…(звенят).

Как приятно бегать вам

По ромашковым …(лугам)!

Вот по зеркалу реки

Заплясали…(поплавки),

А вокруг-нежны, чисты,

Лилий белые…(цветы).

Словно солнечные зайчики

Золотятся…(одуванчики),

Пчёлки весело летят

На медовый…(аромат).

В мир добра и красоты

Превращают мир…(цветы)

Правильно ребята. Сегодня мы приоткроем дверь в таинственный мир цветов. Ведь в самом крошечном одуванчике, в затерянном среди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет радоваться или грустить, волноваться, вспоминать о чём-то своём. Цветы сопровождают человека от рождения до смерти. Когда была вскрыта гробница фараона Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх украшений лежал скромный букетику увядших полевых цветов, и казалось, они сохранили свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним приветом молодой вдовы ушедшему супругу.

Цветы даруют не только красоту, но ещё и дружат с человеком: врачуют,указывают дорогу, стерегут подземные клады, подсказывают погоду. Они и на пепелища приходят первыми, дают силы подняться лесам-«лёгким» нашей планеты.

Сегодня мы с вами отмечаем праздник цветов и давайте все свои знания о них покажем в игре.

У нас две команды.

Жюри. За каждый правильный ответ команда получает цветок.

1 конкурс. Разминка «Загадки о цветах»

    Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник)

    Ручьями очищается и хвоя, и валежник,

И первым появляется в проталине…(Подснежник)

    В траве густой, зелёной он выглядит нарядно,

Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелёк

Но кто его не знает? Это…(Василёк).

    Солнце жжёт мою макушку

Хочет сделать погремушку…(Мак)

    Рос шар бел-

Ветер дунул –улетел…(Одуванчик)

    Все знакомы с нами: яркие, как пламя.

Мы однофамильцы с яркими гвоздями,

Полюбуйся дикими, алыми …(Гвоздиками)

    Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

    Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

    Что в хлебе родится, а есть не годится. (Василёк)

    Белая корзина, золотое донце,

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

    На клумбе у окошка посажена картошка

Цветки её огромные и светлые, и тёмные. (Георгин)

    Меня называют царицей цветов

За цвет и за запах моих лепестков. (Роза)

    Цветы лиливо-синие, как капельки черник.

Пришёл из леса с ними я и маме подарил. (Фиалка)

    Белый, розовый атлас, зелень ситца скрыл от нас.

Долго парусом стоял, парашютиком упал. (Флоксы)

2 Конкурс. Кто быстрей.

Настоящее название этого цветка «римская трава». Постепенно название упростилось до такой степени, что превратилось в ласковое, весёлое русское словечко. Какое?

Подсказка: В старину его называли «ворожбой». На лепестках этого цветка гадали «Любит-не любит» По форме он напоминает солнышко. (Ромашка)

Даны 2 ромашки количество лепестков равно количеству участников. По одному каждый участник подбегает срывает лепесток, возвращается, салит второго участника. Та команда, которая первой закончит выигрывает.

3 Конкурс. Нарисовать цветок и спеть песню про него.

4 Конкурс. Легенды про цветы.

1.Было на Руси время, когда люди не знали этого цветка. И вот случилось так, что проводила своего друга одна девушка на сечу. Ушел он громить Орду татарскую, да и пропал без вести. Долго ждала девушка суженого - не ведала беды. Не знала, что стрела басурманская сразила добра молодца в чистом поле. Ветры буйные шумели над могилой храброго русича, и когда разыскала её наконец девушка, засветились вокруг цветы луговые взором ласковым сквозь тьму непроглядную. Похожи были цветы на девичьи глаза. Цветы эти кажется сама простота. Пестрые бархатистые лепестки словно зовут к себе, манят и одновременно как испуганные. Невзначай потревоженные. Белый цвет в венчиках – цвет надежды. Желтый – удивления. Фиолетовый печали. Все три периода человеческой жизни. Назовите растение о котором эта легенда. (Анютины глазки)

2. В ту давнюю пору, когда на Землю пришли злые вороги, и земля не просыхала от горьких слез матерей, вдов и сирот, родилась такая легенда об этом цветке. Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина Овдотья, упала перед ним на колени:- Позволь откупить брата милого. Удивился Батый:- Брата? А муж?- Замуж выйду – муж будет. Будет муж- свекор будет. Муж будет - сын родится. А сын у свекра родится – деверь будет. А брата мне уж нигде не взять – родителей моих сжег ты…Подивился Батый мудрости русской женщине. Наклонился, сорвал первый попавшийся под руку цветок. Протянул его Овдотье:- Иди по моей орде, доколе цветок не увянет. Тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа. Не ведал Батый, что русская женщина сможет волшебную силу скромному цветку передать: соберут её ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку. Долго бродила Овдотья по Орде и много русичей тогда спасла от смерти. Жил заветный цветок и ещё красивее стал! Вот такая красивая легенда. О каком цветке идет речь? (Бессмертник)

3. По древнему поверью, этот цветок славит первый из двенадцати подвигов Геракла.В темном лесу жил жестокий лев, он приносил много бед жителям Немейской долины. Никто не осмеливался убить льва, и только храбрый Геракл совершил этот подвиг. “Я создам цветок”, - сказала мудрая Флора, - который всегда будет напоминать людям разодранную пасть немейского льва и подвиг Геракла”. Так появился на земле цветок под названием. Пережив героев и богов, раскрывает он под жарким солнцем свой зев, чтобы угостить сладким нектаром шмелей и ос. (львиный зев).

4. Согласно древнеримской легенде цвели будто бы эти цветы посреди хлебного поля и люди даже не замечали их. И вот однажды Церера- богиня жатвы и земледелия, обходя свои владения, услышала, как они сетовали:- Дай нам колоски с зернами, чтобы слились мы с хлебными колосьями. Или позволь нам расти отдельно.- Нет!- ответила строгая Церера.- Я поместила вас среди хлебного поля за тем, чтобы всегда напоминали землепашцам о милости неба, дарующего им хлеб! Возгордились они и внушили людям, будто прячут в своих цветках маленького и хитрого полевика, который зорко следит за жнецами. (Василек)

5. Этот цветок называют «зелёным акробатом». Поначалу он, как и все растения растёт вверх. Потом верхушка его начинает вращаться против часовой стрелки, описывая в солнечную погоду полный круг всего за два часа. Встретив при вращении какую-то опору, он цепляется, за неё и растёт вверх. (Вьюнок)

6. Этот цветок часто служит ночным пристанищем для множества букашек, особенно те его виды, что не закрывают на ночь цветки. Просторный, полый купол его обращён вниз и под ним, как под крышей, спасаются от ночной росы и дождя насекомые. (Колокольчик)

7. Этот цветок растёт в сырых местах, имеет очень маленькие соцветия. По преданию в соке этого растения кузнецы закаливали клинки, которые после этого легко рубили железо и камень, были при этом легки и гибки. (Незабудки)

8. Этот цветок-отличный медонос. 1 га земли, усеянной этими цветами, может дать до 50 кг. мёда. Люди используют его в пищу: из корней готовят кофе, из листьев салат, из цветков- варенье. Это настоящий кладезь витаминов. (Одуванчик)

5 Конкурс. Ребус.

Р… … ...

Н … Р … … … …

Т … … Ь … … …

… … … Р…

Р… … … … К …

(роза, нарцисс, тюльпан, астра, ромашка)

6 Конкурс. Собери картинку.

2 открытки разрезанные на 10 частей.

7 Конкурс. Отгадай-ка

1.Целебный цветок, носящий уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени (Василёк)

2.Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память (Незабудка)

3. Лекарственное растение, пропагандирующее водные процедуры (Купальница)

4. Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений? (Мак)

5. Это королева цветов, она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза)

6.В название этого растения есть имя девочки, а цветет оно летом. (Анютины глазки)

7.Это растение куст, с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно – сиреневого. (Сирень)

8.Название какого цветка - “вкусная конфета” (Ирис).

9.Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым появляется в проталине…(Подснежник)

10. Семена какого цветка используют в кулинарии?(Семена мака.)

11. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость?(Астра.)

12.Какой цветок назван в честь русского мореплавателя Георгия, который подарил неизвестный цветок заморскому королю?(Георгин).

13. Как звали человека, который мечтал создать «каменный цветок»? (Данила)

14. В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город? («Незнайка и его друзья»)

15. Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький)

16. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан, и в каком произведении? (Огненный цветок, «Маугли» Р. Киплинга)

17. Как называется искусство создания букетов? (Икебана)

18. Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)

19. Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)

20. Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)

21. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

22. Какие садовые цветы, получившие название «последняя улыбка осени», цветут до первого снега? (Астры)

23. Какой цветок имеет всего один лепесток? (Калла)

24. Как называется миниатюрный букет, прикрепляемый к платью? (Бутоньерка)

Подведение итогов.

Игра-викторина для старших дошкольников «Распускаются цветы небывалой красоты»

Описание материала: Конспект НОД «Распускаются цветы небывалой красоты» с элементами викторины подготовлен и проведен с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-викторина будет полезна воспитателям, логопедам и учителям начальной школы при рассмотрении темы «Цветы», так как охватывает широкий объем знаний воспитанников о цветах (луговые, садовые, комнатные).

Цель: Расширить и обобщить представления о мире цветов.
Задачи:
- Пополнить знания воспитанников новыми сведениями о цветах, окружающих нас (комнатные, садовые, полевые).
- Воспитывать интерес к разнообразию цветов, желание охранять их.
- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, стремление замечать прекрасное в окружающей нас природе.

Предварительная работа:
- Наблюдения за цветущими растениями в помещении, на клумбах, на лугу;
-Посев семян однолетних цветов (космея, календула), наблюдения и уход за ними;
- Уход за комнатными растениями;
-Отгадывание загадок о цветах, чтение интересных сведений о цветах.

Материалы и оборудование:
- Комнатные цветы в горшках, 2 вазы с букетами полевых и садовых цветов, искусственные цветы, бумажные салфетки с изображением цветов (нарциссы, тюльпаны, подснежники);
- Конфеты «ромашки» и «ирисы»;
- Открытки и картинки с изображением цветов;
- Материал для оформления букетов.
Ход занятия

I Организационный момент
Дети входят в помещение, по предложению воспитателя садятся на стулья, которые стоят вокруг стола. На столе стоят 2 горшка с красиво цветущими комнатными растениями (герань и бальзамин) и 2 вазы: в одной букет полевых цветов, в другой – садовых.
Кроме того, на столе лежат открытки, картинки, бумажные салфетки с изображением цветов, а также искусственные цветы.

Воспитатель: Мы с вами собрались, чтобы поиграть. Наша игра-викторина называется «Распускаются цветы небывалой красоты». Из названия игры вы поняли, что говорить мы будем о цветах. Но у нас не просто игра, а игра-викторина. Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Это значит, что я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. За правильные ответы в конце игры вас ждет сюрприз.

II Основная часть
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки про цветы, а вы попытаетесь их отгадать:
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок -
И остался стебелек. (Одуванчик)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый;
Только жаль, что не душистый. (Василек)

Выросли звоночки в ряд,
Жалко только – не звенят.
Синие бутончики – это …(колокольчики)

Мы сплетем веночки летом Пробивается росток,
Для Оксаны, Маши, Светы, Удивительный цветок.
Для Аленки, двух Наташек, Из-под снега вырастает.
Все веночки из…(ромашек). Солнце глянет – расцветает
(подснежник)
Ежик в рощице у кочек Тот, кому уже семь лет,
говорит Мишутке: Скажет: «Школа, здравствуй!»
«Видишь синие цветочки?» У меня в руках букет -
Это…(незабудки) Праздничные…(астры)

Справка: Астра, по преданию, выросла из пылинки, упавшей со звезды. Греческое слово «астра» означает «звезда». Словно тонкие лучи, расходятся ее лепестки во все стороны. Астры бывают голубые, розовые, темно-красные.
Посмотрите картинки с изображением этих замечательных цветов.
А теперь найдите астры среди живых цветов. Какого они цвета?
(белые, синие).


Воспитатель : Хорошо.
Продолжим отгадывать загадки про цветы.
Посмотрите – у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка …(роза)

Он чуть-чуть похож на розу,
Но не занозишь занозу.
Распустился летом он.
Что за куст такой?...(пион)

Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы,
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду… (шиповник)

Разукрашиваем летом
Клумбы, парки, цветники
Мы своим морковным цветом,
А зовемся… (ноготки)


Воспитатель : А как еще по-другому называют ноготки? (календула).
Правильно. Эти цветы мы с вами посеяли на клумбе, ухаживаем за ними и, надеюсь, скоро увидим их цветущими.

Воспитатель: Все цветы по месту произрастания можно разделить на 3 большие группы: комнатные, садовые и полевые. Посмотрите внимательно на цветы, которые стоят на столе и скажите, какие из них можно назвать комнатными? (герань, бальзамин)
Воспитатель : Правильно, эти цветы выращивают в комнате (в помещении). Как вы думаете, почему их выращивают только в помещении?
(потому что зимой на улице они замерзнут, погибнут).
Воспитатель: Верно. А какие цветы называют садовыми?
(цветы, которые люди выращивают в саду, на клумбах).

Воспитатель: Посмотрите на картинки, назовите знакомые вам садовые цветы (тюльпаны, петуньи, розы, астры, календула, бархатцы, флоксы, георгины).
Воспитатель: Хорошо. А полевые цветы, почему так называются?
(потому что они растут в поле).
Да, они растут в поле. Какие полевые цветы вы знаете? (варианты ответов). Назовите, опираясь на картинки (ромашки, васильки, одуванчики, незабудки, подснежники, ландыши).

Выполним гимнастику для глаз.

Не поворачивая головы, только глазами находите те, цветы, которые я назову.
Влево смотрим – незабудки,
Вправо – ландыши в цвету.
Вниз – ромашки, розы, астры.
Вверх – календулу найду.

Воспитатель: Итак, повторим еще раз: по месту произрастания цветы бывают … (комнатные, садовые, полевые).

Воспитатель: Перед вами на столе в двух вазах стоят цветы. Скажите, как называются срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу, обычно для того, чтобы подарить кому-нибудь или поставить в вазу?
(букет).
Воспитатель: Правильно. А теперь внимательно посмотрите на 2 букета, подумайте и скажите, какой из них состоит только из полевых цветов, а какой – из садовых? (дети рассматривают и называют).

Воспитатель: Обратите внимание: и в том, и в другом букете есть одинаковые цветы – ромашки. Почему, как вы думаете?
(Потому, что ромашки бывают садовые и полевые).

Воспитатель: Да, верно. Садовые ромашки крупнее, а полевые более мелкие. Давайте подготовим наши пальчики к работе и сделаем
Пальчиковую гимнастику «Цветы»
Текст Действия пальчиками
Наши красные цветки согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком
Распускают лепестки. пальцы расставляем в стороны
Ветерок чуть дышит, шевелим пальчиками
Лепестки колышет.
Наши красные цветки снова соединяем пальчики в «бутон»
Закрывают лепестки.
Головками качают, качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук
И тихо засыпают. соединенные кисти рук подкладываем под голову

Воспитатель: Вот, руки разогрелись и готовы к работе. А сейчас вы сами попробуете составить букеты. Подбирать цветы для букета можно по разным признакам: по размеру цветков, по сочетанию цвета, например, белый и красный цвет, синий и желтый, или можно в букет собрать одинаковые цветы, например, только ромашки или только одуванчики. Главное, чтобы ваш букет вам нравился, чтобы вам приятно было на него смотреть. И пусть ваши букетики будут небольшие, чтобы всем хватило цветов. Цветы для своих букетов берите из тех, что стоят на столе.

Практическая работа
Дети составляют букеты. Воспитатель наблюдает за работой, дает положительную оценку, находя что-то хорошее в каждом букете, помогает оформлять букеты.
Воспитатель: Все хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие чудесные букеты получились, у всех разные. Вам нравятся наши букеты? (нравятся, очень нравятся).
Воспитатель: Теперь послушайте последнюю загадку. Наверное, она для вас трудная, но интересная. Если не сможете отгадать, я вам помогу.

Я травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)


Воспитатель: Это цветок ирис и конфета ирис. В словаре русского языка, который объясняет значение слов, написано: «Ирис – многолетнее травянистое растение с крупными яркими цветками. Ирис – сорт конфет в виде вязких кубиков шоколадного цвета». Ирис – это весенний цветок, он уже отцвел, поэтому я могу показать вам его только на картинке. А конфеты ирис выглядят вот так: (показ конфет в прозрачной упаковке).

Воспитатель: Сейчас устроим короткий «мозговой штурм». Соберитесь, слушайте внимательно:
- Какому цветку все народы во все времена отдавали свое предпочтение? (Розе).
- Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (Астра).
- Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василек, лилия, маргаритка, иван-да-марья).
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!

В некоторых странах определенные цветы стали национальным символом. В Голландии – это тюльпан, в Японии – хризантема. А какой цветок – символ нашей страны России? (Ромашка).
Воспитатель: 8 июля, в нашей стране отмечался замечательный праздник: День семьи, любви и верности. В этот день люди дарят друг другу ромашки как символ семьи, любви и верности, поэтому ромашка стала национальным цветком нашей страны.

III Заключительная часть
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша викторина.
О чем мы с вами сегодня говорили? (о цветах, разгадывали загадки про цветы).
- Что нового вы узнали? (цветы бывают комнатные, садовые, полевые; у некоторых цветов человеческие имена; астра – это «звезда»…(и другие ответы).

Воспитатель: Наша игра называлась «викторина». А кто запомнил, что такое викторина? (варианты ответов).
- Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.
Наша викторина была на тему: «Распускаются цветы небывалой красоты» и говорили мы о цветах.

Сейчас я вам дам последнее маленькое задание: выкладываю перед вами салфетки. Посмотрите, какие рисунки изображены на салфетках?
(цветы нарциссы, тюльпаны, подснежники).

Игра-викторина «Цветы нам нежно улыбались»

Цель:

- создать условия для внимательного восприятия вопросов игры-викторины;

- содействовать развитию логического мышления, внимания, интереса к цветам, их истории;

- воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус, способствовать привитию экологической культуры.

Ход игры.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Прелестные наследники природы -

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

«Дарите женщинам цветы!» -

Сказал известный всем поэт.

Они как символ красоты

Сопровождают женщин много лет!

Предлагаем вашему вниманию игру-викторину «Цветочная мозаика», где сможем определить знатока цветов. Итак, вперёд!

1. На Руси это растение считалось символом непорочности и чистоты, поэтому их часто дарили невестам. Чтилось оно на Руси и как символ мира. Красота и изящество его находили отражение в народных песнях, легендах, былинах. В России его начали культивировать при Петре I. И если белый его цветок является символом невинности и чистоты, то красный олицетворяет застенчивость - по его лепесткам как бы разлилась краска стыда.

(Лилия)

2. Однажды богиня цветов Флора спустилась на Землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!

Оглянулась Флора, - никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!

И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок,

Хорошо,- сказала богиня,- вместе с именем я наделю тебя чудесной силой - ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.

(Незабудка)

3. Японцы издавна отмечают праздник этого растения, так как с магическими свойствами этого цветка связана легенда о происхождении Японии.

В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть это растение, и из его сока можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями.

Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали триста молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они основали новое государство - Японию.

У китайцев именем этого растения называется девятый месяц года, а девятый день этого месяца считается праздником. Существует народное поверье, что сорванное в этот день растение приобретает магическую силу. Любуясь этим растением, китайцы и японцы не забывают и употреблять его в пищу. Из его лепестков готовят салат.

Но главное в этом растении - не кулинарные, а эстетические достоинства. «Последние цветы года» - как их часто называют - появляются с первыми заморозками и потом по-осеннему холоден и притягателен иней первых заморозков.

В Китае это растение олицетворяет мудрость и долголетие; в Японии - счастье, успех, удачу, во Вьетнаме - душевную чистоту и ясность разума.

(Хризантема)

4. По легенде, первый цветок этого растения расцвёл несколько миллионов лет назад на опушке субтропических лесов в Юго-Восточной Азии.

Он был так прекрасен, что полюбоваться им собрались не только звери, птицы и насекомые, но даже вода и ветер, которые затем и разнесли созревшие семена его по всему земному шару. А когда семена проросли, растение стало одним из любимых растений человека.

https://pandia.ru/text/79/048/images/image002_70.gif" alt="(Игра - викторина)" width="504" height="53 src=">

Подготовила:

Анна Гладкова
Викторина «Знатоки цветов»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема : «Знатоки цветов »

Форма работы : викторина

Целевая аудитория : несовершеннолетние 14-18 лет.

Форма и методы работы : беседа, викторина , упражнение, загадки.

Цель цветов .

Задачи :

цветов по существенным признакам;

любознательность ;

сплочение детского коллектива.

Ожидаемый результат : несовершеннолетние расширят свои знания о цветочном мире .

Оборудование : картинки с изображением цветов

План :

1. Вводная часть : приветствие, упражнение «Импульс» .

2. Начало занятия : беседа по теме.

3. Основная часть : проведение викторины .

4. Заключительная часть : подведение итогов, награждение детей.

Викторина «Знатоки цветов » .

Цель : расширить представление учащихся о разнообразии цветов .

Задачи :

Формировать умение определять название цветов по существенным признакам;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Развивать мышление, наблюдательность, любознательность ;

Сплочение детского коллектива.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Приветствие, упражнение «Импульс» .

2. Начало занятия.

Сегодня мы проведем с вами викторину на знание цветов . Тема нашей викторины «Знатоки цветов » .

3. Основная часть.

1. Этот цветок называют «зеленым акробатом» . Поначалу он, как и все растения, растет вверх. Потом верхушка его начинает вращаться против часовой стрелки, описывая в солнечную погоду полный круг всего за два часа. Встретив при вращении какую-либо опору, он цепляется за нее и растет вверх. (Вьюнок.)

2. Для хлебороба этот цветок является злейшим врагом, он растет во ржи, засоряет посевы. (Василек.)

3. Настоящее название этого цветка - нивяник . Но мы в быту называем его другим словом, путая с цветком , очень похожим на этот. (Ромашка.)

4. Как гласит легенда, этот цветок появился на земле необыкновенным образом. Когда Афродита купалась в море, некие смельчаки решились подсматривать за ней. Рассерженный Зевс превратил их в этот цветок . (Анютины глазки.)

5. Этот цветок в разных уголках России носит разное название : котелок, звоночек, голубок, орлик, песочник, чеботочек. (Колокольчик.)

6. Этот цветок можно назвать королевой сада, однако сорвать его не так просто. (Роза.)

7. Элегантный цветок красного , белого, желтого цвета , одна луковица которого в XVII веке стоила целое состояние. (Тюльпан.)

8. Этот цветок растет в сырых местах, имеет очень маленькие соцветия . По преданию, в соке этого растения кузнецы закаливали клинки, которые после этого легко рубили железо и камень. Были при этом легки и гибки. (Незабудки.)

9. Этот цветок - отличный медок . 1 га земли, усеянной этими цветами , может дать до 50 кг меда. Люди используют его в пищу : из корней готовят кофе, из листьев - салат, из цветков - варенье . Это настоящий кладезь витаминов. (Одуванчик.)

10. Цветок желтого или белого цвета , настоящее имя юноши из греческой мифологии, умершего от любви к самому себе. (Нарцисс.)

11. По древней легенде, цветы эти появились на месте последнего угасшего костра при наступлении ледникового периода как знак того, что оледенение не вечно, что жизнь и радость на земле воскреснут. Предсказания цветов оправдались . Но по сей день они под радостной расцветкой скрывают грусть расставания с людьми. Какие это цветы ? (Георгины)

12. Эти цветы схожи по форме с зонтиками, и, по легенде, они в древние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется цветком , либо сорвет его и шагает по степи, поднимая цветок над головой . Дождь стучит по зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. О каком цветке идет речь в этой легенде? (Ромашка)

13. В Китае этот цветок - символ долголетия и любви, а в Японии - олицетворение застенчивости. В Пакистане, Иране, Индии - это символ неуклюжести и глупой гордости. Назовите имя цветка . (Пион)

14. Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами . Всем цветам дала имя , никого не обидела, и только один цветок остался без имени . Однако Флора одарила его чудесной силой - возвращать память людям. Какое имя у этого цветка ? (Незабудка)

15. Древняя легенда рассказывает : когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы . Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому этот цветок стал символом надежды. Что это за цветок ? (Подснежник)

16. Древние люди наделили его сверхъестественными свойствами, предполагая, что в цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с оставшимися в живых родственниками и друзьями, чтобы передать им последний поклон - привет от усопшего. Назовите этот цветок . (Бессмертник)

17. Отгадайте загадку : «Цветы ангельские , а когти дьявольские» . (Шиповник, роза)

18. О каком цветке эта загадка : «Что в хлебе родится, а есть не годится» ? (О васильке)

19. Цветы какого гигантского африканского дерева опыляют не насекомые, а летучие мыши? (Баобаб)

20. Какой расцветки цветы у растений , которые опыляют ночные насекомые? (Белого цвета - так их лучше видно в темноте)

21. Сколько килограммов лепестков розы требуется, чтобы приготовить один килограмм розового масла? (Три тысячи килограммов, то есть три тонны лепестков)

22. Как называется японское искусство составления букетов? (Икебана)

23. Из какого цветка был сделан яд , который попросила Джульетта у отца Лоренцо? (Из лютика)

24. Как в русском народе называют цветы лютика ? (Куриная слепота)

25. В окружении каких цветов изображают бога Сна - Морфея? (Мак)

26. От какого красного цветка приходил в ужас тигр Шерхан в сказке Редьярда Киплинга «Маугли» ? (Огонь)

27. В гербе какого государства есть цветок хризантемы ? (Япония)

28. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

29. В каком цветке изображается у египтян бог Озирис? (Лотос)

30. Какой цветок является символом Шотландии? (Чертополох)

31. Какой цветок в старину на Руси называли «одо- лень-трава» ? (Кувшинку)

32. Когда, по народным приметам, на Руси расцветает цветок папоротника ? (В ночь на Ивана Купалу, на седьмое июля)

33. Праздник какого цветка каждый год отмечают в феврале во французском городе Канны? (Мимоза)

34. Какой писатель в своей сказке заставил цвести подснежники в феврале? (Самуил Яковлевич Маршак, сказка «Двенадцать месяцев» )

35. В каком балете Петра Ильича Чайковского цветы танцуют вальс ? («Щелкунчик» )

36. Название какого цветка с греческого языка переводится «звезда» ? (Астра)

37. Название какого цветка происходит от латинского слова «меч» ? (Гладиолус)

38. Свое название этот распространенный цветок получил в восемнадцатом веке от латинского слова «журавль» . Что же это за цветок ? (Герань)

39. Название какого цветка с греческого языка переводится как «золотой цветок » ? (Хризантема)

40. Название какого цветка переводится с греческого как «жемчуг» или «перламутр» ? (Маргаритка)

41. Какой цветок считается символом неприступности? (Эдельвейс)

42. Какой цветок получил свое название от головного убора, очень распространенного на Ближнем Востоке? (Тюльпан от тюрбан)

43. Какой цветок символизирует Англию? (Роза)

44. Как по-другому называется альпийская фиалка? (Дряква, цикламен)

45. Как в народе называют цветок «календула» ? (Ноготок)

46. Как называли войну в Англии между Йорками и Ланкастерами? (Война Алой и Белой розы)

47. Какой цветок имеет второе название Касатик? (Ирис)

48. Какой цветок является символом Ирландии? (Клевер. С помощью этого цветка Святой Патрик , согласно легенде, объяснил триединство Святой Тро

ицы. Он взял листик цветка и показал : один лепесток - Бог-отец, другой - Бог-Сын, третий - Бог- Дух Святой)

49. Какой водный цветок почти все неправильно называют лилией? (Кувшинку)

50. Назовите хотя бы один цветок , у которого всего один лепесток. (Калла, Антуриум)

51. У людей какой профессии эмблемой являются два скрещенных мака? (Анестезиологи)

52. С какими цветами разгуливают монгольские мальчишки по соседним домам и поют :

«К вам в гости пришли цветы !

Поздравляем с Новой весной!»?

(С подснежниками. Хозяева одаривают ребятишек подарками и сладостями)

53. 9 ноября 1620 года корабль «Мэйфлауэр» высадил англичан-полигримов на американский берег на мысе Кейд-Код. Как переводится с английского название корабля? («Майский цветок » )

54. Для многих народов Европы 1 мая - это, прежде всего, Праздник нежнейших цветов . Каких? (Ландышей)

55. В Японии есть Праздник мальчиков. Какое второе, «цветочное » , название он носит? (Праздник ирисов)

56. В Японии есть и Праздник девочек. Какое «цветочное » название носит он? (Праздник цветущего персика )

57. Какой цветок в Китае считается символом богатства и знатности ? (Пион)

58. В Литве 4 марта отмечают праздник Козюкос, к которому изготавливают тысячи букетов из разноцветных бессмертников в обрамлении сухих колосьев и трав. Как называются эти букеты? (Вербы. Некоторые из них выше человеческого роста)

59. За что цветок «белая дрема» получил такое название? (Белая дрема красуется только ночью. Днем она стоит, опустив голову, словно дремлет)

60. Почему желтые розы называют чайными? (Чайные - значит «китайские» , от английского «Chine» - Китай. Эти цветы там являются символами Пекина)

Интересные факты.

Цветы - бюро погоды .

Ботаники насчитывают до 400 растений-барометров. Их можно встретить всюду : в саду, в огороде, в поле, в лесу, на болоте.

Вьюнок - в солнечный день цветок открыт , в пасмурный день - закрыт.

Клевер - если складываются листочки - жди бури.

Одуванчик - перед дождем складывает как зонтик, свой пушистый шар.

Мальва - перед наступлением дождя или непогоды закрывает свой граммофон.

Кислица - лесной барометр. Перед дождем листья опускаются, приближаются к стебельку, словно хотят спрятаться от ненастья.

Чертополох - в жаркую погоду колкий, а перед дождем не колется.

Легенды о цветах .

Василек (Украинская легенда)

Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица-русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые ее сердцу прохладные воды реки, а молодой хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать.

Тогда русалка решилась на последнюю крайность : превратила его в скромный голубой цветок - василек . Она надеялась, что голубой цветок -василек - Василий - рано или поздно придет в ее водяной дом. Но так и не дождалась. Василек крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями.

Иван-чай (Русская легенда)

Жил в одной деревне паренек по имени Иван, который ходил в красной рубахе и любил большую часть времени проводить на опушках среди цветов и кустарников . Он ухаживал за цветами , выводил новые сорта и мечтал о чем-то в тишине. А жители деревни, завидя мелькающую среди зелени красную рубаху, говорили : «Да это Иван, чай, там ходит» . (В этой местности люди в свою речь вставляли вводное слово «чай» .)

И до того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в деревне Ивана. А когда у околицы вдруг появились невиданные ранее алые цветы , стали говорить : «Да это Иван-чай!» Так стали их называть. Кроме того, если это растение заварить кипятком, то получится приятный освежающий напиток.

Незабудка (Древнегреческая легенда)

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле . Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала чей-то слабый тонкий голосок : «Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!»

Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвета . Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой - возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.

Подснежник (Христианская легенда)

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы - подснежники . Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у нее появилась надежда, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.

Лилии (Древнегреческая легенда)

Фиванская царица Алкмена родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь мести Геры - жены Зевса, спрятала младенца в густом кустарнике. Однако Гера случайно обнаружила его и решила покормить грудью. Но маленький Геракл, почувствовав в Гере врага, оттолкнул ее. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а несколько капель упали на землю и превратились в белоснежные лилии.

Ландыш (Древнерусская легенда)

Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, любви и печали.

Анютины глазки (Русская легенда)

В венчиках Анютиных глазок мы видим три цвета : белый - цвет надежды , желтый - удивления, фиолетовый - печали. По русской легенде, в трехцветных лепестках этого цветка отразились три периода жизни Анюты, с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, доверяла людям, верила в добро и справедливость. На свою беду, повстречала она легкомысленного парня, который ласковыми речами пробудил в девушке любовь. Всем сердцем полюбила его Анюта, а юноша испугался и заспешил в дорогу, обещая обязательно вернуться к своей избраннице. Долго ждала его Анюта, выходила на дорогу, всматривалась в даль и тихо угасала от тоски. А когда умерла, на ее могиле выросли, удиви - тельные цветы с трехцветными лепестками , в которых отразились надежда, удивление и печаль. Их назвали анютиными глазками.

Викторина «Цветы из сказок » .

1. Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок ? (Данила-мастер, персонаж сказки П. Бажова.)

2. В каком произведении герои летали на воздушном шаре в Цветочный город ? (Н. Носов. «Незнайка и его друзья» .)

3. Герой, какой книги любил повторять слова : «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг.»? («Цветик- семицветик ,. В. Катаев)

4. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок , Р. Киплинг «Маугли» .)

5. Ботаники называют этот цветок виолой , а как он зовется в русском народе? (Анютины глазки.)

6. Как называют искусство составления букетов? (Икебана.)

7. Какой цветок первым произрастает на месте лесных пожарищ? (Иван-чай.)

8. Какая страна специализируется на выращивании тюльпанов? (Голландия.)

9. Для какой героини Г. Х. Андерсена цветок был местом постоянной прописки? (Дюймовочка.)

10. Какой цветок «украшал» плечо известной героини романа известного французского писателя? (Лилия, миледи. А. Дюма «Три мушкетера» .)

11. Какой цветок является символом самолюбования? (Нарцисс.)

12. Какие цветы , по мнению Наталии Королевой, являются вестниками разлуки? (Желтые тюльпаны.)

Загадки о цветах .

Золотая середина и лучи кругом,

Это может быть картина, солнце в небе голубом?

Нет, не солнце на бумажке

На лугу цветок . (ромашка) .

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал -

Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок ! (незабудка)

Ранним утром распускает

Лепестки свои цветок ,

А как вечер наступает,

Гасит красный огонек.

Погляди-ка, погляди-ка

Что за красный веерок?

Это яркая. (гвоздика)

Новый празднует денек.

Выглянул цветочек в полутьме лесной –

Маленький разведчик, посланный весной;

Пусть еще над лесом властвуют снега,

Раз пришел разведчик - то пришла весна! (подснежник)

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока стоит одетый

В желтый сарафанчик,

И зовут его ребята Просто. (одуванчик) .

Всем бы ты, цветок , хорош,

Да зачем ты портишь рожь!

Приходи-ка лучше в сад,

Вот обрадуешь ребят! (василек)

На солнечной опушке в траве стоит она,

Лиловые ушки тихонько подняла.

И тут поможет вам смекалка,

Все зовут цветок . (фиалка) .

4. Заключительная часть.

Подведение итогов. Награждение детей.

Познавательные викторины о цветах для школьников. Вопросы викторины можно использовать при составлении праздничных сценариев и внеклассных мероприятий.

Викторина о цветах

1. У каких растений цветки могут «нырять» под воду? (Белая кувшинка, кубышка.)

2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет.)

3. У какого растения в качестве сырья используют лепестки цветов? (Казанлыкская роза — для масла.)

4. Какое растение в переводе с китайского означает «человек - корень»? (Женьшень.)

5. За цветками какого растения в джунглях охотятся подобно тому, как охотятся за дикими животными? (Орхидеи.)

6. Название какого растения в переводе на русский означает «звезда»? (Астра.)

7. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек.)

8. У какого растения самый крупный в мире цветок? (У раффлезии Арнольди с острова Суматра.)

9. Какие растения никогда не цветут? (Водоросли, мхи, папоротники, хвощи.)

10. Цветки какого декоративного растения употребляют в пищу? (Настурции.)

Викторина о цветах и растениях

1. Какие растения первыми расцветают весной? (Гусиный лук, мать-и-мачеха, хохлатка, сон-трава, береза, ива, ольха, осина.)

2. Название каких видов растений с плавающими листьями вы знаете? (Кувшинка белая, кубышка желтая, водокрас.)

3. Из каких растений можно получить желтую, зеленую, фиолетовую краски? (Желтую - из листьев березы, коры крушины, почек тополя. Зеленую - из коры бузины, листьев крапивы, коры черемухи. Фиолетовую - из плодов ежевики.)

4. Какова продолжительность жизни некоторых древесных пород? (Дуб 400-500 лет, липа 300-400 лет, ель 250-300 лет.)

5. Какое луговое растение может служить компасом? (Растение пижма, имеющее листья, расположенные с севера на юг.)

6. Что вы знаете о цветочных часах? Как ими пользоваться? (Есть растения, которые открывают и закрывают свои венчики цветов в определенные часы суток. Цикорий открывает в 4-5 часов утра, закрывает в 19-20 часов вечера; одуванчик соответственно в 5-6 утра, в 14-15 часов дня; белая лилия - в 7-8 утра, в 18-19 вечера; мать-и-мачеха в 9-10 утра, в 17-18 вечера.)

7. Есть ли цветы, предсказывающие погоду? (Цветы желтой акации накануне грозы сильно пахнут. Костяника предсказывает погоду за 15-20 часов. Перед дождем ее листья закрываются вверх, перед солнечной погодой загибаются вниз. Канна предсказывает дождь за 6—7 часов.)

8. Какие вы знаете пословицы и поговорки о лесе? (Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой. Срубить дерево - 5 минут, вырастить его - 100 лет. Лес да цветы - зеленое царство, воздух в лесу - лучшее лекарство.)

9. Что можно сделать из кубометра древесины? (Можно получить 200 кг бумаги, 24 стула, 10 столов.)

10. Кто на свете всех богаче? (Земля.)

11. О чем можно сказать: спит на траве, а утром исчезает? (Роса.)

12. Где более богатые почвы: в лиственном или хвойном лесу? (В лиственном.)

13. Почему нельзя вырубать лес по берегам рек? (Лес задерживает воду, питает реки.)

14. Какое дерево в лесу дает витамин С? (Сосна (хвоя).)

15. Древесина какого дерева используется в кораблестроении? (Сосна, лиственница.)

16. Что называют лесным мясом? (Грибы.)

17. Назовите ядовитое растение с темно-синей ягодой. (Вороний глаз.)

18. Какие насекомые приносят пользу, уничтожая насекомых - вредителей? (Муравьи, богомолы, божьи коровки, жужелицы.)



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...