Проект однодневный лекарственные растения в старшей группе. Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "растения, которые нас лечат". Стратегия осуществления проекта

Экологический проект: «Лекарственные растения Дона»


Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.

Описание работы: Данный проект, рассчитан на детей 5 – 6 лет, родителей, воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: Познавательно – поисковый, творческий, детский.

Цель проекта: Ознакомление с лекарственными растениями, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи проекта:
- Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
- Развивать связную речь в процессе наблюдения и обследования лекарственных растений, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Ознакомить с правилами сбора лекарственных растений и правильным хранением.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природоохранное поведение и уважение к законам природы; стремление радоваться успехам друг друга.

Актуальность.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья-
Те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни.
В.Лукша

Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний является ароматерапия и фитотерапия. Фитотерапия-это оздоровление лекарственными травами и о лечебных свойствах этих природных целителей, мы решили узнать подробней, а так же о растениях, растущих в нашем крае, ведь и на территории детского сада встречаются наши друзья - лекарственные растения
Дети с малого возраста должны верить в то, что природа – лучший друг и к лекарствам нужно прибегать только в случае крайней необходимости. Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Но недостаточная осведомлённость детей о свойствах лекарственных растений нашего края, экологическая безграмотность родителей – всё это приводит к тому, что дети часто болеют, не укрепляют свой организм, не применяют природные витамины, содержащиеся в растениях нас окружающих.
О целебной силе лекарственных трав есть смысл рассказывать даже младшим дошколятам. А об использовании полезных растений, овощей и плодов для профилактики болезней и здорового питания - тем более.
Началом моей работы было знакомство с растительным миром нашего края, а именно с лекарственными растениями, которыми так богата наша донская степь, их разнообразием и целебными свойствами
Много трав растёт полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

Мотивационный момент

Если дети, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

- Занятие по экологии «Лекарственные растения Дона»
Цель: Выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

- Показ презентаций: «Лекарственные растения», «Как лечили муравьишку»
Цель: Обогащение знаний о лекарственных растениях и способах применения.

- Эстафета: «Кто быстрей соберёт ромашку»
Цель: Развитие двигательных навыков, закрепление знаний о ромашке аптечной

- Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, зверобой, корень валерьяны, душица, одуванчик, черёмуха)
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

- Чтение литературных произведений:
А. Н. Плещеев « Золотой луг»
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»
Заучивание загадок и стихов о растениях.

- Опыты и поисково-исследовательская деятельность:
На территории детского сада ищем полезные растения.
Наблюдаем, как растет одуванчик, подорожник.
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Консультация для родителей «Народная медицина у нас под ногами»

- Целевая экскурсия по территории детского сада.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего детского сада, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем краю, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

- Занятия по ИЗО деятельности:
- «Одуванчик» - рисование.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Вершки – корешки», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях.

- Создание Красной книги.
Цель: Закрепить знания о растениях, занесённых в Красную книгу.

- Работа с родителями.
Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.

- Посадка семян цветов Календулы на участке детского сада. Привлечение родителей к озеленению.
Цель: Закрепление знаний о посадке растений и уходе за ними.

Вывод.
«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством»,- утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. В ходе нашего проекта у детей проявился интерес к особенностям жизни и развития лекарственных растений. Появилось желание самостоятельно выполнять уход за растениями в группе и на участке.
Расширились навыки поисково - познавательной деятельности. Расширился словарный запас, научились находить и различать лекарственные растения. Родители стали более активно принимать участие в экологических мероприятиях.
Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир – аптека…»
Действительно, куда бы мы не пошли - в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок, везде можно встретить лекарственные растения и полученные знания от проекта, думаю, пригодятся.
Крепкого вам всем здоровья!

Мария Рогожкина

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые произрастают на площадке природы ДОУ.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Сроки выполнения проекта: 1 неделя.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители.

Задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Активизировать словарь детей, побуждая их задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;

Стимулировать желание применять в игровой деятельности полученные знания;

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: демонстрация картинок;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания;

I этап.

1. Беседа «Лекарственные растения»

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

2. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5. Опыты и поисково-исследовательская деятельность:

1. На территории детского сада ищем полезные растения.

2. Наблюдаем, как растет подорожник.

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – мать- мачеха»

Цели: познакомить детей с лекарственным растением - мать- мачеха, с ее внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы мать - и - мачехи, для того чтобы она росла. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.


2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Одуванчик – листья, корень

Ромашка – цветы

Мать - и - мачеха – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Целевая экскурсия по территории детского сада.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Предварительная работа:

Беседы о пользе применения растений в лечебных целях, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.

Словарная работа:

Отвар, настой, лекарственные растения.

Ход экскурсии

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек (показываю ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти лекарственные растения, которые мы с вами знаем.

Цветами можно не только любоваться,

Ведь лес как сказочное царство!

Здесь кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.

А зачем и как лечить, я могу вас научить!

Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в ваших краях?

Я приготовила для вас загадки, а вы с помощью моих загадок отгадаете, и найдите эти растения.

1. Злая как волчица

Жжётся как горчица

Что это за диво?

Это же ….

Воспитатель: Правильно, конечно же, крапива.

Загадка следующая:

2. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог.

3. Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Это лечебный цветок. Вот несколько советов:

Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.

Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.

Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.

Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…

Следующая загадка:

4. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Воспитатель:

В одной старинной сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце «Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их и называют по- разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики. А как ещё используют одуванчики?

Дети: Для повышения аппетита, для повышения авитаминоза делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Сегодня, я вижу, вы много узнали нового. Вы смогли увидеть, как растут в природе лекарственные растения. Это поможет вам в жизни. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад.

5. Занятия по ИЗО деятельности:

- «Одуванчик» - рисование.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

III этап

1. Консультация для родителей «Народная медицина»

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Вывод: В ходе исследовательской работы мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Краткосрочный проект на тему "Лекарственная кладовая Краснодарского края"

Руководитель проекта: Гречкина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 20.

Актуальность.

В ФГОС ДО одними из основных принципов являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

Тема проекта «Лекарственная кладовая Краснодарского края» представляется мне актуальной и значимой, потому что в процессе изучения лекарственных растений Краснодарского края формируются навыки мыслительных действий, анализа, развивается познавательный интерес и любознательность, активизируется и развивается речь.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата природа нашего Краснодарского края.

Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.

Наблюдая и рассматривая растения в саду, огороде, парке мы с мамой узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью детей и взрослых, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, условиях правильного сбора.

Травы… Что в них необычного? Известно, что трава растет на полях, огородах, лугах, в лесах; трава является пищей птиц, насекомых и животных. Но, при более внимательном изучении лекарственных трав, мы поняли, что знаем о них очень мало. Появилось желание научиться находить, собирать лекарственные растения. А для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания! Как развивать любовь к природе и стремление познавать, защищать окружающий нас мир? Именно поэтому мы решили включиться в экологический проект, который так и назвали "Лекарственная кладовая Краснодарского края".

Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть в лесах, на полях нашего края, в каждом доме (в саду, огороде) , известны и знакомы, непознанные и таинственные! Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе и познавательный интерес ко всему живому, осознание важности их охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения необходимо воспитывать с самых ранних лет.

В ходе реализации данного проекта, каждый участник внес свой в клад в достижение цели.

Гречкина Милана, воспитанница старшей группы МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №20, выступила автором данного проекта, в основу легли её интересы. Девочка изучала лекарственные растения, которые произрастают на территории родного Краснодарского края.

Мама, помогала Милане. Они вместе собирали, знакомились, искали, в общем изучали мир лекарственных растений. Знакомились с миром целебных трав родного Краснодарского края, правилами их сбора, применения для оздоровления организма человека.

Арутюнов Самвел Геворкович – папа, не оставался в стороне, он совместно с дочерью при помощи интернет ресурсов изучал места произрастания лекарственных растений.

Гречкина Елена Александровна - воспитатель старшей группы МБДОУ детский сад №20 проводила беседы с родителями и воспитанницей. Консультировала в ходе реализации проекта. Осуществляла оформление данного проекта.

1. 2 Цели, задачи, метод работы.

Цели работы: создать условия для ознакомления детей с миром

лекарственных растений, правилами их сбора, применение для лечения

человека, животных.

Задачи:

1. Создание положительного эмоционального фона,

способствующего освоению ребенком знаний о лекарственных растениях Кубани.

2. Формирование элементарных знаний доступных пониманию ребенка- дошкольника о лекарственных растениях родного края.

3. Развивать познавательный интерес к миру природы родного города, края.

4. Воспитывать желание бережно использовать лекарственные растения; пользоваться их целебными свойствами для лечения и укрепления здоровья.

Тип проекта:

Информационно – исследовательский, творческий.

Вариативная модель организации деятельности ребёнка и родителей.

  1. Сбор литературы о лекарственных растениях: загадки.
  2. При подготовке к организации наблюдений за лекарственными растениями выделить объекты для изучения и долгосрочного наблюдения.
  3. Работа над альбомом «Живая аптека»
  4. Консультации для родителей.

Гипотеза: предположим, что мама права, и в нашем городе Армавире и крае действительно растут лекарственные растения.

  • семейные походы;
  • собрали лекарственные травы, которые произрастают в нашем крае;
  • выясняли, как используют лекарственные растения в целях лечения.
  • создали альбом «Лекарственные растения Кубани»

2. Основная часть.

Вот как все начиналось. В нашей группе мы беседуем на тему «Наша малая родина – Кубань» . Воспитатель, Елена Александровна, рассказывала нам о том, что в нашем родном городе Армавире и Краснодарском крае, растет очень много лекарственных растений. Я то думала, что лекарственные растения можно купить только в аптеке, вот в таких ярких упаковках, но как выяснилось –не только.

Недавно мы побывали в поселке Каменномостском, где посетили удивительный монастырь. В монашеской лавке купили сбор травяного чая, собранный монахами. И нам показали, как правильно заваривать целебный "Витаминный чай". Все были поражены вкусом травяного чая. Мама объяснила мне, что такие сборы можно делать самому – для меня это было интересное открытие. Мы даже немного поспорили с мамой на тему – есть ли такие растения у нас в городе и сможем ли мы их найти и заготовить. Так пришла идея нашего проекта. Мои родители очень любят ходить в походы, путешествовать, особенно в Отрадненском районе. Нам с братом тоже стало немного интересно. Мы с мамой и папой решили все вместе исследовать места произрастания лекарственных растений. Где же, где же эти травы? И в оврагах можно найти лекарственные растения, в лесах, и в полях, и у дорог, высоко высоко в горах…И даже на грядках в огородах.

С мамой мы прочитали книгу «Лекарственные растения Краснодарского края» . И узнали, как много лекарственных растений существует. Я даже не догадывалась, как много недугов и болезней можно излечить при помощи лекарственных растений. В книге говорилось о том, еще в старину человек заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Он стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Были даже старинные книги, в которые записывались рецепты целебных отваров, настоек из трав.

Мы составили схему,

где можно найти лекарственные растения в нашем Краснодарском крае:

Дидактическая игра "Зеленая аптечка. "

Программное содержание: познакомить детей с лекарственными растениями, дать представление о применении их в жизни человека.

Необходимое оборудование: картинки- ребенок с завязанным горлом, ранка на руке, кружка с чаем, ромашка, шалфей, подорожник, мята, душица, крапива.

Ход игры: В игре принимают участие 2-3 ребенка. Ребенок выбирает к примеру картинку-ребенок с ранкой на руке- соответствует картинка- подорожник или ребенок с завязанным горлом- соответствует картинка-ромашка, шалфей (полощут горло при ангине) . Ребенку мама капает носик соком каланхоэ- соответствует картинка –растение каланхоэ.

Исследование продолжилось посещением различных мест нашего края с целью обнаружения лекарственных растений. Осенью я познакомилась с еще одним видом лекарственного растения. Была в гостях в поселке Никитино. Какая же там природа! Как –то бабушка мне сказала:

Сегодня на обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

Крапивные?

Да, - ответила бабушка. - А вы нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы…

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я поняла, что траву нельзя безоглядно называть сорной.

Да, бабушка была права людям есть за что благодарить крапиву.

Я (Милана) нашла в интернете раскраски "Лекарственные растения", раскрасила рисунки, затем с мамой мы нашли информацию о лекарственных травах. Затем мы приступили к сбору лекарственных растений и оформлению альбома. На страницы альбома мы приклеивали картинки и названия лекарственных растений затем приготовили пакетики и в эти пакетики раскладывали заранее заготовленные сушёные травы, цветы. Со сверстниками в детском саду я поделилась «книгой» собственного изготовления - на тему "Лекарственные растения Краснодарского края". Ребятам было очень интересно, многие задавали вопросы, на которые я уже готова была ответить. Да все это благодаря изучению лекарственных растений. Также я загадывала детям загадки о лекарственных растениях. Вместе с мамой мы посетили «Зеленую аптеку» , встретились с фармацевтом; и она нам рассказала о том, как можно использовать лекарственные растения, от каких болезней они помогают. Дома вместе с мамой мы собрали «Аптечку» из лекарственных трав. В эту аптечку мы положили только те травы, которые мы собрали сами на территории нашего Краснодарского края.

Со старшим братом, мы посадили "Витаминную грядку". На которой будем выращивать лекарственные растения, прямо дома: мяту, каланхоэ, алоэ, герань). В ближайшее время планируем высадить семена календулы. А хочу я посадить календулу потому что, когда болела моя лемурчик, именно компрессы из отвара цветков календулы помогли ей. Да, это лекарственное растение помогло выздороветь любимому питомцу- Леле!

Как проводилось исследование:

  • беседовали с людьми;
  • читали с родителями информацию о лекарственных травах;
  • собрали лекарственные травы, которые находятся в нашем крае;
  • выясняли, как используются лекарственные травы в медицине.
  • вырастили лекарственные растения в доме "Витаминная грядка"

Методы: опросы, наблюдения, эксперименты, обобщение, прогнозирование, беседа, самостоятельная творческая деятельность.

Загадки «Доскажи словечко» .

Жёлтый цветик в поле рос,
На него зимою спрос:
Семена целебно-жгучи,
Греют, будто летний лучик.

Так с простудою сразиться
Помогает нам...

(ГОРЧИЦА!)

Коль дитя вдруг простудилось,
Горло сильно воспалилось,
Мама даст ребёнку в чашке
Чай из цветиков...

(РОМАШКИ!)

В цветах, и ствол его с шипами,
На вид как роза, но с плодами.
Полезней родственницы статной:
Напитком с давних пор он знатный.

Подскажет вам любой садовник,
Что ценен свойствами...

(ШИПОВНИК!)

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто -
Камнями набито.

(Шиповник)

К дереву прижмётся
И кверху змейкой вьётся.
А под осень выйти в сад -
Гроздья жёлтые висят

(Хмель)

Что за древо-медонос
Манит пчёл, шмелей и ос?
И людей зовёт, пленит
Мелких цветиков магнит.

От простуды и от гриппа
Нас спасает в зиму...

(ЛИПА!)

Коль в ночи опять не спится,
Не сомкнуть никак ресницы,
Простынь в ёрзаньи измята -
Выпей чай из листьев...

(МЯТЫ!)

В сенокос горька,
А в мороз - сладка,
Что это за ягода?

(КАЛИНА)

В нём почти сто метров роста,
На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.

У него одна работа -
Осушение болота.

(Эвкалипт)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,

Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

(Черемуха)

3. Заключение.

Мы рассказали сверстникам и взрослым все, что узнали о лекарственных растениях. Изготовили аптечку из лекарственных трав. А также оформили книжку "Лекарственные растения Краснодарского края ". Результатом исследовательской работы считаем то, освоили некоторые способы использования лекарственных трав, для лечения людей; вырастили лекарственные растения в домашних условиях.

По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:

  • некоторые растения излечивают от недугов;
  • наш край "Настоящая кладовая здоровья"!
  • В лесах родного Краснодарского края, на наших полях растет очень много разных лекарственных трав.

Таким образом, наше предположение о том, что лекарственные травы растут в нашем крае подтвердилось. А также подтвердилась гипотеза о том, что возможно, сделать "Витаминную грядку" из лекарственных растений у себя дома.

«Мой край как сказочное царство,
Здесь везде растут лекарства:
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.

Ну, а что и как лечить-
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить все те растения,
Что пригодны для лечения!»

Мы с мамой рассказали воспитателям и детям нашей группы о том, что узнали и подарили альбом детскому саду.

Результатом нашего проекта считаем:

Гипотеза подтверждена:

  1. мы смогли найти лекарственные растения и собрать эти дары кладовой природы;
  2. мама оказалась права, в нашем крае, действительно, растут лекарственные растения.

Ведь издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.

По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы: очень многие растения способны нам помочь при различных недугах. Краснодарский край богат лекарственными растения. Нам необходимо немного знаний и желания – и все люди смогут помогать себе лечиться без химии, при помощи целебных свойств растений.

4. Информационные ресурсы.

  1. В.К. Лавренов «Полная энциклопедия лекарственных растений»
  2. Н.В. Казаринова «Здоровье дарят комнатные растения»
  3. Интернет ресурсы.
  4. Большая детская энциклопедия: Биология / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
  5. Вольпер И.Н. Легенды и быль о лекарственных травах: Издательство «Экономика» . 1969.

Интернет-ресурсы:

Консультация для родителей Целебная сила растений

Не секрет, что растения это самые эффективные лекарственные средства. 25% медикаментов изготавливаются на основе лекарственных растений.

Целебная сила растений известна уже с древних времен, еще до появления письменности. Особенно почитали лекарственные растения на Ближнем Востоке, в Китае и Египте, об этом свидетельствуют источники датированные еще 3 тысячелетием до нашей эры.

Так, египетские папирусы донесли до нас информацию о использовании десятков растений и способов их использования в медицине. В частности о таких растениях как чеснок, касторовое масло, смолы мирры. В Индии сохранились «Веды» , которые содержат сведения о растениях, которые широко использовались для лечения и в те далекие времена и часть которых используется и в наши дни. С развитием торговли жители Европы получили возможность лечиться рецептами восточных мудрецов. Например, гвоздика, родина которой Филиппины, сначала попала в Китай, затем в Египет, а уже к 8 веку была известна и в Европе своими антисептическими и болеутоляющими свойствами. Вскоре ботаники стали составлять лекарственные каталоги и указывать лечебные свойства того или иного растения. Так, в Китае в 1 веке был написан канон травоведения, в который входило 250 видов растений с подробным описанием целебных свойств. Благодаря этим сведениям китайская медицина до сих пор считается самой эффективной в области использования лекарственных растений. Первой европейской книгой о лекарственных растениях считается документ, написанный греческим врачом Диоскоридом, где он перечислил свойства 600 видов растений. Впоследствии эта книга была переведена на многие языки и получила широкое практическое применение. В средние века европейцы уже обладали достаточными знаниями в области лечения травами. Об этом говорят найденные при раскопках документы.

Так в Шотландии, на территории монастыря 11 века были обнаружены свидетельства о том как монахи в качестве обезболивания использовали экзотические растения. Майя, ацтеки использовали лекарственные растения при кожных болезнях, а так же для очищения крови. С 17 века, благодаря французскому ученому Декарту, происходит переломный момент в отношении использования лекарственных растений. Если в Китае и Индии продолжали уважать целебную силу растений, то в Европе они стали считаться отсталыми. Хотя некоторые ученые, такие как Калпеппер, пытались возродить уважение к лечебным свойствам растений. Его эссе с описанием способов применения некоторых растений до сих пор пользуются уважением и используются на практике

Некоторые страны до сих пор отдают предпочтение народной медицине, широко используя знания, передаваемые из поколения в поколение. Несмотря на то, что современная медицина многого достигла в фармакологии, люди сейчас болеют гораздо больше, чем раньше. Если острую форму заболевания еще можно как то вылечить, то хронические заболевания по прежнему остаются на высоком месте среди населения.

Комплексный подход к лечению и профилактике ряда заболеваний стал сейчас особенно актуальным. И народная медицина здесь может стать поворотным моментом. Не стоит недооценивать возможностей лекарственных растений, и пренебрегать тем колоссальным опытом наших предков.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида №6 «Колосок»

муниципального образования

Староминский район

Детский экологический проект:

«Лекарственные растения»

Проект разработан :

педагогом Глушко Е.Ф.

ст тароминская

2012 г

Введение :

Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида №6 «Колосок» станица Староминская.

Сроки выполнения проекта: май-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

наглядные : театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литерату ры, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

слушание музыки.

Актуальность : Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пол ьзу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

I этап.

1. Беседа « Лекарственные растения ».

Цель : выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное – Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

«На участке ищем полезные растения»

«Где лучше посадить растения?»

«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6.Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп – листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы,листья

Мать – и – мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия в сквер.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» – объёмная аппликация.Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг – подорожник» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7. Слушание музыки:

Цель: ф ормировани е основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов « Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю.Чичков « Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

4. Создание « Именной книги »

Цель : состави ть своеобразную копилку лекарственн ых растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологи ческого воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных раст ениях ) . «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).

9. Подведение итогов реализации проекта.

Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Имеет пред-ставле-

ние о лекарст-венных растени-ях, умеет разли-чать и называть их

Знает простей- шие способы использования некото-

рых растений для лечения человека

Знает названия и различа-

ет ком-натные растения

Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке

Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья

Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту

Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы

Начало года

Конец года

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми был оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы

Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина , О.В. Мариничева . Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск « Асар » 2001

Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.

Занятия с детьми старшего дошкольного во зраста по теме «Цветущая весна. Травы .» О.А. Скорлупова Москва 2006

Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детств о - Пресс 2009.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...