Заключение топиарное искусство. Длительный и увлекательный процесс. Растения, наиболее подходящие для создания топиари

Топиар и топиарий – в чём разница? По своему звучанию эти два слова практически одинаковы, но их различает содержание. Топиар (реже, топиари) – это кустарниковая скульптура (из живых растений). Топиарий - искусственно созданное "европейское дерево" или «дерево счастья», «хенд-мейд» (hand made) - «сделано вручную»

История возникновения топиарного искусства.
Топиарное искусство – это не только искусство садово-паркового оформления (деревья и кустарники, подстриженные в виде геометрических или скульптурных фигур), но и искусственно созданные «деревья счастья» для украшения интерьера помещений.
Ещё в Древней Персии садовники рабы изменяли естественные формы растений, деревьев. Позже это искусство распространилось в Египет и затем в Рим с потоком рабов из Персии и Египта. И уже в Риме это садово-парковое искусство приобрело название «топиар» - по названию обрабатываемого участка «topos» - место , а раба садовника стали называть «topiarus ».

С закатом Римской империи топиарное искусство практически прекратило своё существование, а своё второе рождение получило уже в Европе, расцвет которого пришёлся на XVII век. В это время был создан знаменитый дворцово-парковый ансамбль в Версале (Франция)
В России топиарное искусство появилось при правлении Петра I.

Ещё недавно, под топиарным искусством подразумевалось только фигурная стрижка кустарников и деревьев. Сейчас искусство обрело новые направления, это скульптурный (живой) топиар и искусственный (рукодельный) топиарий.

Чтобы растения в скульптуре или композиции не мешали друг другу, а развивались гармонично, необходимо подбирать с учётом сочетания их между собой, адаптации к климату, ландшафту местности, способу ухода. Выбранные растения должны дополнять друг друга в цветовой гамме, в высоте, в сроках цветения.
Растения, предназначенные для создания живых скульптур, подбирают таким образом, чтобы стрижка не могла навредить их естественному росту. Наполненность и плотность в живых скульптурах добиваются прививками на основное растение и дополнительным высаживанием в каркасные формы ковровых растений.
Исходным материалом для изготовления топиаров служат растения не моложе 2-3 лет. В таком возрасте растения уже хорошо переносят стрижку.


Формы топиарного искусства.


Самой популярной формой топиара является живая изгородь, арки, лабиринты. Они выполняют роль не только декоративную, но и функциональную: защищают от пыли, ветра, солнца, разделяют пространство, выполняют роль природного забора.


Не менее популярен ещё один вид топиара – создание деревьев, кустарников с чёткими формами крон: это могут быть шарообразная или кубическая формы, трапециевидные или конусные.

Особенно выделяются по своей сложности исполнения топиарные фигуры людей, животных, предметов. Эти скульптуры выполнены на каркасе и состоят из нескольких видов растений. В таком искусстве требуется не только фантазия садовника, но и профессионализм. Эти топиари – настоящее чудо произведения искусства. Потрясающие скульптуры из растений, созданные руками людей, привлекают внимание разнообразием форм.
Приёмы прививки, совмещённые со стрижкой растений дают нам возможность любоваться шедеврами живых скульптур.


В топиарном искусстве особое место занимает садовый бонсай, а также выращивание карликовых деревьев в небольших поддонах, горшках. Традиция этого искусства к нам пришла из Японии и Китая.

Восточные мотивы сейчас очень популярны в Европе. Специальным образом подстриженные деревья придают Европейским паркам колорит Востока.

Садовые бонсаи обычно применяются в качестве акцентирующих композиций в общем ландшафте.

Карликовый бонсай является украшением помещений.

В конце XX века стало модным украшать сады, парки, дома цветами, сооружать цветочные скульптуры, подстригать горшечные растения, изготавливать искусственные деревца.
Маленькие топиари стали предметом дизайна интерьеров.

Одними из таких топиариев стали «европейские деревья» или «деревья счастья». Эти деревца ручной работы, изготавливают их из чего угодно и название такому деревцу дали топиарий.

Мало кто знает, что бордюры зеленых ограждений, часто попадающиеся нам на глаза в городских парках – это целое искусство, а точнее – топиарное искусство.

Топиар, или как его на японский манер иногда называют – топиари – это изменение естественной геометрической формы растений. На практике, так называют садовые работы по фигурной обрезке и стрижке деревьев и кустарников.

В нашей стране аккуратно подстриженные ленты кустарника – непременный атрибут украшения государственных общественных учреждений. Этот городской элемент ландшафтного дизайна сохранился еще с советских времен и совершенно не утратил своей актуальности, что не удивительно: традиция использовать ухоженные сады из сформованных растений как символ незыблемости власти, процветания и богатства зародилась еще в древнеримской империи.

История формирования топиара, зарождение и развитие

Мы никогда не узнаем, где и когда садовод создал из обычного дерева или кустарника первую растительную скульптуру, но расцвет этого вида искусства начался еще в Древнем Риме. В те времена империя порабощала обширные территории, и вместе с новыми народами впитывала свежие веяния в искусстве и культуре.

Украшение сада растениями, стриженными в особые геометрические формы, быстро вошло в моду.

Все состоятельные граждане империи увлекались топиаром. Желая подчеркнуть власть, богатство и украсить свое жилье, они заказывали садовые работы особым мастерам – топиариям. Эти искусные скульпторы-растениеводы столь виртуозно владели садовыми инструментами, что могли в считанные часы превратить обыкновенные заросли тиса, мирта, самшита или розмарина в строгие геометрические формы или фигуры людей и животных.

[!] Название профессии топиарий образовано от греческого «топос» (место, местность, ландшафт) и в современных реалиях может быть переведено как – ландшафтник или ландшафтный дизайнер.

Таким образом, зародившись еще во времена Римской империи, топиар навсегда прижился на территории Европы. Конечно, этот вид искусства не был одинаково востребован. В период средневековья вместе с общим упадком культуры, садовая скульптура сводилась к простейшим оградкам из кустов и стрижке газонов.

Однако в период итальянского возрождения топиар снова набирает популярность. В украшении парков и скверов вновь появляются элементы строгой геометрической формы.

Кроме создания зеленых стен и живых изгородей в садоводстве тех времён впервые используется стрижка деревьев и кустарников в виде симметричных конусов, шаров и пирамид.

Своего максимального расцвета классический топиар достиг с развитием барокко. Сложные композиции зеленого ковра из причудливо остриженных насаждений украсили собой множество дворцов и богатых вилл Италии и Франции. Подобные произведения топиарного искусства стало принято называть французским парковым стилем.

В петровские времена, вместе с прочими европейскими веяниями искусства и культуры, регулярные французские парки появились и в России. В первую очередь – как украшение резиденции царствующей семьи в столице того времени Санкт-Петербурге. Одним из известнейших произведений топиара того времени является садово-парковая зона Петергофского дворца.

В начале девятнадцатого века садовая скульптура вновь немного утратила свои позиции. На контрасте с регулярными французскими парками в моду входят «дикие» английские парки. Основная идея нового стиля заключалась в облагораживании естественной красоты живой природы без каких-либо искусственных форм. Однако отказ от прекрасных растительных скульптур продлился не долго. Уже в конце девятнадцатого века интерес к топиару вспыхнул с новой силой и не утихает до сих пор.

Практически в любом городе мира можно встретить как отдельные произведения, так и парковые ансамбли созданные при помощи топиарного садового искусства.

[!] Приемы планировки регулярных французских и пейзажных английских парков, как и их сочетание стали основой современного ландшафтного дизайна.

Впрочем, рассматривая топиар в широком понимании этого стиля, необходимо упомянуть о его восточных корнях.

Китайские мастера превратили формирование кроны деревьев в искусство еще две тысячи лет назад. Чуть позже создание миниатюрных деревьев распространилось и получило дальнейшее развитие в Японии.

Сегодня традиционное искусство бонсаи (миниатюрное деревце на блюде), как и ниваки (деревце в саду) стало популярным далеко за пределами исторической родины. Выращивание карликовых сосен, кедров и кипарисов быстро вошло в моду и стало составляющей ландшафтного дизайна в Европе, Америке и у нас в России.

Классический бансаи и ниваки, это не только художественное творчество, но и философия, построенная на многовековой культуре. Сама фигуры миниатюрного растения, направление ствола, расположение и даже количество ветвей – все должно соответствовать стилю и вписываться в строгие каноны. Японские садоводы за долгие годы поиска выработали восемь символичных композиций:

  • Тёкан – строгая форма, крона формируется вокруг единственного ствола;
  • Сякан – одинокий ствол растет с наклоном к земле;
  • Сокан – деревце с раздвоенным от земли стволом;
  • Моёги – ствол дерева изгибается подобно ползущей змее;
  • Кэнгай – вершина ствола клонится ниже уровня земли;
  • Котобуки – деревце оберег, сплетением ветвей образующее иероглиф счастье;
  • Монкабури – дерево над входом в сад, с горизонтальной нижней ветвью;
  • Киотская форма – молодое деревце формируется на пеньке криптомерии.

Конечно современные мастера топиара не придают этим тонкостям особого значения. Находясь в постоянном эксперименте, молодые художники смело придумывают новые формы, при этом черпая вдохновение у японских мастеров. Создание классического бонсаи – кропотливый ритуал, начинающийся с момента появления ростка из земли. Тогда как европейские мастера топиара предпочитают формировать крону уже выросшего до нужных размеров дерева. При этом они используют весь арсенал современных инструментов и технологий, а не только ножнички и архаичные бамбуковые распорки.

Впрочем, кроме экзотичного бансаи, восточные садовники практикуют и вполне привычные приемы топиара. Японские сады Дзен или, как их называют, сады камней часто декорируются кустарниками, аккуратно остриженными в европейской манере. Причем используют как фигурную стрижку – карикоми, так и строгие кубические формы с плоскими гранями – хакозакари. Мастера, создающие сады Дзен, стремятся достичь совершенства. Композиции, сочетающие камень и формованные растения, одинаково прекрасны в любое время года: и зеленым летом, и снежной зимой.

Технологии выращивания и уход за топиарными произведениями

Техника создания растительной скульптуры практически не изменялась на протяжении веков. Классической методикой, практикующейся со времен древнего Рима, является стрижка и обрезка. Хотя эти понятия звучат как синонимы, методика работы с растением в корне различна.

Изготовление топиара начинается с обрезки. Удаление ветвей служит для первоначального придания зеленой скульптуре желаемой формы. Процедура проводится ранней весной, когда растение еще спит и не сильно страдает от нанесенных повреждений. Садовод работает секатором или садовой пилой, по отдельности удаляя лишние ветви.

Обрезка ведется очень аккуратно: кроме общей формы в расчет приходится брать качество ветвей, расположение почек и общее состояние растения. Кроме того, чтобы культура не погибла желательно проводить санитарную обработку наиболее крупных срезов-ран. Процесс сродни обрезке и уходу за плодовыми деревьями и подчиняется тем же правилам.

Стрижка применяется для придания финишной формы крупным объемам, и для нее используют более производительные инструменты. В ход идут крупные садовые ножницы, а чаще электрические или бензиновые кусторезы. Стрижка проводится по мере необходимости, для восстановления четкости формы. Как правило, это происходит несколько раз за сезон, а удаляются все лишние веточки без разбора.

[!] Стрижка повреждает ветви и удаляет листья, необходимые для жизни растения. Для того чтобы не нанести непоправимый вред, ни в коем случае нельзя за один раз удалять более одной трети от кроны культуры.

Стрижкой очень удобно выводить крупные плоскости, вроде стен зеленых ограждений. Стоит упомянуть, что для упрощения процесса иногда применяются специальные сетчатые каркасы, ограничивающие зону действия режущего инструмента. При помощи подобного трафарета придать кустарнику несложную форму может практически любой садовод.

Впрочем, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже для того чтобы создать простой зеленый бордюр необходимо потратить много времени и усилий. Сначала нужно с четко заданной частотой высадить и выходить отдельные экземпляры кустарника, а затем на протяжении многих лет подрезкой кропотливо загущать их кроны, формируя цельный объем.

Если вы решите заняться топиаром на своем приусадебном участке, то учтите, что не все виды кустарников и деревьев одинаково хорошо поддаются художественной обработке.

Крона растения должна быть образована множеством густых переплетающихся ветвей, долго сохранять свою форму, а после стрижки покрываться свежей зеленой листвой. Необходимо учесть, что породы с крупной листвой годятся лишь для простых геометрических фигур и грубых форм. Детализированные скульптуры можно создать из растений с густыми тонкими ветвями и мелкой листвой.

Виды кустарников и деревьев в соответствии с типом топиара:

  • Для невысоких, до полуметра бордюров подойдет бирючина обыкновенная, бересклет карликовый, жимолость мелколистная, бересклет японский, самшит обыкновенный, жимолость блестящая, самшит вечнозеленый.
  • Для изгородей высотой до полутора метров годится акация желтая, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вяз приземистый, кизил обыкновенный, жимолость обыкновенная, кизильник обыкновенный, сирень обыкновенная.
  • Для живых изгородей высотой до трех метров выращиваются: граб обыкновенный, клен полевой, яблоня ягодная сибирская, шелковица белая, лавр благородный, пихта обыкновенная, туя восточная, тис ягодный, туя западная.
  • Деревья, подходящие для фигурной стрижки кроны: граб обыкновенный, лавр благородный, дуб каменный, тис обыкновенный, лох колючий, смородина альпийская, барбарис самшитолистный, самшит обыкновенный;
  • Деревья для штамба с формуемой кроной и высотой более полутора метров: клен остролистный, граб обыкновенный, липа, яблоня сибирская, шелковица белая, лавр камфорный, дуб каменный;
  • Деревья с невысоким штамбом до полутора метров, пригодные для топиара: боярышник обыкновенный, рябина обыкновенная, ясень цветочный, черемуха обыкновенная, самшит обыкновенный, бирючина японская, тис ягодный.
  • Карликовые древесные породы для топиара в штамбованной форме: бирючина обыкновенная, смородина золотистая, сирень обыкновенная.

Конечно, отдельные экземпляры топиарного искусства можно просто приобрести в специализированном магазине. Это может быть штамбовое деревце с шаровидной кроной, экзотичный бансаи или куст в виде забавного животного.

Главное не забывать, что топиарный экземпляр капризнее обычных растений, и предъявляет повышенные требования к качеству почвы, освещенности участка и поливу. Без регулярной стрижки крона очень быстро растеряет первоначальную красоту, а значит, за ней придется постоянно ухаживать. Кроме того удаление ветвей ослабляет растение, поэтому все садовые скульптуры требуют защиты от болезней и регулярной подкормки.

Ландшафтный дизайн постоянно развивается. Постоянно появляются новые формы растительного искусства. Из интересных направлений современного топиара нужно упомянуть деревья, выращенные на шпалере. Мастера топиара, изгибая ветви и закрепляя их на экране-каркасе, формируют крону растения в одной плоскости. Такие деревья занимают на участке немного места и выглядят очень декоративно.

Топиари - древнейшее ландшафтное искусство. В руках опытных художников каркасы превращаются в настоящие произведения искусства: замысловатые фигуры животных, предметы и фантастические существа, которые идеально впишутся в любой двор.

25. Слово «топиари» произошло от латинского обозначения декоративного садовника, который создавал «топии», что означало «места»


24. Во времена Древнего Рима топиарными садами занимались рабы. Позднее, богатые землевладельцы нанимали профессиональных садовников, которые поддерживали красоту в садах.


23. Эти удивительные статуи джаз-оркестра находятся в Century Park в Шанхае.


22. Гигантский замок из растений расположен в Олимпийских садах Пекина, Китай.


21. Американский компактный стиль топиари был представлен в 1962 году в Диснейленде, Калифорния.


20. Тайвань - еще одно место, где скульптуры из растений набирают все большую популярность. Гигантские совы, состоящие из большого числа различных видов растений, находятся в Наньтоу.


19. Топиари по мотивам знаменитой картины Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», расположенные в парке Columbus Topiary в штате Огайо.


18. Это стадо слонов, пожалуй, одно из самых впечатляющих творений знаменитого английского мастера топиари Стива Мэннинга. Среди его работ можно найти жирафов, гиппопотамов, львов, коров, волков и даже волшебника, выполненного в духе Гарри Поттера.


17. Топиари в виде группы Битлз украшает островок безопасности на железнодорожной станции South Parkway в Ливерпуле, Англия.


16. Никому наверняка неизвестно, где появились первые топиари. Самые ранние рисунки, изображающие топиари, были обнаружены на стенах древних римских гробниц. Кроме того, известно, что древний Китай также практиковал этот вид искусства.


15. Этот милый хамелеон состоит из эчеверии и альтернантеры.


14. Топиари был особенно популярен среди богачей Римской империи, мода украшать свои сады скульптурами из растений продержалась вплоть до 18 века.


13. В сочетании с водоемами, топиари может стать настоящим шедевром.


12. Самые сложные топиари обычно требуют до нескольких лет напряженной работы. Для создания этой скульптуры потребовалось 10 лет.


11. Садовый пруд с дельфином, оседлавшим струи воды в Олимпийском саду, Пекин, Китай.


10. Чтобы сделать ландшафт более ярким и красочным, топиари обычно сочетают с обычными цветочными клумбами.


9. Самые впечатляющие примеры топиари можно увидеть на арт-фестивале Mosaïcultures Internationales в Монреале.


8. Одна из целей этого арт-фестиваля - объединить всех любителей садоводства и ландшафтного дизайна со всего мира.


7. Территория штаб-квартиры Williams F1 в Оксфордшире украшена изгородью в форме болидов Формулы 1.


6. Топиари часто мелькает в поп-культуре. В фильме Тима Бартона «Эдвард руки-ножницы», Эдвард обладает природным даром для этого вида искусства. На протяжении всего фильма показываются многочисленные примеры таких скульптур.


5. Особые фигурные каркасы из проволок обычно используются начинающими любителями топиари.


4. Вечнозеленые кустарники с маленькими блестящими листьями являются самыми популярными растениями, которые применяются в топиари.


3. Еще один впечатляющий пример топиари - прекрасный принц и Золушка на мосту между Великобританией и Францией.


2. Эти милые свинки были созданы художником Стивеном Мэннингом специально для принца Чарльза.

Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.

История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.

Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.

страны юго-восточной Азии сегодня задают тон в развитии и совершенствовании топиарного искусства. Сады, скверы, парки и просто уличные газоны Гонконга, Куала-Лумпур, Сингапура, Чиангмай представляют собой истинные шедевры. В отличие от западных коллег, азиатские ландшафтные дизайнеры не боятся экспериментировать с объёмами, цветами, формами и композициями в целом. Тут можно увидеть множество уровней, различных форм, игру света и тени. А ежегодная цветочная выставка в Чиангмай – это праздник для любителей чудаковатых форм, новаторства и авангарда в мире садово-паркового искусства.

Возможные формы топиари.

Первой, и, пожалуй, самой популярной, является такая форма как живая изгородь. В ней выделяются следующие подвиды: бордюр (высота до 1 метра), изгороди (высота до 2,5 метров) и зелёные стены (высота более 2,5 метров). Это прекрасная форма, которая помимо декоративной функции выполняет ряд других задач по защите территории от пыли, грязи, ветра и шума.

Вторым видом топиари является создание правильных или простых геометрических форм: спиралей, шаров, кубов, пирамид, колонны, конусов, сердечек. Это приятная взору классика, которая украсит любой сад.

Третьим видом можно выделить более сложные формы топиари – фигуры людей, животных, абстрактные образы. Это уже, так сказать, высший пилотаж и проявление профессионализма и фантазии садовника. Такие топиари действительно произведения искусства, выполненные руками садового мастера.

Четвёртым видом являются различные авангардные и новаторские течения. Например, совмещенные стрижки с прививками для создания уникальных форм, где на одном штамбе произрастают зелёные, голубые и золотистые хвойные шары разного размера.

Растения, наиболее подходящие для создания топиари

Ниваки означает «садовое дерево». Это форма, которая выращивается в садовом грунте и является частью садового ландшафта. Высота ниваки может достигать нескольких метров.

Традиции и каноны в японском обществе занимают одни из самых важных мест, поэтому веками вырабатывались стили и стандарты формировки бонсаи и ниваки. Есть восемь канонических стилей ниваки, соблюдение которых священно для японского садовода.

  • Тёкан – классическая прямая форма. У дерева должен быть один прямой ствол.
  • Сокан («раздвоенный ствол») - представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону. Раздвоение должно начинаться сразу от земли.
  • Сякан (наклонный стиль) - отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле. Такие ниваки часто высаживаются на берегу водоёмов, чтобы дерево клонилось к воде.
  • Киотоская форма. Это форма возникла в городе Киото, когда при заготовке древесины криптомерии оставались пеньки, на которых из их поросли формировались новые стволы. В Японии такие ниваки создают из криптомерии, в Европе для этого подходит ель обыкновенная .
  • Моёги (извилистый ствол) - сложная и очень красивая форма ниваки, в которой ствол должен быть извивающимся в одной плоскости (как синусоида).
  • Кэнгай (поникающая форма) – форма, при которой ствол дерева направляют вниз, ниже основания ствола.
  • Котобуки - дорогая символичная форма, похожая очертаниями на иероглиф «счастье». Высаживают в японских садах как дерево-оберег.
  • Монкабури (дерево над входом) – такие ниваки формируют таким образом, чтобы одна нижняя ветка была очень длинной и располагалась горизонтально над входом в сад. В этом стиле формируют сосны . Такая форма ниваки считается символом удачи и успеха.

Как уже было сказано, классические традиции формировки ниваки очень почитаются в Японии, но после того как данное искусство начало укореняться в Европе, чётких стилей никто не придерживается. Европейский ниваки – это просто разновидность топиарного искусства. Основным мерилом тут выступает не архаичность, а красота. Европейские садоводы не придерживаются японского культа чисел и правила треугольника (на каждом стволе остаются только три ветки). Формировку японского ниваки начинают с раннего возраста растения и производят специальными маленькими ножницами. Европейские садоводы начинают обрезку дерева в 10-15 летнем возрасте (корда растение достигает необходимых размеров) и используют для этого сначала секатор и пилы , а потом уж садовые ножницы для стрижки. Также для фиксирования при формировании европейского ниваки используют не принятые в Японии бамбуковые палочки, а синтетические ленты.

Сформированное растение каждый год нуждается в стрижке. Кроме этого, все европейские ниваки, так же как и топиары, нуждаются в регулярных подкормках и защите от вредителей и болезней, особенно на этапе формирования.

Для создания ниваки используются как хвойные, так и лиственные растения. Европейские ниваки формируют из кедра гималайского (Cedrus deodara), кипарисовика Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana) ,

Ноу-хау в ландшафтном искусстве – деревья, специально сформированные в виде арок. Размер арки примерно 3 х 3 метра, но вы можете выбрать любой, в зависимости от ваших потребностей. Если вы приобретаете такую арку в питомнике, просто высаживаете две ее половинки там, где планировали, например, возле садовой дорожки, и связываете их верхушки. Подобным образом можно сформировать настоящую зеленую беседку. Для этого нужно высадить по кругу 6-8 растений (подойдут только крупные кустарники или деревья), когда они достигнуть нужной высоты, связать в центре их верхушки. С помощью обрезки формируется крыша и стены, а можно устроить открытую зеленую беседку, если удалять поросль со стволов.

Строгие формы (шары, кубы, конусы, спирали) используются для создания садов или отдельных зон сада, оформленных в регулярном стиле. Они могут быть сформированы и на штамбе.

Надо различать понятия «стрижка» и «обрезка». При обрезке имеют дело с каждой веткой индивидуально, работают секатором. Тут есть свои правила относительно того, как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обрабатывать ранки и другие. Очень подробные инструкции по обрезке можно найти в книгах о плодовых садах. Именно на примере плодовых растений эта тема разработана очень подробно. А стрижку называют еще «слепой обрезкой», когда не важно, где именно на ветках получаются срезы. Просто все растение подравнивается по установленным габаритам. В этом случае секатором уже не обойтись, ведь нужно срезать очень много веточек. Стрижку проводят садовыми ножницами, бензиновыми или электрическими кусторезами. Обрезку проводят обычно весной, а стрижку несколько раз за сезон.

В топиарном искусстве применяют и обрезку, и стрижку. Последняя используется на живых изгородях, строгих формах, таких как стриженые кубы, полусферы или пирамиды. Более кропотливая обрезка служит для создания садовых бонсаев, шпалер, растений в форме зонтиков и арок.

Растения для стрижки и формовки.

Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят для формовки в климатических условиях Московской области. Но не стоит отчаиваться, потому что и здесь есть ряд растений, которые можно с успехом превратить в шедевры садово-паркового искусства. Мы перечислим основные из них.

Из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Можжевельник казацкий очень подходит для устройства бордюров.

Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони. При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького куста – зеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки.

Используя вековой опыт и современные технологии стрижки растений, можно очень эффектно оформить свой сад. К любому ландшафтному стилю легко подобрать топиарные формы. Для регулярного сада подойдут строгие формы и стриженые бордюры, для пейзажного – арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

Компеляция составлена мной на основе статьи канд. биол. наук Светланы Чижовой и материалов сайта arsen-senya livejourmal.com

Искусство топиари - это один из видов ландшафтного дизайна, при котором деревьям и кустарникам придается какая-то форма: либо строго геометрическая, либо в форме животного, человека и т. п. Зеленые насаждения, подстриженные таким образом, могут украсить любой сад или парк, и они всегда привлекут к себе внимание.

Искусство топиари зародилось уже очень давно. Одно из 7 чудес света - знаменитые сады Семирамиды - яркий пример этого искусства. Настоящую популярность этот вид садового искусства получил во времена древнеримского государственного деятеля Цезаря. Первые в Риме деревья в стиле топиари появились именно в его саду, а после этого уже и остальные знатные римляне подхватили эту моду. Позже искусство топиари захватило всю Европу. Даже живые изгороди в садах при монастырях подстригались в стиле топиари. Версальский дворец до сих пор может похвастаться парком, оформленном в этом стиле.

В прошлом веке стали изготавливать каркасы из проволоки для оформления сложных фигур, и это искусство получило второе дыхание. Эти проволочные каркасы упростили работу садовников и расширили спектр применения зеленых фигур.

Искусство топиари делится на традиционное и новое. Традиционное - это когда над кустом или деревом устанавливается проволочная рамка нужной конфигурации, растение выходит за границы этой рамки, его подстригают по ее очертаниям. Новое искусство топиари - готовый проволочный каркас заполняется землей, и туда высаживаются нужные виды растений. Такие фигуры мобильны, их можно переставлять в разные места.

Сейчас очень модно высаживать скульптуры в стиле топиари в частных садах, так как это придает даже самому запущенному уголку некую упорядоченность и законченность. Искусство топиари подвластно не только профессионалам, но и любителям при наличии определенных навыков и инструментов.

Чтобы своими руками сделать зеленую скульптуру, можно использовать каркас. Начинать учиться делать такие фигуры нужно с простых геометрических форм. Практиковаться в стрижке деревьев можно на любом растении, но не забывайте, что это достаточно длительный процесс, и результат своих трудов вы увидите не очень скоро. Растение нужно не один год приучать к нужной форме, а затем эту форму поддерживать. На создание небольшой фигурки нужно потратить не менее 7 лет. Для этого вида садового искусства подходят немолодые деревца с достаточно развитой корневой системой.

При создании живой изгороди нужно обязательно учитывать климат. Если он недостаточно солнечный, стена живой изгороди обязательно должна быть под наклоном, иначе нижние ветви не смогут получать солнечный свет в достаточном количестве. Интересное решение, когда в создании живой изгороди применяется несколько видов растений. Это делает цветовую палитру композиции более разнообразной.

Нужно помнить, что стрижка ветвей - это стресс для растений. Чтобы дерево не начало болеть, за один раз рекомендуется снимать не более трети его кроны. Доводить форму до совершенства нужно постепенно. Уход за такими растениями должен быть более тщательным. Кроме регулярной стрижки кроны, обязательны полив и подкормка.

Искусство топиари - это увлечение, требующее терпения, фантазии и определенных навыков. Зато результат будет радовать глаз и доставлять эстетическое наслаждение.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...