Конспект НОД для детей подготовительной группы. Конспект занятия в подготовительной группе. Комнатные растения

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, кактусом, папоротником, хлорофитумом, традесканцией, фиалкой.)
  2. Учить детей различать данные растения по внешнему виду.
  3. Совершенствовать навыки ухода за растениями.
  4. Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям.
  5. Активизировать словарь детей.

Наглядный материал и оборудование:

Комнатные растения, изображения цветов, лейка, тряпочки, кисточка, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка.

Ход занятия

В зале оформлена выставка комнатных растений. Растения сгруппированы по видам, а также по освещённости: светолюбивые, тенелюбивые.

Звучит музыка. Входят дети осматривают выставку, делятся впечатлениями, задают вопросы. Садятся.

Воспитатель: Дети, мне кажется, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво.

– Почему вы думаете, что здесь так красиво? Что вам нравится?

Слушает ответы детей, помогает им выразить свою мысль.

Воспитатель: Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. В тех краях очень тепло, там нет зимы. Там они растут огромными деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.

Воспитатель: Какие вы знаете комнатные растения? Дети называют.

Воспитатель: Дети, послушайте рассказы об этих растениях. Воспитатель рассказывает о комнатных растениях: герани, бегонии, бальзамине, алоэ, кактусе, папоротнике, хлорофитуме, традесканции и фиалке.

Воспитатель. Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Воспитатель: Что нужно для роста и развития комнатных растений? Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух, хороший уход.

Воспитатель: Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету. Ищет свет, без света они бледные, некрасивые никогда не зацветут. Есть растения светолюбивые: лимон, примулы, плющ восковой, пеларгония. Есть светолюбивые, но не выносят прямых солнечных лучей: аспарагус. Вечноцветущая бегония, колеус. У светолюбивых растений светло – зелёные листья. Есть тенелюбивые растения (аспедистра, плющ обыкновенный, хлорофитум.) Любят умеренный свет: алоэ, бегония пятнистая, лотосовидная зефирантес (выскочка), папоротник, традесканция. У темнолюбивых растений тёмно – зелёные листья. Комнатные растения надо поливать, но одинаково все растения поливать нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые, луковичные летом поливают чаще, зимой реже. Вода через корни поступают к листьям.

Воспитатель: Как узнать, надо поливать растение или нет?

Ребёнок: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Ребёнок: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Показывает, как надо поливать.

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель: Как надо протирать листочки?

Ребёнок: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Показывает, как надо протирать.

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Ребёнок: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ ребёнка, как надо мыть.)

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Ребёнок: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать. К палочкам.

Как надо рыхлить?

Ребёнок: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить поглубже.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Сегодня вы, дети, убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво.

Загадки про растения

  1. У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (алоэ)
  2. У какого растения молодые листья свёрнуты, как улитки? (папоротник)
  3. У какого растения молодые листья свёрнуты в трубочку? (аспедистра)
  4. У какого растения листья пахучие? (душистая герань)
  5. У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

    Физкультминутка

  • Чтобы было красиво и уютно;
  • Растения лечат людей;

Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше—у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Правильно, комнатные растения надо поливать отстоявшейся водой—улетучивается из воды хлор (по возможности налить воду из под крана и показать частички хлора), и водой комнатной температуры—от холодной воды загнивают корни растений, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.

в игру

.

  1. (у фикуса)
  2. (у герани)
  3. (традесканция)
  4. (бегония)
  5. На моем окошке

Поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От мороза ежится?

(ежик)

  1. (у колеуса)
  2. (бальзамин)
  3. (щучий хвост)
  4. На окне в такую рань

Распускается…

(герань)

  1. Растением зовусь я,

В светлом зале любо мне,

Занавесочкой зеленой

Я спускаюсь по стене.

(традесканция)

Цель:

В каком лесу прохладнее—лиственном, хвойном? Почему?

Просмотр содержимого документа
«Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа). Тема: «Комнатные растения-спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа) »

Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа)

Тема: «Комнатные растения-спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа)

Программные задачи: продолжать знакомить детей с комнатными растениями, научить их по описанию, самим рассказывать о них, пользуясь схемой. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Материал: разновидности комнатных растений (фикус, фиалка, бегония, традесканция, герань, плющ, колеус, хлорофитум, сансевьера, бальзамин и др.), схема описания комнатного растения, вывеска «Цветочный магазин», схемы-модели за комнатными растениями, карточки для игры «Любитель комнатных растений»,значки для детей «Любитель комнатных растений», энциклопедия «Комнатные растения».

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение:

Сад зеленый на окошке

Средь зимы у нас растет.

Посмотрите-это крошки,

Вон гигант большой растет.

Как нежны у них цветы.

Стебли-чудной красоты.

О чем стихотворение? (о комнатных растениях)

Какие растения называются комнатными? (растения которые растут у человека в своем доме)

Что есть у каждого комнатного растения? (корень, стебель, листья)

Чем отличаются растения друг от друга? (у одних стебель один, а у других их много; цветут-не цветут, по размерам и толщине листьев; по запаху)

Какие стебли бывают у комнатных растений?

Назовите и покажите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус и т.д.), со свисающим (традесканция и т.д.), с вьющимися (плющ и т.д.).

У каких растений не видно стебля? (у фиалки, бегонии и т.д.)

Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (вода, свет, тепло, питательная почва)

У комнатных растений разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим – поменьше, третьим – совсем мало. Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на Родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Назовите эти растения, как вы думаете?

Дети с помощью воспитателя определяют эти растения, называют.

Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду-накапливать ее в стеблях, листьях-и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки. Найдите и назовите такие растения.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Цветочный магазин». Вам надо будет описать по схеме комнатное растение, которое вы хотите купить:

    Из каких частей состоит растение? (у комнатного растения есть корень, стебель, листья, цветы)

    Как выглядит стебель? (прямостоячие, вьющиеся, свисающие)

    Какие размером и формой листья?

    Цветущее растение или нет?

    Какого требует ухода?

Сначала воспитатель описывает растение которое хочет купить, не называя его, а продавец должен определить название растения, которое хочет приобрести покупатель. Продавцами и покупателями по очереди становятся дети.

Физкультминутка

Ребята, а зачем человек у себя дома выращивает комнатные растения, как вы думаете?

    Чтобы было красиво и уютно;

    Чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;

    Растения поддерживают влажность воздуха в помещении;

    Растения лечат людей;

    Растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);

    Чтобы наблюдать и ухаживать за ними.

А что нужно, чтобы растения хорошо росли?

Дети рассказывают по моделям, как нужно ухаживать за комнатными растениями, воспитатель дополняет ответы детей:

    Растения нужно держать в теплых помещениях, т.к. большинство из них прибыли к нам их далеких стран, где не бывает холодной зимы.

    Поливать растения надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.

Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше-у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Правильно, комнатные растения надо поливать отстоявшейся водой-улетучивается из воды хлор (по возможности налить воду из под крана и показать частички хлора), и водой комнатной температуры-от холодной воды загнивают корни растений, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.

А как правильно ухаживать за комнатным растением и чтобы ему у вас дома хорошо жилось, можно узнать из энциклопедий «Комнатные растения» (воспитатель показывает книгу), в ней рассказывается о все комнатных растения которые существуют в мире.

    Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.

    После долгой зимы вносить удобрения.

    Оберегать растения от вредителей.

Вот сколько интересного мы с вами вспомнили о комнатных растениях и что вы узнали новое о них. Предлагаю поиграть в игру «Любитель комнатных растений».

Дети делятся на две команды «Огонек» и «Фиалка». Воспитатель по карточкам зачитывает задания .

    У какого комнатного растения самые большие листья? (у фикуса)

    У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (у герани)

    Какое растение зеленой занавеской спускается на окне? (традесканция)

    Какое растение получило свое название в честь любителя и собирателя комнатных растений Бегона? (бегония)

    На моем окошке

Поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От мороза ежится?

(ежик)

    У какого растения на свету листья краснеют? (у колеуса)

    Какое растение еще называют «Огоньком»? (бальзамин)

    Как по - другому называют сансевьеру? (щучий хвост)

    На окне в такую рань

Распускается…

(герань)

    Растением зовусь я,

В светлом зале любо мне,

Занавесочкой зеленой

Я спускаюсь по стене.

(традесканция)

В блоке совместной деятельности воспитателя с детьми можно провести опыт «Растение теряет воду через испарение»

Цель: дать понятие о способе потери воды растениями.

Мы с вами поливаем растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растение теряет влагу через испарение. Мы на опыте проверим, как это происходит.

Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставим растение на 2-3 часа на солнце.

Посмотрите, каким стал пакет изнутри? (влажным)

Растение всасывают воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды в сутки. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру воздуха и влажность. Потеря влаги растениями через устьица называется транспирацией. Воздух становится более прохладным и влажным. Подумайте и скажите, почему в лесу прохладно?

В каком лесу прохладнее-лиственном, хвойном? Почему?


Трудно представить себе нашу жизнь без комнатных растений. В дошкольном учреждении они не только радуют малышей своими прекрасными цветочками и благоуханием, но и делают воздух чище, препятствуют размножению бактерий, а также самым лучшим образом влияют на детскую психику. Процесс ухода за комнатными цветами формирует у ребят самостоятельность и ответственность. Они видят результаты своего труда, осознавая причинно-следственные связи (состояние растения и факторы окружающей среды). Кроме того, дошкольники очень любят рисовать комнатные растения, особенно с натуры, передавая в процессе творчества их характерные особенности строения и цветовой окраски. Как провести занятие по рисованию растений в подготовительной группе, какие идеи и приёмы можно применять.

Особенности рисования по данной теме у дошкольников подготовительных групп

Изображение комнатного растения в подготовительной группе интересно тем, что по этой теме можно практиковать рисование с натуры. А ведь, это ведущий метод обучения в школе. Для такого занятия педагог выбирает экземпляр с достаточным количеством листьев. Если это цветущее растение, то желательно рисовать его в период цветения. То же самое можно сказать и о рисовании с опорой на фотографии или картинки.

Отметим, что если сравнивать со школьной методикой, то при изображении комнатных растений в подготовительной группе не ставится задача создания объемного изображения, передачи светотени, сложного ракурса.

Зрительно обследуя натуру, дошкольники при помощи наводящих вопросов педагога выделяют ее ключевые особенности. У воспитанников подготовительной группы уже достаточно опыта, чтобы проанализировать общую форму растения, его составных частей (стебля, листьев, цветов) только лишь на основе зрительного восприятия без участия прочих органов чувств. Отметим, что для рисования детям предлагается знакомое растение, которое они ежедневно могут наблюдать в уголке природы.

Рассматривая растение, воспитатель обращает детское внимание на то, что разные его части неодинаковы по цвету: ребята выделяют наиболее светлые и темные элементы. При этом педагог напоминает, с помощью каких приемов это можно отразить в рисунке.

Что касается образца воспитателя, то в подготовительной группе он практически не используется - практикуется лишь частичный показ приемов рисования. Это позволяет избежать шаблонного изображения.

При рисовании с натуры в процессе творчества ребята должны сравнивать свою работу с натурой или картинкой, чтобы вовремя обнаружить и исправить ошибки.

Поскольку неотъемлемый атрибут образа комнатного растения - это горшок, то его рисованию также нужно уделить внимание. Необязательно повторять представленную на картинке или натуре форму, цвет и орнамент. Пусть при изображении горшка дошкольники проявят творческую самостоятельность: окрасят его в свой любимый цвет, придумают оригинальный узор.

По окончании работы воспитатель обязательно рассматривает получившиеся рисунки вместе с детьми. В ходе анализа следует отметить работы, которые наиболее приближены к натуре, выполнены аккуратно, передают цветовую палитру растения. Кроме того, следует оценить композицию рисунков - насколько удачно изображение размещено на листе. Педагог выслушивает мнение воспитанников, а затем высказывает свою точку зрения - показывает работы, которые понравились ему, и аргументирует свое мнение.

Наиболее уместные материалы и основа

Рисовать комнатное растение в подготовительной группе можно самыми разными материалами. Яркие и насыщенные рисунки получаются с помощью гуаши. Более нежно смотрятся акварельные работы, предполагающие плавные переходы оттенков.

Комнатные растения также можно рисовать цветным карандашами или восковыми мелками, уделяя внимание отображению разных оттенков. Можно попробовать также предложить ребятам и графический рисунок.

Основа при рисовании на данную тему выбирается стандартная. Если на занятии дошкольники используют краски, то предварительно нужно затонировать бумагу в бледные пастельные тона (розоватый, голубоватый, желтоватый и пр.). Перед началом рисования важно продумать расположение листа бумаги: если объект изображения - растение, ориентированное вертикально (например, сансевьера, амариллис или бегония), то соответственно нужно расположить и основу. Если же детям предстоит рисовать хлорофитум с его многочисленными свисающими стеблями или композиция включает в себя два растения в горшочках, то целесообразно будет расположить лист бумаги горизонтально.

Техники и приемы, которые применяются при рисовании комнатного растения

При рисовании в традиционной технике изображение комнатного растения лучше начать с легкого карандашного наброска - обозначить контур предмета, его основные части, соблюдая при этом пропорции. Конечно, дошкольнику проще рисовать элементы образа последовательно, но это часто ведет к несоблюдению пропорций. К тому же в подготовительно группе дети должны воспринимать объект целостным, выделяя ключевые черты его формы. После предварительного наброска ставится задача максимально точно передать детали растения.

Хорошим подспорьем для ребенка являются схемы поэтапного рисования. Благодаря им у дошкольников вырабатывается алгоритм изображения.

Фотогалерея: поэтапное рисование кактуса

1 этап рисования 2 этап рисования 3 этап рисования 4 этап рисования

Воспитанники старшей группы уже хорошо владеют приемами традиционного рисования. Работая с красками, крупные детали комнатного растения они закрашивают всем ворсом кисти, мелкие же (лепестки и сердцевину цветка, рисунок листьев, орнамент горшка) прорисовывают кончиком, держа кисть практически вертикально).

Для изображения цветов обычно требуется широкий спектр цветов (большей частью нежные пастельные тона), поэтому ребята отрабатывают приемы смешивания красок для получения новых интересных оттенков.

При работе с цветными карандашами нужно добиваться аккуратной штриховки однонаправленными движениями. Регулируя силу нажима, дошкольники передают разные оттенки одного цвета. Кроме того, при рисовании комнатного растения можно создать красивый образ, используя несколько карандашей одного оттенка, например, зеленого.

Для реалистичного изображения листьев используются четыре оттенка зеленого цвета

На занятии по изобразительной деятельности педагог уделяет внимание композиционному решению детских рисунков. Так, растение нужно рисовать крупно, во весь лист. Кроме того, внимание дошкольников нужно обратить на то, как правильно изобразить лист, который заслоняет собой другой. Чтобы листики не сливались друг с другом, нужно использовать разные оттенки зеленого цвета.

Такая тема изобразительного творчества, как «Комнатные растения», заключает в себе большие возможности для использования нетрадиционных техник рисования. Например, мелкие цветочки хорошо изображать с помощью ватной палочки. При этом чтобы отпечатки получались ровными и круглыми, нужно держать ее строго вертикально и хорошо прижимать к листу бумаги.

Лепестки растения нарисованы с помощью ватных палочек

Для рисования кактуса часто используется ладошковая живопись. Изображение дополняется колючками и цветочками, нарисованными традиционным способом.

Ладошковая живопись сочетается с традиционным рисованием

Если подключить фантазию, то это растение можно изобразить и с помощью кляксографии. Вначале карандашом обозначается горшок и растущий в нем кактус, а затем, чтобы на растении получились мелкие ответвления, колючки, нужно дуть на него из трубочки, покачивая ею из стороны в сторону.

С помощью кляксографии получаются очень реалистичные колючки

Интересная техника - рисование по мокрой бумаге. Она позволяет получить красивое размытое изображение, градиентные переходы оттенков за счет того, что краски ведут себя необычно, расплываются, выходят за контур деталей. Необычайная легкость красок, создание новых цветов непосредственно на рисунке сделают рисование комнатного растения увлекательным и волшебным.

Для работы дошкольникам потребуется губка: ею нужно смочить лист бумаги быстрыми движениями. Затем с помощью обычной кисточки наносится краска, причем прикосновение к бумаге должно быть очень легким. Для того чтобы изобразить лепестки, достаточно нескольких капель - краска расплывается, образуя красивый рисунок. Пока бумага не просохла, на каждый лепесток можно добавить пятнышки контрастного цвета, например, черное - в серединку, а зеленые - по краям.

Рисование по мокрому позволяет получить красивое чуть размытое изображение

Еще один нестандартный способ рисования заключается в использовании мятой бумаги. Перед началом работы необходимо хорошенько смять лист, но очень аккуратно, чтобы не порвать его. После этого основа расправляется и проглаживается ладошками. С помощью широкой кисти оформляется фон: однотонный или более интересный градиентный. Отметим, что на кисточку нужно набирать побольше воды и краски, чтобы излишки стекали в складки - после высыхания они станут более яркими, и работа будет выглядеть оригинально. После того как фон подсохнет, можно приступать непосредственно к рисованию растения.

Рисунок на мятой бумаге смотрится изысканно

Включение в композицию дополнительных видов изобразительной деятельности, реализация индивидуального подхода на занятии

Чтобы максимально увлечь дошкольников процессом творчества, в занятие рисованием полезно включать элементы других видов изобразительной деятельности. Такие приемы также можно использовать в рамках индивидуального подхода, предлагая украсить композицию по желанию, детям, проявляющим повышенный интерес к рисованию.

Работу сделают более оригинальной аппликативные детали. Например, кактус, нарисованный ладошками, можно украсить бумажными иголками.

Как вариант можно предложить ребятам основу с уже готовыми аппликативными силуэтами горшков (либо они приклеят их сами). Аналогично дети могут вырезать цветочки из бумаги и украсить ими нарисованное растение.

Рисование с элементами аппликации

Рисование с элементами аппликации

Кроме того, дошкольники могут сначала нарисовать элементы растения (листья, цветы) на бумаге, затем вырезать их и приклеить к нарисованному горшку. Это позволит получить оригинальный объемный эффект (детали при этом приклеиваются не полностью).

Фотогалерея: детские рисунки с комнатными цветами

Рисование с элементами аппликации Рисование с элементами объемной аппликации Рисование с элементами аппликации Рисование с элементами объемной аппликации

В композицию можно включать и нетрадиционную аппликацию, например, украсить цветочный горшок пуговицами.

Рисование с элементами нетрадиционной аппликации

Что касается включения в композицию пластилиновых деталей, то здесь тоже открывается большой простор для фантазии. Это может быть красивые узоры на горшочке оформление цветка либо выделение рисунка листьев жгутиками.

Варианты композиций для рисования комнатных растений в подготовительной группе

Традиционно рисование комнатного растения предлагается воспитанникам подготовительной группы в первой половине года (октябрь). Основной задачей такого занятия является передать ключевые особенности растения и форму горшка. Поскольку в групповом уголке природы в старшем дошкольном возрасте представлены самые разные растения, то можно организовать рисование с натуры (воспитатель подбирает любое растение с яркими отличительными признаками).

Тему занятия можно обозначить как более конкретную, например, «Кактус», «Фиалка», «Сансевьера» и пр.

Еще один вариант - рисование по представлению на тему «Мой любимый комнатный цветок»: выбранное растение может не расти в группе, а только, например, дома у ребенка.

В подготовительной группе также можно практиковать рисование сразу двух комнатных растений. Для этого педагог подбирает экземпляры, которые отличаются друг от друга высотой стебля, окраской листьев и цветков, формой соцветий. Подходящая тема, например, «Бегония и сансевьера».

Данное занятие можно провести также накануне праздника 8 Марта или Дня Матери - нарисовать красивое цветущее растение («Фиалка», «Герань», «Амариллис», «Бегония») в подарок маме.

Способы организации мотивирующего начала занятия: рассматривание комнатного растения, фотографий, тематических картинок, познавательные беседы, экологические сказки по данной теме и прочее

В подготовительной группе по-прежнему важной составляющей занятия по рисованию является игровой компонент. Необходимо с самого начала увлечь дошкольников предлагаемой темой. Например, педагог не просто приглашает детей рассмотреть комнатные растения в уголке природы, а приносит игрушку - цветочную фею, которая ведет ребят в свой волшебный сад.

Фея также может обратиться к детям с просьбой о помощи: злой чертополох похитил ее прекрасные фиалки. Если же ребята нарисуют цветы, то фея превратит их в настоящие. И фиалки снова будут радовать жителей королевства.

На занятие к дошкольникам может прийти бабушка Федора Егоровна (переодетый воспитатель). Бабушка очень расстроена: внучка подарила ей цветочек в горшке, а он завял. Дошкольники учат бабушку, как правильно ухаживать за комнатными растениями и рисуют для нее красивые цветы в горшочках.

Еще одно интересное решение - к ребятам приходит грустный Лунтик. Он рассказывает, что летом рвал на лугу цветы, а потом их выбрасывал. Его пристыдила цветочная фея, сказала, что на лугу без цветов станет скучно и некрасиво. Но Лунтик не послушался, и тогда фея разозлилась и заколдовала его. Теперь герой не может смеяться и улыбаться. Фея обещала расколдовать его, если на лугу вырастут яркие цветы. Но сейчас осень, и это невозможно. Порадовать же фею можно красивыми комнатными цветами, которые могут нарисовать для Лунтика дети.

Рисованию также может предшествовать познавательная беседа о комнатных растениях, Ребятам будет интересно узнать некоторые любопытные факты из их жизни. Оказывается, у некоторых растений вовсе нет стебля, а крупные листья начинаются прямо от корней (например, это сансевьера). Растения, как и люди, чувствуют доброту и ласку. Вот почему у одной хозяйки они хорошо растут, радуют пышными цветами, а у другой вянут даже при правильном уходе. Цветы любят заботливые руки, ласковые слова. Есть растения, которые обладают целебными свойствами, их еще называют домашним доктором - это, например, алоэ и каланхоэ. Каланхоэ помогает при ангине, головной боли. Соком же алоэ можно лечить насморк, а мякоть прикладывать к больному месту для снятия воспаления. Кстати, на эту тему у Бориса Заходера есть замечательное стихотворение:

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?

Какое оно алоэ - алоэ голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.

А маминой лучшей подруге в болезни оно помогло.

И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.

На комоде у тёти Зои в горшке росло алоэ:

Зелёное, большое, но колючее и кривое.

Кстати, занятие по рисованию комнатных цветов может увлекательно закончить - подарить дошкольникам семена растений, чтобы они посадили их дома с родителями.

На тему комнатных растений существует немало экологических сказок, откуда также можно почерпнуть мотивацию к занятию. Одно из таких произведений - сказка «Бабушка Федора и Герань». По сюжету у одной ленивой и неряшливой старушки по имени Федора была в доме Герань. Бабушка не ухаживала за цветком, и он погибал: цветки завяли, листики пожухли. Земля в горшочке была сухая, а сам он давно треснул. И вот терпение Герани кончилось, и она ушла из дома.

Проснулась утром Федора и почувствовала себя плохо, неспокойно, но не могла понять, что с ней. Тут из-за печки появилась мышка и рассказала бабушке, что плохо ей из-за того, что в доме больше нет Герани. Ведь, это особенное растение: оно лечит человеческую душу. Федора пожалела, что не ухаживала за Геранью. Мышка объяснила, что нужно поливать цветок, рыхлить землю, подпитывать корни. Герани нужно много солнечного света, а окно в доме пыльное и грязное. Бабушка пошла искать Герань, долго ходила и, наконец, нашла ее на полянке льющую слезы. Герань простила Федору, и они вернулись домой. Бабушка посадила растение в новый горшочек, насыпала свежей земли, полила, вымыла окно, чтобы в комнате было много света. И счастливая Герань зацвела, наполнив весь дом чудесным ароматом.

Иллюстрация к сказке «Бабушка Федора и Герань»

Прочитав ребятам сказку, воспитатель может еще раз закрепить с ними правила ухода за комнатными растениями и предложить им изобразить прекрасную ухоженную Герань на фоне окна с красивыми шторами.

Другому растению посвящена сказка «Цветок кактуса» Марии Скребцовой. Действие происходит в знойной пустыне, где в семье кактусов родился еще один ребенок. Детей здесь воспитывали в строгости, потому вырастали они выносливыми и суровыми, они видели лишь одну каплю воды в неделю. Но наш герой оказался не похожим на своих молчаливых братьев и маму: он задумывался о многих вещах и задавал вопросы всем вокруг: кактусам, солнцу, пескам, ветру, звездам. Ему было интересно, например, почему небо так редко плачет, ведь его слезы так нужны пустыне, или можно ли потонуть в песках.

Пески рассказали кактусу про людей, с ними было связано много веселых, грустных и даже страшных историй. Он стал мечтать встретиться с ними. И вот однажды люди появились в пустыне. Им не понравилось здесь, а кактусы они назвали уродливыми по сравнению с прекрасными луговыми цветами.

Кактус впервые осознал, что он некрасив, и заплакал. Люди обратили на него внимание. Они приблизились к кактусу, но на лицах их было восхищение. Люди называли растение белоснежным чудом, сокровищем, говорили, что от него исходит чарующий аромат.

Оказалось, на колючем кактусе распустился прекраснейший цветок, который озарял все вокруг дивным светом и благоуханием. Кактус был счастлив, что его цветок открыл в людях душу.

После знакомства с такой красивой философской сказкой детям наверняка захочется нарисовать цветущий кактус в симпатичном горшочке.

Иллюстрация к сказке М. Скребцовой

Задача педагога - подобрать увлекательные физкультминутки, связанные с растительной темой. Приведем возможные примеры.

Физкульминутка «Кактус

Физкультминутка «Цветочная зарядка»

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Горбатько Т.А. Рисование с натуры «Комнатное растение
Образовательные задачи : учить рисовать комнатное растение гуашью, уточнить представление о жизни растений, связи их состояния с условиями окружающей среды.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать заботливое отношение к растениям.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: комнатные растения в уголке природы
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, простые и восковые карандаши, баночки-непроливайки, кисти, подставки под кисть.
Ход занятия:
Чтение стихотворения В. Викторова Цветок:
  • Цветок на лугу я сорвал на бегу.
    Сорвал, а зачем - объяснить не могу.
    В стакане он день постоял и завял.
    А сколько бы он на лугу простоял?

Беседа о бережном отношении к природе и комнатных цветах. Дети называют известные им растения. Обсуждается вопрос: что такое комнатные условия.
Проводится словесная игра «А что если?». Дети продолжают начатую педагогом фразу. Например, а что если открыть окошко зимой, а что если полить растения слишком обильно.
Затем воспитатель предлагает ребятам превратиться в художников и нарисовать комнатный цветок хлорофитум, который есть у них в группе. Рассматривается строение растения.
Самостоятельная работа дошкольников.
Короткая беседа о ядовитых комнатных растениях (фикус, молочай).
Выставка детских работ.

Медведева Л. «Комнатное растение фиалка»
(Нетрадиционная техника рисования)
Занятие начинается с загадки про комнатные растения:
  • Воздух очищают
    Создают уют
    На окнах зеленеют
    И зимой цветут.

Беседа о значении комнатных растений в жизни людей (украшают интерьер, делают воздух более чистым и влажным, позитивно влияют на самочувствие людей).
Воспитатель рассказывает дошкольникам о том, что цветы ценили с древних времен- проводили праздники в их честь. В Голландии до сих пор ежегодно организуется праздник тюльпанов.
Дети рассказывают, какие комнатные растения есть у них дома, как за ними нужно ухаживать.
Педагог рассказывает ребятам о лекарственных комнатных растениях - алоэ, каланхоэ, герани, сообщает, что самый неприхотливый цветок - фиалка.
Проводится физминутка «На лугу растут цветы»:

  • На лугу растут цветы
    Небывалой красоты.
    (Потягивания - руки в стороны)
    К солнцу тянутся цветы.
    С ними потянись и ты.
    (Потягивания - руки вверх)
    Ветер дует иногда,
    Только это не беда.
    (Махи руками)
    Наклоняются цветочки,
    Опускают лепесточки.
    (Наклоны)
    А потом опять встают,
    И по-прежнему цветут.

Педагог рассказывает детям о разновидностях фиалок. Самые красивые имеют махровые листья. Краешек лепестка у них как будто обведен другим цветом: у синего цветка - белая бахрома, у красного - фиолетовая и т.д.
Ребятам предлагается изобразить фиалку нетрадиционным способом - оттиском мятой бумагой. Этот метод позволяет получить красивый махрово-бахромчатый цветок, передает «пушистую» фактуру.
Уточняется форма горшка - перевернутая трапеция. Поскольку растение размером больше, чем горшок, то оно будет занимать большую часть листа бумаги.
Перед рисованием красками необходимо сделать карандашный набросок. Лист бумаги располагается вертикально. Вначале изображается стол в виде горизонтальной линии, затем - горшок в виде трапеции (нижняя часть меньше верхней).
Чтобы выполнить оттиск, нужно смять бумагу, одну сторону окрасить в фиолетовый цвет и «напечатать» цветы. Цветочков должно быть много. Кисточкой дорисовываются листья фиалки и раскрашивается горшок коричневым цветом. Стол и фон детям предлагается оформить любым цветом.
Самостоятельная работа дошкольников. В конце занятия педагог интересуется, можно ли подобным способом изобразить и другие комнатные растения.

Айсина Г.Н.
(рисование с натуры)
Цветочная фея приглашает детей в свой прекрасный сад. Дошкольникам предлагаются загадки про комнатные растения:
  • Очищают воздух,
    Создают уют,
    На окнах зеленеют,
    Круглый год цветут. (комнатные растения)
  • На окне зимой и летом
    Вечно зелен икрасив.
    Ярко-красным цветом
    Горит нежно…(бальзамин)

    Накрыт бокал с водицей
    Ежовой рукавицей. (кактус)

  • С молоком, а не коза,
    С корой, а не лоза. (фикус)
  • Вверх по стенке крутой,
    По бетонке литой
    Многоножка ползет,
    С собой листья везет. (Плющ)
  • Лист с горбочком, желобочком,
    Шипы имеет, а ранить не умеет,
    Зато лечит нас в любой час. (Алое)

Дети называют и другие комнатные растения, знакомые им. Воспитатель вспоминает с дошкольниками правила ухода за комнатными растениями (пять помощников, как пальцев на руках, - почва, влага, солнечный свет, тепло и воздух).
Беседа по вопросам:
· Зачем комнатные цветы нужно поливать?
· Зачем их ставят на подоконник, а не под стол?
· Можно ли комнатные растения выносить зимой на улицу?
· Что можно сделать, чтобы цветам было легче дышать?
· Чем можно подкормить растение?
Педагог рассказывает ребятам о том, как правильно протирать и мыть листья растений.
Проводится физминутка «Наши алые цветки»:

  • Наши алые цветки
    Распускают лепестки.
    Плавно поднимаем руки вверх.
    Ветерок чуть дышит,
    Лепестки колышет.
    Качание руками влево - вправо.
    Наши алые цветки
    Закрывают лепестки,
    Присели, спрятались.
    Головой качают,
    Движение головой влево - вправо.
    Тихо засыпают.

Педагог рассматривает с детьми кактус. Дошкольники называют его составные части, а затем приступают к рисованию с натуры.
Рассматривание готовых работ, отмечаются самые выразительные.

Дробина Н.А. «Комнатные цветы»

Занятие начинается с дидактической игры: дети бросают по очереди разноцветный кубик. Каждая его сторона соответствует картинке на доске с изображением цветка - нужно назвать его.
Загадка про комнатные цветы:

  • Воздух очищают
    Создают уют
    На окнах зеленеют
    И зимой цветут.

Появляется плачущая бабушка Федора: одна девочка подарила ей цветочек в горшке, а он завял. Ребята рассказывают Федоре о том, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
Дошкольникам демонстрируется презентация «Комнатные цветы». Дети рассказывают про растения, которые есть у них дома, о том, как в семье за ними ухаживают. Рассказ педагога про лекарственный растения на подоконнике (алоэ, каланхоэ, герань).
Чтобы бабушка Федора не расстраивалась, воспитатель предлагает нарисовать ей красивое комнатное растение - кактус. Работа будет проходить в двух мастерских: традиционное рисование на мольбертах акварелью и рисование нетрадиционным способом «по мокрому». Дети вытягивают карточки с изображением кактуса в определенной технике и проходят в соответствующие мастерские (к работе подключается второй педагог).
Перед продуктивной деятельностью проводится физкультминутка «На окне цветок колючий…»
Педагоги объясняют основные приемы работы. При рисовании в традиционной технике предлагается добавить кактусам объема с помощью использования светлых и темных тонов.
Рисование «по мокрому» предполагает смачивание верхней части рисунка водой (где будет изображен непосредственно кактус). Растение нужно изобразить светлой краской, посыпать солью, а затем уже добавить темные тона.
Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка рисунков.
В конце занятия педагог дарит ребятам семена комнатных растений, которые
Они могут посадить дома вместе с родителями.

Рисунки воспитанников с комментариями по выполнению работы

Дошкольники создают очаровательные образы фиалок. Так, красивы и оригинальны комнатные цветы, нарисованные на мятой бумаге, с детально прорисованными лепестками, каждый из которых (будь то желтый или голубой) имеет ободок темно-синего цвета («Фиалка для феи цветов», «Голубая фиалка в подарок фее»). Лепестки фиалок в детских работах в детских работах предстают и в других цветах: нежно-сиреневом («Красавица фиалка»), бордовом («Вот такая фиалка»). Композиция «Красавица фиалка» заслуживает особого внимания: на ней изображено растение с красивыми крупными листьями, очень изящными цветками. Отметим очень приятный нежный фон - окно с голубыми шторами.

Реалистично нарисовано комнатное растение сансевьера на детских работах с его характерной формой и рисунком листьев. В композиции «Пышная сансевьера» привлекает внимание светло-зеленая окантовка листьев, а на рисунке «Щучий хвост» четко выделяются поперечные полоски более темного цвета, похожие на окраску одноименной хищной рыбы.

Кактус замысловатой формы представлен на рисунке «Колючий кактус». Образ растения составлен из разнонаправленных овалов. Кроме того, отметим затейливый орнамент желтого горшка из точек и волнистых линий.

Также красиво оформлен цветочный горшочек в работе «Мое любимое комнатное растение»: различные виды орнамента на нежно-голубом фоне.

Полезно давать ребятам задание нарисовать сразу два не похожих друг на друга комнатных растения («Бегония и сансевьера»). Это помогает дошкольникам более четко обозначить характерные признаки каждого.

Красивая и колоритная герань изображена на одноименном рисунке. Акцент здесь сделан на крупные ярко-красные цветы на высоком стебле.

На занятиях в детском саду ребята рисуют не только растения, представленные в уголке природы, но и те, которые растут у них дома. Такова, например, работа «Денежное дерево». Растение изображено мощным, развесистым, с характерным строением листьев.

Очень аккуратная композиция – «Мой любимый комнатный цветок». Мы видим здесь необычную форму горшка, а само растение красиво раскинуло свои длинные стебли с ярко-красными цветками на концах.

Фотогалерея: рисунки дошкольников с цветами

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью на мятой бумаге Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью на мятой бумаге

Комнатные растения - неотъемлемая часть жизни дошкольников в детском саду. Радуя детей своей приятной окраской, затейливой формой цветов и листьев, они делают интерьер групповой комнаты уютным и красивым. Это особенно актуально для холодного сезона, когда на улице нет свежей зелени. Задача педагога - вызвать интерес воспитанников к рисованию комнатных растений, каждое из которых по-своему неповторимо: имеет свою длину и толщину стебля, рисунок и окраску листьев и цветов. Поэтому такие творческие занятия развивают эстетическое восприятие, чувство формы и цвета. Кроме того, рисование объекта природы всегда способствует более углубленному его познанию.

Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе

Вид занятия: итоговый

Цель : развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация - формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье - формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);

Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;

Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.

е ее утешествие будет ь

Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.

Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих

травах, и попробуйте отгадать их названия.

1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива).

2. Рос шар бел,

дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик).

3.

(Ромашка)

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?

(Это лекарственные растения)

Давайте поговорим о лекарственных растениях.

Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.

Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».

Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.

Посмотрите на это растение (показ на плакате).

Как оно называется? (Подорожник)

- Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)

Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)

Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей - одуванчик)

Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)

Пройдите к следующему плакату.

О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)

Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)

Но почему же всё - таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков - едкая жидкость, она то и жжёт.

Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник) .

Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют - малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)

Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

Что готовят из ягод? (Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)

А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.

А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, лей веселей

сверху вниз;

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять

повороты влево, вправо, разводя

руки в стороны;

И для маленьких детей, присесть и показать руками рост

маленьких детей;

И для мам, и для пап. встать - поднять руки вверх

(2 раза);

Кап – кап – кап! И.П. руки на поясе - имитирующие

движения капель двумя руками

сверху вниз;

Кап – кап – кап!

3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни - осенью.

Дети рассказывают и объясняют -

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)

Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)

Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)

Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?

Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для

дальнейшего размножения.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу . Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.

Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это - растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.

Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).

И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.

3. Исследовательская игра « Мы - фармацевты»

Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование - посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.

Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать - каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 - 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.

Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.

Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)

Итог занятия : Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!

Педагог . Какие комнатные растения вы знаете?

Дети называют растения.

Правильно. Бегония, бальзамин, фикус, традесканция, амариллис, алоэ, кливия, хлорофитум, герань, аспидистра.

У всех комнатных растений есть родина. Например, бегония, бальзамин, фикус, традесканция произрастают там, где очень тепло и влажно (в тропиках Африки, Южной Америки). Комнатные условия им очень подходят. Есть выносливые жители далеких пустынь — кактусы.

Мир комнатных растений разнообразен. Их жизнь полностью зависит от человека. Почему?

Дети. Если оставить комнатные растения в тени или забыть полить, они погибнут, а без подкормки могут засохнуть.

Педагог . Комнатные растения относятся к живой или неживой природе?

Дети . К живой.

Педагог . Почему?

Дети. Они дышат, растут, пьют, размножаются.

Педагог. А еще почему?

Дети. Им необходимы свет, тепло, вода, уход.

Педагог. В чем заключается уход за комнатными растениями?

Дети . В подкормке, поливе, мытье, обрезке, рыхлении почвы, сборе сухих листьев, опрыскивании, пересадке.

Педагог . Зачем нужно знать, откуда растения родом?

Дети . Чтобы правильно ухаживать за ними: представлять, сколько им нужно воды и света.

Педагог. Комнатные растения играют большую роль в жизни человека. Какую?

Дети . Они дарят нам красоту, очищают воздух.

Дидактическая игра «Узнай и опиши»

Педагог дает описание некоторым комнатным растениям, дети называют их.

Дидактическая игра «Где чья родина?»

Педагог называет комнатное растение, дети пытаются угадать страну, откуда оно родом, или в каком климате растет:

— алоэ — Южная Африка (берега рек, заросли кустарника);

— бегония — Южная Америка (тропические леса Бразилии);

— плющ обыкновенный — Северная Америка (субтропики), Северная Африка;

— кактус — Южная Америка (пустыни Мексики);

— герань — Средиземноморье;

— хлорофитум — мыс Доброй надежды (Африка);

— циссус (комнатный виноград) — Австралия.

Примечание . Детям не обязательно запоминать сложные названия цветов, достаточно знать несколько, а также иметь представление о назначении и правилах ухода за ними.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...