Топиари — зеленое искусство. Скульптуры из растений: топиарное искусство запада и востока

Мода на декоративные огороды, водоемы и каменистые горки никогда не исчезнет с наших садовых участков. Сейчас в моду входит стрижка кустарников и деревьев в виде различных фигур. Интерес к топиарному искусству сегодня все больше и больше начинает набирать обороты, выставки ландшафтного искусства, не обходятся без топиара.

Стрижка кустарников и деревьев, придание им фантастических и геометрических форм.

Топиарное искусство ещё было в Древнем Риме. В Древнем Риме правильная техника подрезки ценилась весьма высоко. Были профессиональные организации мастеров этой формовки.

Из вечнозеленых лавров, дубов создавали шедевры. С помощью приспособлений кронам растений делали четкие формы.

Второе рождение топиарного искусства было получено в эпоху Ренессанса: аккуратненько стриженые бордюры, обрамляющие цветники и дорожки, зеленые комнаты, образованные зелеными высокими стенами из граба, туи, тиса и липы интересные фигуры и причудливые растительные лабиринты.

Позже, в XVII веке законодательницей топиарного искусства была Франция. При Петре I топиарное искусство проникло в Россию, например - Петродворец с зелеными стенами, шарами, конусами и стрижеными бордюрами.

Потом появилось «новый топиар» – стрижка растений проводилась с помощью металлического каркаса. Некоторые профессионалы против такой техники, потому что большой риск врастания растения в металлический каркас.

Сегодня очень популярен «грин арт» – разнообразные виды топиарных конструкций, заполненные сфагнумом и торфом, куда сажаются растения. Практически забытые технологии формирования кроны начинают возрождаться, и разрабатываются новейшие способы.

К ландшафтному стилю подбирают типичные формы: конус, куб, сфера, пирамида, так и оформление фигур животных или птиц.

Процесс создания топиарных фигур

Трудоемкий и кропотливый, растения формируют постепенно, а затем поддерживают эти формы постоянными стрижками. Самый маленький срок для создания анималистической фигуры 6 лет. Сначала активизируют рост с помощью подкормок, а потом формируют скелетные ветки и лишь через пять лет начинает вырисовываться силуэт.

Сделать геометрические фигуры проще задача, но также требующая терпения и определенных знаний. Из хвойных пород для живых скульптур прекрасно подходит тис - это дерево с плотной кроной. Фаворитом среди лиственных растений является самшит или другое его название буксус.

Бирючина, тис, самшит и граб, которые повсеместно можно увидеть в Западной Европе, к сожалению, не подходят для формовки в климате средней полосы.

Для средней полосы России для создания изгородей и стен из хвойных растений подойдут ель обыкновенная, можжевельник, туя западная. Для бордюров подходит казацкий можжевельник.

Лиственных растений для стрижки намного больше, чем хвойных: арония черноплодная, магония падуболистная, бересклеты, барбарисы, бузина кистистая, боярышники, жимолости, дерен белый, ивы, кизильник блестящий, калина гордовина, клен татарский, лапчатка кустарниковая, пузыреплодник калинолистный, облепиха крушиновидная, слива колючая, роза ругоза, смородины, спиреи, снежноягодник белый, яблони.

При выборе растения необходимо руководствоваться некоторыми правилами: иметь в виду высоту растения (из большого дерева нельзя сделать низенький бордюр, а из малого куста невозможно зеленую стену), подбирать определенный размер листьев и, знать требования растений к свету, почве, влаге.

Растения нужно заранее подбирать с учётом желаемой формы. Для высоких форм (конус, спираль) хорошо подойдёт тис, а для плотных (куб, шарик) самшит.

Для живых изгородей лучшим решением станет туя, ель, желтая акация, бирючина, боярышник и др.

Если вы купили в питомнике стриженое растение, тогда будьте готовы к тому, что ему потребуется особый уход, его необходимо постоянно стричь, поливать, подкармливать, иначе ошибки исправлять будет уже поздно.

Стрижка делает растения слабым, и поэтому некоторым может понадобиться даже укрытие на зиму. Для ухода за топиарами в арсенале нужно иметь хоть минимальный набор, в который должны входить шпалерные ножницы, секатор, сучкорез и садовая пила.

Создание топиарных форм в саду начинается с выбора места, потом подбирается растение и делается шаблон из металлической сетки, совершается стрижка.

Обрезка и стрижка абсолютно два разных приема, и это всегда нужно помнить. Обрезку делают для фигур сложной формы, стрижку – когда надо создать ровную поверхность.

Обрезку производят секатором. Длина каждой ветки рассчитывается персонально в соответствии с замыслом топиарного мастера.

В случае стрижки все веточки обрезаются на одинаковой длине. При стрижке вы можете использовать садовые ножницы или кусторезы.

Идеальным сроком для обрезки является март, а стрижка делается во время роста побегов.

Стриженая изгородь может быть различной формы. В более солнечном климате можно увидеть изгороди прямоугольной и квадратной формы. В средней полосе производить такую стрижку нельзя, иначе нижние ветки не будут дополучать света и начнут оголяться. Изгороди с голым низом смотрятся непривлекательно.

Стрижку изгородей необходимо делать так, чтобы ее боковые стороны были под 10 градусов. Форма может быть треугольная, округлая или трапециевидная. Но, если это невысокий бордюр, то можно делать его боковые стороны вертикальными. Но знайте, что поддерживать в аккуратном виде изгородь с плоским верхом намного труднее, чем изгородь с округлым или острым верхом.

Для живой изгороди можно использовать несколько видов растений, получая красивые цветовые эффекты. При уходе за живыми изгородями есть некоторые тонкости:

Для любой стрижки есть золотое правило – не стричь за один раз больше треть массы растения, не то оно может начать чахнуть.

Уход за топиарами.

Уход подразумевает в себя постоянные подравнивание кроны, полив, подкормку и обрезку.

Приступая к стрижке кустарников, необходимо иметь в виду, что без определенного терпения и навыков, не обойтись. Еще нужно знать, что топиарное искусство должно совмещаться с ландшафтом территории и всем архитектурным комплексом.

Формированием кроны надо заниматься постоянно - это главное условие для получения достойного результата. Оптимальный срок для образки является февраль. Используя современные технологии и вековой опыт, можно создать оригинальный и стильный дизайн для любого садового участка.

Садовый бонсай - вид топиарного искусства. Бонсай пришел к нам из Китая и Японии. Бонсай размещают в японских садиках или перед домом, как ординар.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.И.Н. УЛЬЯНОВА»

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ДИЗАЙНА

Реферат по декоративно-прикладному искусству

на тему: «Топиарное искусство (Грин-арт)»

Выполнил студент

ДиКТ гр. 62-06

Трифонова Елена

Проверил

Даренков И.И.

Чебоксары 2011

Введение

История топиарного искусства

Классификация топиарного искусства

Стрижка и инструменты

Заключение

Иллюстрации

Введение

Ториарное искусство или грин-арт является элементом декора сада.

Основными формами стрижки деревьев и кустарников, применяемыми в садово-парковом строительстве, являются высокие стриженые стены, живые изгороди, бордюры и фигурно стриженные отдельные деревья и кустарники.

Наибольшего расцвета топиарное искусство достигло в эпоху Возрождения, когда растительная «архитектура» практически вытеснила садовое цветоводство. Сад со стрижеными растениями всегда выглядит ухоженным, являясь предметом гордости своего хозяина. Конечно не каждый может решиться на выращивание растений искусственных форм в своем саду, но некоторые элементы топиарного искусства - создание живых изгородей,под силу даже начинающему садоводу. Благодаря, топиарному искусству, фигурной стрижки сад выглядит более красиво, модно изысканно.

История топиарного искусства

Topiary – топиари, топиарное искусство – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Английское слово “topiary” происходит от греческого topos (место), и, таким образом, имеет тот же корень, что и “топоним”, “топография”, “утопия”. Уменьшительной формой существительного topos было слово topia/topion, означавшее традиционную тему в риторике, общее место, речевое клише.

В латинском языке это же слово – topiarius;-a; -um;- (прил) – принадлежащит к орнаментальному искусству.

Топиарное искусство по праву считается одним из древнейших видов искусства. Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38г. до н.э и 14г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию, другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э, топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.

После падения Римской империи, начинается период, известный, как Смутное время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях искусство орнаментального садоводства не было забыто.

Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства. Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании.

“Золотой век топиарного искусства”, бум на изгороди и сады в “голландском стиле” покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, - всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.

С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.

Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.

Топиарное искусство в России, в частности в Москве, практически отсутствует. Только хорошенько приглядевшись, можно увидеть запущенные изгороди из кизильника блестящего на улицах города, как напоминание о старой школе садово-паркового строительства, да попытки мастеров, пытающихся создать шедевры на отдельно взятых территориях.

Несмотря на то, что климат наш суров, он справедлив. Для жителей средней полосы России непривычны яркие краски и пестрота, скажем, Тайланда, но посостязаться с элегантными садами Англии мы вполне можем. Даже не используя классические растения для топиарной стрижки, такие как тис и самшит, можно добиться интересных результатов. Как оказалось, ассортимент достаточно велик, важно чувствовать материал и его возможности, и, конечно, иметь терпение.

Классификация топиарного искусство

Разновидности:

Живые изгороди - бордюры (до 1 м), изгороди (до 2,5 м) и зеленые стены (2,5-3 м). Различаются и по ширине, могут быть однорядными или многрядными. Расстояние между растениями в изгороди зависит от габаритов самих растений.

Зеленые скульптуры - при стрижке кронам деревьев и кустарников придают форму геометрических или фантазийных фигур. Японский стиль - стрижки под садовые бонсаи, модерн - зеленые колонны и спирали, авангардный стиль - кубы, шары, пирамиды. Особым вниманием пользуются фигуры животных, предметы мебели или, например, автомобиля. Если простые геометрические формы по силам начинающему садоводу, то создание сложных фигур из растений требует мастерства и опыта в подборе растений. При создании фигур используются 2 техники: "новое топиари" - стрижка растений с использованием металлических каркасов; и "грин арт" - использование конструкций, наполненных торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения.

Штамбовые деревья - можно формировать в виде пальметты, кордона, веера или использовать зонтиковидную стрижку. На пике моды стрижка, совмещенная с прививками - на одном штамбе получают хвойные шары разного размера и цвета или плакучие формы сочетают с геометрическими.

Арки и беседки из деревьев - деревья высаживаются на нужном расстоянии друг от друга и их верхушки связываются, получается арка. Таким же образом можно сформировать зеленую беседку, высадив 6-8 растений.

Живые изгороди по высоте делятся на три группы:

Бордюры (до 1 метра).

Живые изгороди (1-2 метра).

Живые стены (более 3 м).

Бордюры создаются из невысоких кустарников, изгороди – из средних и высоких, зеленые стены – из высоких кустарников и деревьев. Изгороди могут быть однорядными, двухрядными, трехрядными. Расстояние между растениями в изгороди зависит от габаритов самих растений и бывает от 0,2 до 1,2 метров, а между рядами – от 0,3 до 1 метра.

Стрижка и инструменты.

Как правильно стричь:

Стриженые изгороди могут быть разной формы (имеется в виду форма изгороди в разрезе). В странах с более солнечным климатом можно встретить изгороди квадратнои и прямоугольной формы. В наших условиях нельзя производить такую стрижку, иначе нижние ветви не будут получать достаточно света и оголятся. Такие изгороди с голым низом выглядят очень непривлекательно и неопрятно. Стрижку изгородей нужно производить так, чтобы ее боковые стороны находились под не менее 10 градусов. При этом форма может быть треугольная, трапециевидная или округлая. Однако, если это невысокий бордюр из теневыносливого кустарника, то допустимо делать его боковые стороны строго вертикальными. Имейте в виду, что поддерживать изгородь с плоским верхом в аккуратном виде труднее, чем изгородь с острым или округлым верхом.

Стриженая изгородь может быть не только однопородной. Интересного эффекта можно достичь используя различающиеся растения. Например, при посадке живой изгороди чередовать дерен белый с его пестролистной формой, пузыреплодник калинолистный с его формой ‘Диаболо’ (черно-красные листья).

В процессе регулярной стрижки на поверхности формы создается очень плотный слой листвы или хвои, так что внутрь почти не проникают солнечные лучи, и здесь совсем нет зелени, только голые ветви. Поэтому, если вы при стрижке срежете слишком много, получите голые ветви. Хотя бывают случаи, когда хотят омолодить старые сильно разросшиеся изгороди, их очень значительно обрезают, иногда даже «на пень». Правда, такое жестокое обращение могут выдержать не все виды растений. Лучше не доводить до таких крайних мер, ухаживать за ними и из года в год поддерживать нужные габариты.

Инструменты. Рекомендуем использовать качественный инструмент для получения ровного реза, чтобы растения легче переносили обрезку. Вам понадобятся: секатор, шпалерные ножницы, садовая пила, сучкорез, бензиновый или электрический кусторез. В зависимости от вида создаваемой формы, вам понадобятся вспомогательные подпорки, зажимы.

Выбор растений . К выбору растений необходимо отнестись особенно тщательно, так как от этого зависит окончательный результат топиарного искусства. Ваш выбор будет зависеть как от выбранной формы, так и от климатических условий.

Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Для формирования используют растения, которые образуют плотную крону, обильно ветвятся и густо покрыты листвой. Мелколистные породы при регулярной стрижке образуют красивую плотную поверхность.

Используемые растения: ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная, арония черноплодная, барбарисы, боярышники, бузина кистистая, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, кизильник блестящий, облепиха крушиновидная, спиреи, яблоня, самшит, тисс ягодный, бирючина овальнолистная.

Стрижка и обрезка. Стрижка - все ветви обрезаются по одной длине. Стрижка проводится кусторезами и садовыми ножницами. Стрижкой создают прямую, ровную поверхность. Обрезка - каждая ветка обрезается на индивидуальную длину в соответствии с выбранной формой. Обрезка проводится секатором, применяется при создании фигур сложной формы.

Существует много литературы по правильной обрезке растений, рекомендуем ее изучить. Как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обработать ранки, в какое время проводить обрезку - зная ответы на такие вопросы, Вы сможете избежать ошибок.

Заключение

Фантазия и выдумка хозяина как самого большого, так и самого маленького участка земли, всегда направлена на поиск новых подходов к обустройству своего сада.

Добиться его оригинальности и самобытности на основе реализации необычных композиционных решений, а также достичь эффектной декоративности сада на протяжении всего года гораздо легче при использовании приемов топиарного искусства - искусства художественной стрижки кустов и деревьев с целью придания им различной декоративной формы. Вырастить у себя на участке растение или целую группу растений в виде геометрических фигур, создать растительный мини-зоопарк или сказочную миниатюру - этот неполный перечень приемов поможет превратить даже самый скромный дачный уголок в настоящее произведение искусства.

Список использованной литературы

http://www.topiary.ru/ru/topiary/foreignexperience120/

http://www.sad-buduschego.ru/topiarnoe_iskusstvo

http://www.gardener.ru/?id=1020

Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.

История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.

Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.

страны юго-восточной Азии сегодня задают тон в развитии и совершенствовании топиарного искусства. Сады, скверы, парки и просто уличные газоны Гонконга, Куала-Лумпур, Сингапура, Чиангмай представляют собой истинные шедевры. В отличие от западных коллег, азиатские ландшафтные дизайнеры не боятся экспериментировать с объёмами, цветами, формами и композициями в целом. Тут можно увидеть множество уровней, различных форм, игру света и тени. А ежегодная цветочная выставка в Чиангмай – это праздник для любителей чудаковатых форм, новаторства и авангарда в мире садово-паркового искусства.

Возможные формы топиари.

Первой, и, пожалуй, самой популярной, является такая форма как живая изгородь. В ней выделяются следующие подвиды: бордюр (высота до 1 метра), изгороди (высота до 2,5 метров) и зелёные стены (высота более 2,5 метров). Это прекрасная форма, которая помимо декоративной функции выполняет ряд других задач по защите территории от пыли, грязи, ветра и шума.

Вторым видом топиари является создание правильных или простых геометрических форм: спиралей, шаров, кубов, пирамид, колонны, конусов, сердечек. Это приятная взору классика, которая украсит любой сад.

Третьим видом можно выделить более сложные формы топиари – фигуры людей, животных, абстрактные образы. Это уже, так сказать, высший пилотаж и проявление профессионализма и фантазии садовника. Такие топиари действительно произведения искусства, выполненные руками садового мастера.

Четвёртым видом являются различные авангардные и новаторские течения. Например, совмещенные стрижки с прививками для создания уникальных форм, где на одном штамбе произрастают зелёные, голубые и золотистые хвойные шары разного размера.

Растения, наиболее подходящие для создания топиари

Ниваки означает «садовое дерево». Это форма, которая выращивается в садовом грунте и является частью садового ландшафта. Высота ниваки может достигать нескольких метров.

Традиции и каноны в японском обществе занимают одни из самых важных мест, поэтому веками вырабатывались стили и стандарты формировки бонсаи и ниваки. Есть восемь канонических стилей ниваки, соблюдение которых священно для японского садовода.

  • Тёкан – классическая прямая форма. У дерева должен быть один прямой ствол.
  • Сокан («раздвоенный ствол») - представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону. Раздвоение должно начинаться сразу от земли.
  • Сякан (наклонный стиль) - отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле. Такие ниваки часто высаживаются на берегу водоёмов, чтобы дерево клонилось к воде.
  • Киотоская форма. Это форма возникла в городе Киото, когда при заготовке древесины криптомерии оставались пеньки, на которых из их поросли формировались новые стволы. В Японии такие ниваки создают из криптомерии, в Европе для этого подходит ель обыкновенная .
  • Моёги (извилистый ствол) - сложная и очень красивая форма ниваки, в которой ствол должен быть извивающимся в одной плоскости (как синусоида).
  • Кэнгай (поникающая форма) – форма, при которой ствол дерева направляют вниз, ниже основания ствола.
  • Котобуки - дорогая символичная форма, похожая очертаниями на иероглиф «счастье». Высаживают в японских садах как дерево-оберег.
  • Монкабури (дерево над входом) – такие ниваки формируют таким образом, чтобы одна нижняя ветка была очень длинной и располагалась горизонтально над входом в сад. В этом стиле формируют сосны . Такая форма ниваки считается символом удачи и успеха.

Как уже было сказано, классические традиции формировки ниваки очень почитаются в Японии, но после того как данное искусство начало укореняться в Европе, чётких стилей никто не придерживается. Европейский ниваки – это просто разновидность топиарного искусства. Основным мерилом тут выступает не архаичность, а красота. Европейские садоводы не придерживаются японского культа чисел и правила треугольника (на каждом стволе остаются только три ветки). Формировку японского ниваки начинают с раннего возраста растения и производят специальными маленькими ножницами. Европейские садоводы начинают обрезку дерева в 10-15 летнем возрасте (корда растение достигает необходимых размеров) и используют для этого сначала секатор и пилы , а потом уж садовые ножницы для стрижки. Также для фиксирования при формировании европейского ниваки используют не принятые в Японии бамбуковые палочки, а синтетические ленты.

Сформированное растение каждый год нуждается в стрижке. Кроме этого, все европейские ниваки, так же как и топиары, нуждаются в регулярных подкормках и защите от вредителей и болезней, особенно на этапе формирования.

Для создания ниваки используются как хвойные, так и лиственные растения. Европейские ниваки формируют из кедра гималайского (Cedrus deodara), кипарисовика Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana) ,

Ноу-хау в ландшафтном искусстве – деревья, специально сформированные в виде арок. Размер арки примерно 3 х 3 метра, но вы можете выбрать любой, в зависимости от ваших потребностей. Если вы приобретаете такую арку в питомнике, просто высаживаете две ее половинки там, где планировали, например, возле садовой дорожки, и связываете их верхушки. Подобным образом можно сформировать настоящую зеленую беседку. Для этого нужно высадить по кругу 6-8 растений (подойдут только крупные кустарники или деревья), когда они достигнуть нужной высоты, связать в центре их верхушки. С помощью обрезки формируется крыша и стены, а можно устроить открытую зеленую беседку, если удалять поросль со стволов.

Строгие формы (шары, кубы, конусы, спирали) используются для создания садов или отдельных зон сада, оформленных в регулярном стиле. Они могут быть сформированы и на штамбе.

Надо различать понятия «стрижка» и «обрезка». При обрезке имеют дело с каждой веткой индивидуально, работают секатором. Тут есть свои правила относительно того, как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обрабатывать ранки и другие. Очень подробные инструкции по обрезке можно найти в книгах о плодовых садах. Именно на примере плодовых растений эта тема разработана очень подробно. А стрижку называют еще «слепой обрезкой», когда не важно, где именно на ветках получаются срезы. Просто все растение подравнивается по установленным габаритам. В этом случае секатором уже не обойтись, ведь нужно срезать очень много веточек. Стрижку проводят садовыми ножницами, бензиновыми или электрическими кусторезами. Обрезку проводят обычно весной, а стрижку несколько раз за сезон.

В топиарном искусстве применяют и обрезку, и стрижку. Последняя используется на живых изгородях, строгих формах, таких как стриженые кубы, полусферы или пирамиды. Более кропотливая обрезка служит для создания садовых бонсаев, шпалер, растений в форме зонтиков и арок.

Растения для стрижки и формовки.

Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят для формовки в климатических условиях Московской области. Но не стоит отчаиваться, потому что и здесь есть ряд растений, которые можно с успехом превратить в шедевры садово-паркового искусства. Мы перечислим основные из них.

Из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Можжевельник казацкий очень подходит для устройства бордюров.

Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони. При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького куста – зеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки.

Используя вековой опыт и современные технологии стрижки растений, можно очень эффектно оформить свой сад. К любому ландшафтному стилю легко подобрать топиарные формы. Для регулярного сада подойдут строгие формы и стриженые бордюры, для пейзажного – арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

Компеляция составлена мной на основе статьи канд. биол. наук Светланы Чижовой и материалов сайта arsen-senya livejourmal.com

Искусство топиари - это один из видов ландшафтного дизайна, при котором деревьям и кустарникам придается какая-то форма: либо строго геометрическая, либо в форме животного, человека и т. п. Зеленые насаждения, подстриженные таким образом, могут украсить любой сад или парк, и они всегда привлекут к себе внимание.

Искусство топиари зародилось уже очень давно. Одно из 7 чудес света - знаменитые сады Семирамиды - яркий пример этого искусства. Настоящую популярность этот вид садового искусства получил во времена древнеримского государственного деятеля Цезаря. Первые в Риме деревья в стиле топиари появились именно в его саду, а после этого уже и остальные знатные римляне подхватили эту моду. Позже искусство топиари захватило всю Европу. Даже живые изгороди в садах при монастырях подстригались в стиле топиари. Версальский дворец до сих пор может похвастаться парком, оформленном в этом стиле.

В прошлом веке стали изготавливать каркасы из проволоки для оформления сложных фигур, и это искусство получило второе дыхание. Эти проволочные каркасы упростили работу садовников и расширили спектр применения зеленых фигур.

Искусство топиари делится на традиционное и новое. Традиционное - это когда над кустом или деревом устанавливается проволочная рамка нужной конфигурации, растение выходит за границы этой рамки, его подстригают по ее очертаниям. Новое искусство топиари - готовый проволочный каркас заполняется землей, и туда высаживаются нужные виды растений. Такие фигуры мобильны, их можно переставлять в разные места.

Сейчас очень модно высаживать скульптуры в стиле топиари в частных садах, так как это придает даже самому запущенному уголку некую упорядоченность и законченность. Искусство топиари подвластно не только профессионалам, но и любителям при наличии определенных навыков и инструментов.

Чтобы своими руками сделать зеленую скульптуру, можно использовать каркас. Начинать учиться делать такие фигуры нужно с простых геометрических форм. Практиковаться в стрижке деревьев можно на любом растении, но не забывайте, что это достаточно длительный процесс, и результат своих трудов вы увидите не очень скоро. Растение нужно не один год приучать к нужной форме, а затем эту форму поддерживать. На создание небольшой фигурки нужно потратить не менее 7 лет. Для этого вида садового искусства подходят немолодые деревца с достаточно развитой корневой системой.

При создании живой изгороди нужно обязательно учитывать климат. Если он недостаточно солнечный, стена живой изгороди обязательно должна быть под наклоном, иначе нижние ветви не смогут получать солнечный свет в достаточном количестве. Интересное решение, когда в создании живой изгороди применяется несколько видов растений. Это делает цветовую палитру композиции более разнообразной.

Нужно помнить, что стрижка ветвей - это стресс для растений. Чтобы дерево не начало болеть, за один раз рекомендуется снимать не более трети его кроны. Доводить форму до совершенства нужно постепенно. Уход за такими растениями должен быть более тщательным. Кроме регулярной стрижки кроны, обязательны полив и подкормка.

Искусство топиари - это увлечение, требующее терпения, фантазии и определенных навыков. Зато результат будет радовать глаз и доставлять эстетическое наслаждение.

Топиар и топиарий – в чём разница? По своему звучанию эти два слова практически одинаковы, но их различает содержание. Топиар (реже, топиари) – это кустарниковая скульптура (из живых растений). Топиарий - искусственно созданное "европейское дерево" или «дерево счастья», «хенд-мейд» (hand made) - «сделано вручную»

История возникновения топиарного искусства.
Топиарное искусство – это не только искусство садово-паркового оформления (деревья и кустарники, подстриженные в виде геометрических или скульптурных фигур), но и искусственно созданные «деревья счастья» для украшения интерьера помещений.
Ещё в Древней Персии садовники рабы изменяли естественные формы растений, деревьев. Позже это искусство распространилось в Египет и затем в Рим с потоком рабов из Персии и Египта. И уже в Риме это садово-парковое искусство приобрело название «топиар» - по названию обрабатываемого участка «topos» - место , а раба садовника стали называть «topiarus ».

С закатом Римской империи топиарное искусство практически прекратило своё существование, а своё второе рождение получило уже в Европе, расцвет которого пришёлся на XVII век. В это время был создан знаменитый дворцово-парковый ансамбль в Версале (Франция)
В России топиарное искусство появилось при правлении Петра I.

Ещё недавно, под топиарным искусством подразумевалось только фигурная стрижка кустарников и деревьев. Сейчас искусство обрело новые направления, это скульптурный (живой) топиар и искусственный (рукодельный) топиарий.

Чтобы растения в скульптуре или композиции не мешали друг другу, а развивались гармонично, необходимо подбирать с учётом сочетания их между собой, адаптации к климату, ландшафту местности, способу ухода. Выбранные растения должны дополнять друг друга в цветовой гамме, в высоте, в сроках цветения.
Растения, предназначенные для создания живых скульптур, подбирают таким образом, чтобы стрижка не могла навредить их естественному росту. Наполненность и плотность в живых скульптурах добиваются прививками на основное растение и дополнительным высаживанием в каркасные формы ковровых растений.
Исходным материалом для изготовления топиаров служат растения не моложе 2-3 лет. В таком возрасте растения уже хорошо переносят стрижку.


Формы топиарного искусства.


Самой популярной формой топиара является живая изгородь, арки, лабиринты. Они выполняют роль не только декоративную, но и функциональную: защищают от пыли, ветра, солнца, разделяют пространство, выполняют роль природного забора.


Не менее популярен ещё один вид топиара – создание деревьев, кустарников с чёткими формами крон: это могут быть шарообразная или кубическая формы, трапециевидные или конусные.

Особенно выделяются по своей сложности исполнения топиарные фигуры людей, животных, предметов. Эти скульптуры выполнены на каркасе и состоят из нескольких видов растений. В таком искусстве требуется не только фантазия садовника, но и профессионализм. Эти топиари – настоящее чудо произведения искусства. Потрясающие скульптуры из растений, созданные руками людей, привлекают внимание разнообразием форм.
Приёмы прививки, совмещённые со стрижкой растений дают нам возможность любоваться шедеврами живых скульптур.


В топиарном искусстве особое место занимает садовый бонсай, а также выращивание карликовых деревьев в небольших поддонах, горшках. Традиция этого искусства к нам пришла из Японии и Китая.

Восточные мотивы сейчас очень популярны в Европе. Специальным образом подстриженные деревья придают Европейским паркам колорит Востока.

Садовые бонсаи обычно применяются в качестве акцентирующих композиций в общем ландшафте.

Карликовый бонсай является украшением помещений.

В конце XX века стало модным украшать сады, парки, дома цветами, сооружать цветочные скульптуры, подстригать горшечные растения, изготавливать искусственные деревца.
Маленькие топиари стали предметом дизайна интерьеров.

Одними из таких топиариев стали «европейские деревья» или «деревья счастья». Эти деревца ручной работы, изготавливают их из чего угодно и название такому деревцу дали топиарий.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...