Что лучше металлик или эмаль. Покраска серебром, яблочность и полосы. Способы нанесения краски

Настоящего золота или серебра в современных металлических печатных красках, конечно же, нет. Но они очень удачно имитируют благородные металлы, так как на треть состоят из металлических пигментов серебристого или золотистого цвета. Серебристый оттенок обеспечивает алюминиевая пудра, а золотистый — бронзовая, полученная из сплава меди и цинка.

Строго говоря, бронзой называются сплавы меди с оловом, алюминием, свинцом или хромом. Сплав меди с никелем — это мельхиор, а с цинком — латунь. Тем не менее, пудра из сплава меди и цинка почему-то называется не латунной, а бронзовой, — видимо, по инерции: первые порошки для "бронзирования" производились из оловянистой меди, то есть из истинной бронзы.

Возникло такое производство еще в 18-м веке, однако бронзовые печатные краски появились только в конце 19-го столетия. Оттенок "самоварного золота" зависит от соотношения двух металлов: чем больше в сплаве розовато-красной меди, тем более красноватый получается оттенок. Если меди 80% — цвет пигмента желтоватый, если 70% — уже зеленоватый (cм. таблица 1).

Таблица 1. Оттенки золотисто-бронзовых красок

Получение металлизированных пигментов состоит из целого ряда производственных этапов. Сначала алюминиевые электроды распыляют в электрическом поле при температуре чуть выше температуры плавления алюминия при высоком давлении и получают гранулы размером от нескольких до сотни микрон. Далее полученные гранулы перемалывают в шаровых мельницах в присутствии органических кислот, как смазочного материала, чтобы избежать холодного спаивания металлических частиц. После перемалывания частицы алюминия не только меняют свой размер, но и приобретает пластинчатую форму. Следующий этап - просеивание, удаляются агломераты и выделяются фракции металлика с максимально узким распределением по размеру. На заключительной стадии производства металликов частицы проходят поверхностную обработку для придания специфических оптических свойств.

Металлики делятся на два типа:

  1. всплывающие,
  2. невсплывающие,

что характеризует степень смачиваемости пигментов в краске.

Всплывающие пигменты из-за высокого поверхностного натяжения не смачиваются и всплывают на поверхность мокрой пленки при нанесении на изделие и ориентируются параллельно подложке.

Невсплывающие, напротив, полностью смачиваются связующим и равномерно распределяются по всей толщине лакокрасочного покрытия. Металлики всплывающего типа дают ровный серебристый блеск, так называемый хром-эффект или эффект хромирования.

Краска металлик характеризуется двумя основными параметрами:

  1. блеском (metallicbrilliance)
  2. искрением (sparkle-effect).

Первый описывает уровень отражения, другими словами, чем выше доля отраженного света по отношению к рассеянному или поглощенному, тем большим блеском характеризуется эффект металлика. На практике чем более совершенна поверхность металлизированного пигмента (отсутствие дефектов), чем выше отношение площади к периметру отдельного пигмента (в идеале - круглый диск) и чем уже распределение по размеру частиц, тем выше показатель брилеанса. Очень мелкие пигменты с нерегулярной формой и широким распределением по размерам дают просто серый цвет мало напоминающий серебристый металлик. Искрение наблюдается, когда можно увидеть отражение от отдельных частиц металлизированного пигмента.

Для этого эффекта важен размер частиц, он должен быть от 25 микрон и более.

Также большую роль играет идеальность формы, распределение по размеру и ориентация металлика в пленке краски.

При использовании в краске металлик только алюминиевого металлизированного пигмента получается серебристый металлик. Для придания, какого либо цвета краске, например синий металлик, зеленый металлик или серый металлик в краску вводят высокодисперсные колеровочные пигментные пасты.

Таким же способом можно при покраске получить золотой или бронзовый металлик, соответственно. Использование напрямую медных, бронзовых или латунных пигментов ограничено из-за слабой их светостойкости и атмосферостойкости.

Дисперсия пигментов

Как известно, краски — это не только пигмент. Это дисперсии пигментов в связующем — в воде или пленкообразователях. К примеру, для масляных красок пленкообразователями выступают масла (высыхающие и олифы), для эмалевых — лаки, для клеевых — крахмал или казеин, силикатных — жидкое стекло, эмульсионных — водные дисперсии синтетических полимеров.

Теперь производители металлизированных красок чаще всего поставляют их уже готовыми, а в прежние времена такие краски поставлялись на полиграфические предприятия только в виде двухкомпонентной системы, состоящей из пигментной пасты и связующего. Процесс приготовления красок при помощи дрели с насадкой-смесителем требовал большой аккуратности и ловкости. Нужно было получить однородную массу с гладкой поверхностью, но при чересчур старательном размешивании хрупкие металлические чешуйки повреждались и уже не давали нужного блеска. Каждая частица металлического пигмента, или шлифа, — это не комок, а неправильной формы плоский листик, чешуйка, пластинка тонко расплющенного металла. За счет наложения этих частиц при печати друг на друга и обеспечивается требуемый металлический эффект.

Для разных способов печати применяется пигмент из того же самого металлического сырья, но с частицами разного размера. Для офсетной и высокой печати нужны чешуйки толщиной около 0,1 микрона и диаметром 3,5 микрона. А для глубокой и флексографической печати частицы шлифа с такой же толщиной имеют диаметр от 8 до 9 микрон. Казалось бы, самый простой способ усилить блеск — это применить пигмент с увеличенными частицами. Но для хороших кроющих свойств в краске нужно поддерживать достаточно высокое содержание пигмента, а увеличение размеров металлических частиц ведет к ослаблению действия связующих веществ и оседанию, выпадению бронзовых или алюминиевых пигментов в осадок.

Срок хранения готовой краски резко сокращается. При глубокой печати наличие в краске частичек размером свыше 10 микрон ведет к образованию на оттиске поглощения и других дефектов — в основном, из-за нежелательного накапливания краски позади ракеля. Такие наслоения краски время от времени "выскакивают" из-под ножа, заметно ухудшая качество готовой продукции. Отсюда следует, что в металлических печатных красках нельзя использовать частицы произвольного размера, а при комбинировании надо придерживаться определенного баланса.

Сухой металлический порошок превращается в пригодную для печатных процессов краску благодаря связующим, обволакивающим и несущим каждую частицу пигмента. Предварительно порошок слегка увлажняют для облегчения последующего смешивания. Естественно, состав связующих у красок, предназначенных для разных способов печати, разный. В состав фирнисов (приготовленных связующих) для офсетных красок входят твердые смолы (модифицированная канифоль и/или углеводородная смола), алкидная смола на растительной основе, минерально-масляный разбавитель, растительные масла, структурообразователи. Связующие для красок, используемых в глубокой печати, включают в себя производные целлюлозы (нитроцеллюлоза, этилцеллюлоза, целлюлозаацетатбутират и целлюлозаацетопропинат), полиамидные смолы, сополимеры винила и другие смолы.

Связующие для пигментов

Всего в производстве красок применяются не менее тысячи наименований компонентов связующих. Понятно, что количество возможных комбинаций бесконечно. Вот почему разработано столько серий красок, различных по своим свойствам, хотя пигментов для металлизированных красок изначально только два. Меняется состав, меняются пропорции компонентов, меняются свойства продукции. Естественно, прежде всего, при создании композиции краски учитывается метод печати. Так, краски для высокой и офсетной печати должны быть гораздо более вязкими, чем краски для глубокой и флексографской печати. И тут решающее значение приобретает выбор растворителя и определение его пропорции.

Разбавители красок

В офсетных машинах красочный аппарат состоит из множества валиков, и краска довольно долго находится в машине. Если бы она содержала легколетучие растворители, то успевала бы, высыхая, много раз изменить свои свойства за время печатания, чего не должно быть ни в коем случае. Поэтому в офсетных красках используются малолетучие разбавители с очень высокой (до 300 градусов и выше) температурой кипения — минеральные масла (см. таблица 2).

Таблица 2. Диапазон кипения разбавителей для офсетных красок (в градусах Цельсия)

Количество разбавителя в пастообразных офсетных красках обычно не превышает 30%. А вот в составе жидких красок для глубокой и флексопечати очень много — более 65% — растворителя.

В идеале он должен иметь минимум цвета, запаха и токсичности, а также испаряться без остатка. Растворители для жидких красок кипят при низких (до 100 градусов) и средних (до 150 градусов) температурах.

Только диацетоновый спирт, который уже не используется в производстве красок, относился к высококипящим (точка кипения 166 градусов Цельсия).

Таблица 3. Летучесть некоторых растворителей для флексографской и глубокой печати.

Говорить что-либо конкретное о химическом составе красок и, особенно о новых рецептурах и технологиях не принято, так как производители держат эти сведения в секрете друг от друга.

Краски для глубокой печати

В производстве красок для глубокой печати в качестве растворителей до недавних пор применяли толуол (бесцветная горючая жидкость, добываемая из каменноугольной смолы и продуктов нефтепереработки) и другие вредные с точки зрения экологии ароматические углеводороды. Понадобилось найти им приемлемую замену.

При создании металлизированных красок нужно учитывать, что металлические пигменты лучше всего взаимодействуют с неполярными растворителями, имеющими высокое поверхностное натяжение. Использовать в этом случае низкомолекулярные спирты нежелательно. На одной из стадий производства металлической краски к пигменту добавляется смазочный материал на основе концентрированной жирной кислоты, чтобы придать поверхности металла гидрофобные и олеофобные свойства. Но низкомолекулярные спирты разрушают получившуюся на поверхности металла защитную пленку.

Удовлетворительный результат дает изопропиловый ацетат, который является хорошим растворителем для типичных связующих, применяемых в металлизированных красках, и оставляет после себя меньше следов, что особенно важно для кондитерской и табачной упаковки. Изопропилацетат - легколетучий растворитель,- может в небольших количествах использоваться также и в офсетных металлизированных красках.

Применение вместо толуола сложных эфиров сказывается на смачивающей способности растворителя. Одним из важных преимуществ толуола была способность прекрасно смачивать цилиндр в точке контакта с ракельным ножом в ходе печатания тиража, улучшать скольжение и качество работы ракеля, что положительно сказывалось на качестве готовой продукции.

С эфирными растворителями степень смачивания снизилась, и это нужно как-то компенсировать. В отсутствие ароматических углеводородов наиболее эффективный способ повысить смачивающую способность — это использовать пластификаторы — субстанции с низкой летучестью, которые улучшают пластические качества смол и одновременно могут действовать как смачивающие вещества в рецептуре металлизированных красок. /1/

При взгляде на химическую формулу типичных смол или канифолей, которые используются в промышленности, видно, что это высокомолекулярные соединения, в которых молекулы связаны между собой только в одном продольном направлении. Химические связи эффективно действуют только по длине полимерных цепочек, а между отдельными цепочками они очень слабые — скорее, физической, чем химической природы, а значит, пригодны для модификации пластификаторами.

Степень пластификации зависит от молекулярной структуры полимера и самого пластификатора, а также от силы притяжения между полимерными цепями. Пластификаторы также способствуют испарению летучих веществ растворителя в определенных канифолях. Целлюлозные эфиры имеют свойство соединяться с некоторым количеством растворителя, но в присутствии пластификатора растворитель испаряется лучше и полнее, содержание остаточного растворителя в высохшей красочной пленке минимально.

Мерой эффективности пластифицирующих компонентов является "glasstransitiontemperature" — Tg. Упрощенно эту величину можно представить как температуру стеклования.

Большая часть пластификаторов, базирующихся на дифенилфосфате или глицерилтриацетате, хорошо зарекомендовала себя в большинстве красочных систем. Тем не менее, использовать их надо с осторожностью, так как они могут портить упаковку и понижать прочность красочного слоя.

Казалось бы, выбор смол диктуется выбором растворителей, которые можно применять для металлизированных красок. Поэтому в поисках безвредных технологий пытались обратиться к совершенно новым смолам и растворителям для создания безуглеводородных металлизированных красок. На практике обнаружилось, что многие из уже известных смол, применявшихся ранее в системах на базе толуола, вполне пригодны в сочетании со сложноэфирными и подобными им растворителями.

Идеальными оказались низкокислотные акрилы и целлюлозные эфиры, образующие растворы с низкой вязкостью и едкостью (высокая едкость может неблагоприятно повлиять на металлические частицы и вызвать нежелательные химические реакции, поэтому лучше всего подходят для металлических красок смолы с кислотными номерами менее 10).

Чем лучше растворимость и восстановимость смол, тем лучше стойкость и стабильность краски при печати, меньше накопление краски позади ракельного ножа и тем реже появляются полошение и тенение. При создании рецептур красок было бы гораздо проще иметь дело с одной группой смол и одной группой растворителей, однако обычно приходится модифицировать металлизированные краски дополнительными смолами, улучшающими стойкость к истиранию, блеск и другие полезные качества. Но это опять-таки должны быть низкокислотные смолы с хорошей растворимостью.

Изменения в технологии изготовления и применения металлизированных красок были вызваны возросшими требованиями заказчиков и законодателей. Пришлось искать новые красочные рецептуры на основе растворителей и одновременно разрабатывать металлизированные краски на водной основе.

В узкорулонной флексографской печати уже сегодня широко применяются водорастворимые металлизированные краски, так как в этом секторе традиционно работают с красками на водной основе и здесь приняты собственные стандарты.

Строго говоря, вода тоже является растворителем, только неорганическим, и относится к очень труднолетучим: число испарения воды — 90, то есть она испаряется в 90 раз медленнее, чем эфир.

Кроме того, вода по сравнению с другими растворителями имеет более сильное поверхностное натяжение. Но ведь искусственные смолы, которые применяются в качестве связующего, не растворяются в воде!

Чтобы сделать их водоразбавляемыми, смолы эмульгируют в воде подобно дисперсии или нейтрализуют аммиаком или органическими аминами (омыливание). Понятно, что водорастворимые краски сохнут медленнее, чем обычные, и ускорить этот процесс можно повышением температуры, дополнительной вентиляцией, снижением скорости печати и уменьшением высоты стопы. При глубокой печати глубину травления печатного цилиндра также необходимо уменьшить.

Водорастворимые краски сильнее подвержены пенообразованию, чем обычные.

К тому же их труднее смывать. Из-за своего химического состава водорастворимые краски и лаки хорошо закрепляются. Поэтому валики и цилиндры должны двигаться до самого завершения работы, а после прогона тиража необходимо все части машины, контактирующие с краской, незамедлительно промыть водой или смесью воды и этанола. Засохшую краску можно удалить с помощью смеси: вода, этанол, аммиак или амин и любое чистящее средство. Этилацетат также хорошо очистит засохшие цилиндры. Краски, содержащие воду, ни в коем случае нельзя оставлять на морозе.

В отличие от грунтовых золотых красок или офсетных бронзовых красок, которые закрепляются в результате окислительной полимеризации, краски по композиции связующего аналогичные дисперсионным лакам не имеют характерного запаха и подходят для печати на упаковках пищевых продуктов и сигарет.

По качеству передачи металлического блеска и степени глянца оттиски, полученные с использованием данных красок, которые можно наносить через модифицированную лаковую башню офсетной печатной машины, намного превосходят достигаемый сегодня результат офсетной печати. Эти краски поставляются, как в однокомпонентном, так и в двухкомпонентном виде.

Интересно, что для достижения различных золотых оттенков в этих красках применяются наряду с металлическими интенсивные цветные пигменты с высокой степенью прозрачности.

Краска серебрянка

В современном мире имеется большое количество разновидностей лакокрасочной продукции, которая предназначена для нанесения на различные поверхности. Серебряные краски получили широкое распространение.

Давно известно, что совершая любую покупку, человек руководствуется больше эмоциями, чем разумом. «Хочу вот эту машину, цвета «мокрый асфальт», и точка!». Факт остается фактом – по данным исследования, проведенного концерном DuPont, 40% покупателей готовы отказаться от одной марки в пользу другой, если она окрашена в понравившийся покупателю цвет. Как говорится, спрос рождает предложение.

Конечно, на цветовые решения оказывает влияние и мода. Например, сегодня подавляющее большинство потребителей отдает предпочтение не однотонно окрашенному автомобилю, а тому, чье ЛКП обладает каким-то «спецэффектом», пусть даже и не ярко выраженным. Например — эффектом «металлик».

Сегодня вы узнаете

Крылатый металл… в краску!

Помните легендарную фразу, которую приписывают Форду-старшему: «Вы можете получить автомобиль любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным»? В те далекие времена других материалов, кроме черных масляных красок и лаков, пригодных для окраски автомобильных кузовов просто не существовало.

Позже, когда началось производство белого пигмента — двуокиси титана, автомобилестроители получили возможность создавать различные новые оттенки. Добавление этого пигмента в тогдашние краски позволило расширить цветовую гамму кузовов, и гегемонии черного цвета в автомобильном мире пришел конец.

Еще один технологический переворот в совершил алюминий. К сожалению, история не сохранила имени человека, впервые предложившего добавлять в краски частицы этого металла. А жаль. Ведь именно благодаря ему автовладельцы сегодня могут ездить на машинах, окрашенных в модный цвет «металлик», а продавцы автомобилей — начислять дополнительные проценты за эту краску.

Принцип «работы» металликов

Принцип «работы» красок с эффектом «металлик» основан на отражении света. Алюминиевые пластинки, распределенные в слое краски, выполняют роль своеобразных микрозеркал, отражающих падающий на них свет, что и придает покрытию эффект характерного сверкающего блеска.

Помните, как в детстве, взяв в руки зеркальце, мы играли солнечными зайчиками, направляя их друг другу в глаза? Похожий эффект достигается и в металликах

Помимо эффектных пигментов, в этих красках присутствуют и «обычные» цветовые пигменты, обеспечивающие покрытию тот или иной цвет. Только в отличие от одноцветных красок, в которых применяются светоне проницаемые пигменты, в металликах необходимо использовать иной тип пигментов — светопроницаемые . Алюминиевые пластинки ведь распределены в толще краски, в пигментной среде, а значит только прозрачные пигменты позволят световым лучам «пробраться» к этим пластинкам и отразиться от них.

Таким образом принцип «работы» металликов сводится к следующему: световые лучи, попадая на лакокрасочное покрытие, проходят через полупрозрачные цветовые пигменты, в результате чего формируются лучи с определенным цветом (длиной волн). Затем эти лучи попадают на частицы алюминия, отражаются от них и, либо снова проходят через светопроницаемый цветовой пигмент, либо сразу выходят наружу. Благодаря этому мы не только видим покрытие цветным (например, зеленым), но и наблюдаем особый искрящийся эффект.

Принцип «работы» металликов: световой поток проходит через полупрозрачные цветовые пигменты, отражается от алюминиевых частиц и выходит наружу

«Металлик» под микроскопом. Благодаря алюминиевым частицам мы видим не только определенный цвет покрытия, но и особый, искрящийся эффект

От велосипедов до автомобилей

Первые металлизированные эмали у нас увидели совсем не на кузовах автомобилей. «Вогли» и «Победы» в те времена окрашивались в простые цвета — белый, грязно-серый, бежевый… Зато велосипедные рамы харьковского завода искрились блестками алюминия, отражающими свет из глубины эмалевой пленки. Эти «металлики» были однослойными.

«Металлики» первого поколения — однослойные. Алюминиевые частицы содержатся по всей толщине эмали в 50 микрон

С точки зрения эффектности такие краски были на то время довольно интересными, но их стойкость к внешним воздействиям была крайне низкой. Со временем такая эмаль сильно истиралась, алюминиевые частички окислялись и выветривались, в результате чего автомобиль приобретал мутно-белесый оттенок. Чтобы избежать подобных последствий, была разработана двухслойная система: с нанесением поверх краски прозрачного лака.

Современный двухстадийный «металлик»: поверх базовой эмали нанесен бесцветный лак

Двухслойное покрытие оказалось не только более долговечным и прочным (находящаяся под слоем лака цветная эмаль не истирается и медленнее выгорает), но и более эффектным (лак выступает в роли своеобразной лупы, усиливая оптический эффект), и стало повсеместно применяться для окраски автомобильных кузовов.

Флоп-эффект

Итак, главной особенностью металликов является проявление элемента металлического блеска на лакокрасочном покрытии. Но на этом «эффектность» этих красок не заканчивается.

Если рассматривать автомобиль, окрашенный металликом, с разных сторон, то хорошо видно, что этот блеск не постоянен — его интенсивность то убывает, то прибавляется. Действительно, любой «металлик», в зависимости от угла наблюдения выглядит по-разному: в некоторой точке покрытие ярко светится, искрится, а затем постепенно темнеет при изменении угла наблюдения (например, когда автомобиль поворачивает). Эти изменения, от светлого к темному и обратно, называются «флоп-эффектом».

Попробуем разобраться, почему так происходит.

Как мы уже говорили, поверхность металлического пигмента играет роль зеркала, которое отражает падающие на него световые лучи согласно законам геометрической оптики (угол отражения равен углу падения). И если алюминиевые частички расположены в слое краски как нужно, то есть параллельно поверхности, то при фронтальном рассмотрении краска воспринимается более светлой, поскольку в этом случае мы видим больше света, отраженного зерном.

Если же смотреть на поверхность сбоку, под острым углом, интенсивность отраженного света сильно убывает и краска воспринимается более темной. В этом случае преобладает отражение от цветовых пигментов.

Иными словами, когда свет падает на поверхность краски, часть света отражается пигментом (цвет), а часть — алюминиевым зерном (яркость). И в зависимости от угла наблюдения мы видим либо отражение от пигментов, либо от зерна.

Цветовой тон, который виден, если смотреть на поверхность под углом 90° (например, на капот) называется «фейс » (или верхний тон).

А тон, который мы видим, когда смотрим на поверхность под острым углом (например, на бока автомобиля) называется «флоп » (или нижний тон).

Флоп и флип — это одно и то же — изменение оттенка под острым углом.

Наличие двух различных тонов у «металлика» создает дополнительные сложности при цветоподборе, поскольку колорист вынужден подбирать оба этих тона. Сначала всегда подбирается верхний тон «металлика», а только потом — нижний. Есть много способов изменения этих тонов по отдельности.

Например, добавление небольшого количества серебра осветляет только верхний тон. Большое количество серебра осветляет оба тона, но крупные частицы меньше влияют на оттенок, который виден сбоку машины, чем мелкие. Добавление простого белого цвета в небольшом количестве (до 5%) осветляет нижний тон. При добавлении белого цвета в большом количестве металлический эффект становится слабовыраженным. Словом, тонкостей при цветоподборе не счесть.

Частицы алюминия часто называют серебром из-за характерного серебристого цвета.

Кроме того, оттенок эмалей с алюминиевым зерном сильно зависит от условий и способа . Тип краскопульта, диаметр сопла, рабочее давление, вязкость краски, расстояние и форма окрасочного факела, толщина нанесенного слоя — все это совершенно конкретным образом может повлияет на оттенок.

Так что для хорошего результата при работе с эффектными цветами потребуется сочетание грамотного и прилежного колориста, знающего и опытного маляра и… удачи. Маляр может как испортить хорошую работу колориста, так и «вытянуть» цвет, незаметно окрасив деталь «переходом» даже краской, отколерованной весьма приблизительно.

Кукурузные хлопья и… серебряный доллар!

Для точного подбора краски под нужный «металлический» эффект любая система цветоподбора включает в себя несколько видов серебра, отличающихся как формой и размерами частиц, так и степенью блеска отдельной частицы.

По форме частицы делятся на две основные группы: частицы неправильной и правильной формы. Первые обычно называются «кукурузные хлопья» (cornflake), вторые — «серебряный доллар» (silver dollar).

Алюминиевые частицы неправильной и правильной формы. Первые обычно называют «кукурузными хлопьями», вторые — «серебряным долларом»

Серебро неправильной формы чаще всего используется в формулах старых покрытий. При рассмотрении под микроскопом видно, что эти частицы действительно напоминают по виду кукурузные хлопья и имеют рваные края. В те годы, когда эпоха «металликов» только началась, алюминий измельчали и без какой-либо дополнительной обработки добавляли в краску. Такие компоненты довольно сильно рассеивают свет и смотрятся в краске тускло.

Частицы «серебряного доллара» выглядят более равномерно и не имеют рваных краев — это результат дополнительной обработки алюминия на заводе. Такие частицы — как маленькие полированные металлические зеркальца, они намного лучше отражают свет, и являются ярким примером технологического прогресса в производстве автомобильных красок.

Разница между различными видами серебра хорошо видна при сравнении старых и новых автомобилей. Например, если сравнить в принципе одинаковые цвета автомобилей, скажем 1975 и 2005 годов выпуска, мы увидим любопытную разницу: на старом авто цвет более серый и невзрачный, в то время как «свежий» авто выглядит намного наряднее и привлекательнее. «Новая» краска лучше отражает свет, больше блестит и искрится.

И дело тут совсем не в «возрасте» покрытия, а в эволюции изготовления компонентов, из которых состоят автомобильные краски. Словом, научно-технический прогресс и неутомимая дизайнерская мысль делают современные автомобильные лакокрасочные покрытия совершенно фантастическими.

В цикла «Эффектные ЛКП» поговорим о красках с эффектом «перламутр».

Окраска кузова автомобиля. Настолько распространенное понятие, но при этом совершенно разный подход, и как следствие, результат оказания этой услуги на автомобильном рынке. Большое значение в этом вопросе оказывает выбор материалов, причем не только непосредственно лакокрасочных, но и материалов для подготовки поверхности.

Мировым лидером материалов для подготовки деталей к покраске считается 3М. Многие Вас могут заверять, что совершенно не имеет значения каким абразивом готовить поверхность, но будьте уверены, что после окраски детали, которую готовили дешевыми абразивными материалами, Вы сможете увидеть риски под лаком. Конечно мастер может увеличить толщину слоя, чтобы постараться сделать их менее заметными, но это впоследствии приведет к расхождению по цветовому восприятию (разнотон деталей на сложных цветах) или к нарушению адгезии декоративных материалов, да и за дополнительный расход лакокрасочных материалов придется платить все равно Вам.

Теперь сами лакокрасочные материалы, здесь очень большое разнообразие продуктов. Описать каждый, отметив его преимущества и недостатки, просто не возможно. В любом случае, существует общепринятая линейка ценовых групп: бюджетная и топовая. Различия здесь не в раскрученности бренда, за которое приходится платить конечному клиенту, а в наполнении линейки, наличие совместимых продуктов для всего технологического процесса (травящий грунт, антикоррозионный грунт, наполнители, пигменты для базового покрытия, защитные лаки с разными химико-физическими свойствами). Так например, некоторые цвета определенных производителей просто невозможно получить на бюджетной линейке, а содержать обе в пределах одной технической станции очень сложно. Поэтому наш выбор остановился на топовой линейке производителя ЛКМ Akzo Nobel (голандия) SIKKENS, мы пользуемся их продукцией с 2007г. и гарантируем высокое качество оказания услуг, в разумные сроки. Работа с дистрибьютором продукции на территории РФ, гарантирует высокое качество продукта, техническую поддержку (поиск решения в сложных случаях) и разумные цены (большие поставки).

И будьте уверены, что «скупой платит дважды», некоторые недобросовестные исполнители находят, например, грунт одного производителя, базовое покрытие другого производителя, а лак третьего, главное дешевле, а в результате как все это будет работать на молекулярном уровне большой вопрос. Ведь периоды кристализации, время межслойной сушки у производителей отличается, возможно и отслаивание (плохая адгезия) спустя некоторое время. Но даже самый качественный продукт требует правильного применения, и только подготовленный специалист способен раскрыть все премущества выбронного ЛКМ. Здесь сказывается опыт и знания специалиста, и соответствующее оборудование для выполнения работ. Очевидно, что маленькая станция кузового ремонта, с потоком в одну/две машину в месяц, просто не может позволить себе закупить дорогостоящее оборудование, затратиться на обучение персонала, и закупить все необходимые материалы для подбора цвета. Отсюда и конечный результат.

Если Вас заинтересовала эта тема, предлагаю ознакомиться с учебным материалом по окраске автомобилей, который подготовили специалисты нашего учебного центра.

Компоненты краски

Окрашивание – это процесс нанесения на поверхность изделия жидкой краски для создания тонкой пленки, которая затем сушится и отверждается, чтобы образовалось твердое покрытие или «окрасочная пленка».

Окрашивание преследует две основные цели:

Является основной целью окрашивания, так как окрасочная пленка обеспечивает защиту изделия от внешних воздействий, вызывающих повреждение его поверхности.

  1. Эстетический вид и идентификация.

Окраска придает цвет, создает глянец и улучшает эстетический вид изделия, что, в свою очередь, делает изделие привлекательным. Цветовая идентификация является другой целью окрашивания (пожарные и машины скорой помощи имеют определенную окраску, чтобы отличаться от других автомобилей)

Виды покрытий

1.Листовой металл панели кузова

2.Грунт Защищает кузов от коррозии.

3.Грунт-выравниватель Образует подложку для верхнего слоя краски и выравнивает поверхность грунта.

4.Верхний слой Завершающий слой окраски, который придает кузову блеск и привлекательный вид.

Типы верхних покрытий

Образуется нанесением единственного верхнего слоя краски на базе красящих пигментов, которые не содержат в своем составе алюминиевых частиц.

1 – Отраженные лучи

  1. Металлизированная окраска («металлик»)

Верхний слой покрытия образуется нанесением двух слоев: база - металлизированная краска, которая представляет собой смесь обычной краски и алюминиевой «пудры», а верхний слой образуется прозрачным лаком. Такое покрытие при техническом обслуживании или мытье автомобиля требует большой осторожности, поскольку на поверхности прозрачного слоя лака могут появиться легкие, но очень заметные царапины.

  1. Окраска с жемчужными искорками (перламутровая)

Покрытие состоит из трех компонентов. В состав среднего компонента входят мельчайшие блестящие частицы слюды. Уникальными особенностями такого покрытия являются пространственная глубина, жемчужный блеск и прозрачность. Чтобы уберечь прозрачный верхний слой лака от царапин, следует проявлять немалую осторожность.

Краска обычно растворяется разбавителем для более легкого нанесения. В двухкомпонентную краску добавляется отвердитель.

Краска - Смола. Вязкая и прозрачная жидкость, которая образует пленку. Придает глянец, твердость и обеспечивает адгезию краски.

Краска - Пигмент. Порошок, который придает цвет и является наполнителем краски.

Краска - Растворитель. Жидкость, которая растворяет смолу и способствует более легкому смешиванию пигмента и смолы.

Краска - Добавки. Вещества, добавляемые в соответствием с назначением краски.

Разбавитель - Растворитель. Придает краске требуемую вязкость для более легкого нанесения.

Отвердитель - Отвердитель. Связывает молекулы в смоле, образуя таким образом прочную твердую пленку.

Отвердитель - Растворитель. Жидкость, которая растворяет отвердитель для регулирования его вязкости.

Смолы

Смола, основной компонент краски, представляет собой вязкую и прозрачную жидкость, которая образует пленку после ее нанесения на изделие и сушки.

Пигменты

Пигментами являются мельчайшие частицы, которые не смешиваются с водой, маслом или растворителями. Сами по себе они не могут сцепляться с другими предметами. Однако они могут сцепляться с другими предметами после их смешивания со смолой и др. компонентами смазки.

Цветовые. Придают цвет покрытию

Блестящие. Придают покрытию металлическую или перламутровую игру цветов

Наполняющие. Придают покрытию прочность и кроющую способность, увеличивают вязкость и предохраняют от осаждения

Противокоррозионные. Используются в нижних слоях покрытия для предохранения от коррозии

Матирующие. Используются для уменьшения глянца покрытия

Растворители и разбавители

Растворитель является жидкостью, которая растворяет смолы и облегчает смешивание пигментов и смол в процессе приготовления красок. Обычно он смешивается с краской основного цвета. Разбавитель используется для разжижения краски основного цвета до вязкости, необходимой для выполнения окрашивания. Растворитель и разбавитель испаряются по мере сушки краски и не остаются на покрытии.

Добавки
Тип добавки Назначение
Пластификатор Придает окрасочной пленке пластичность.
Диспергатор пигментов Помогает дисперсии пигментов и препятствует связыванию дисперсных пигментов.
Замедлитель осаждения Замедляет процесс осаждения пигментов в нижние слои в процессе хранения посредством предотвращения отделения их от смол и растворителей.
Замедлитель отделения цвета Препятствует отделению пигмента и его подъему, что часто связано с краской, частицы пигментов которой разных размеров или обладают различным удельным весом.
Выравнивающее вещество Позволяет краске течь и помогает получить ровную пленку без следов кисти или апельсиновой корки.
Противовсепенивающее вещество Предохраняет от появления воздушных карманов, когда воздух смешивается с краской при нанесении ее на изделие и от образования воздушных пузырей.
Ультрафиолетовый абсорбент Поглощает ультрафиолетовые лучи, чтобы предохранить окрасочную пленку от повреждения при воздействии солнечных лучей.
Отвердители

При использовании двухкомпонентной краски к ней добавляется отвердитель. Добавленный к основному компоненту двухкомпонентной краски, отвердитель реагирует с молекулами основного компонента для получения большего количества молекул или высокомолекулярных полимеров. В качестве отвердителя в уретановой краске используются изоцианатные соединения.

Автомобильные краски

Состав окрасочного покрытия нового автомобиля имеет три слоя. Простым нанесением одного типа краски не достигаются требуемые цели окрашивания. Поэтому для гарантии получения требуемых рабочих характеристик производят послойное нанесение различных окрасочных пленок, обладающих разными свойствами.

Краски верхнего покрытия

Роль верхнего покрытия состоит в придании цвета, глянца, гладкости наряду с другими качествами и в обеспечении стабильности этих качеств. Краски верхнего лакокрасочного покрытия могут быть классифицированы по способу сушки следующим образом:

Теплополимеризационная краска (горячей сушки)

Это краска однокомпонентного типа, которая отверждается при температуре около 140о С. Она широко используется на автомобильных сборочных конвейерах, но редко применяется для перекраски.

Термореактивная аминоалкидная. В качестве основных компонентов содержит алкидные и меламиновые смолы. Обладает превосходными характеристиками покрытия, включая глянец, твердость, наращивание и стойкость к растворителям.

Термореактивная акриловая. Эта краска, содержащая в качестве основных компонентов акриловые и меламиновые смолы, применяются главным образом для получения металлизированных цветов окраски, которые требуют высокого уровня полупрозрачности.

Двухкомпонентная (уретановая) краска

Спирт (ОН), содержащийся в основном компоненте, и изоцинат, содержащийся в отвердителе, вступают в реакцию для получения поперечно-связной структуры, называемой уретановой связью. Основными компонентами этой связи являются акриловые и полиэфирные смолы.

Обеспечивает превосходные характеристики покрытия, однако она очень медленно сохнет, и для правильной сушки требуется специальное сушильное оборудование. Некоторые акрило-уретановые краски сохнут быстро и легко наносятся, хотя характеристики покрытия могут быть хуже.

Способы нанесения краски

Окрашивание распылением

Состоит в нанесении краски в распыленном виде и обеспечении сцепления частиц краски с изделием. Этот способ обычно применяют при перекрашивании автомобилей. Для этого способа характерны следующие особенности.

  • Распыление краски обеспечивает эффективность работы и гарантирует прекрасную отделку поверхности;
  • Окрашивание распылителем имеет также широкий диапазон применения, поскольку материал или форма изделия не влияют на результаты работы;
  • Поскольку краска распыляется, то часть ее теряется в виде тумана, не достигая изделия;
  • Для правильного распыления краски ее вязкость должна поддерживаться на определенном уровне.
Распыление сжатым воздухом

Процесс основан на принципе пульверизации и осуществляется посредством подачи сжатого воздуха через отверстие, что заставляет краску выходить из бачка и подвергаться мельчайшему распылению.

  • Этот метод можно использовать с большинством типов краски;
  • Стоимость оборудования относительно низкая;
  • Обеспечивает хорошую текстуру;
  • Позволяет производить окрашивание изделий сложной формы;
  • Эффективность адгезии относительно слабая.
Распыление без сжатого воздуха

Принцип аналогичен распылению воды, подаваемой по шлангу и проходящей через узкое сопло. Краска подается под высоким давлением и проходя через небольшое отверстие распыляется в воздухе.

  • Создается меньше распыленного тумана;
  • Обеспечивается более высокая адгезионная эффективность;
  • Можно использовать краску с более высокой вязкостью;
  • Можно распыливать больший объем краски;
  • Текстура, получающаяся в результате такого распыления, хуже, чем при распылении сжатым воздухом;
  • Трудно отрегулировать количество распыляемой краски и характер распыления.
Электростатическое окрашивание

Устройство для электростатического окрашивания заряжает краску отрицательным зарядом, заставляя частицы краски отталкиваться друг от друга и превращаться в туман. Затем частицы краски притягиваются к положительно заряженному кузову автомобиля.

  • Обеспечивает более высокую адгезионную эффективность минимальными потерями краски;
  • Обеспечивает эффективное распыление и хорошую отделку поверхности
  • Имеет более высокую скорость окрашивания;
  • На участках с углублениями создается низкий электрический потенциал, что приводит к плохой адгезии краски и поэтому требуется дополнительный проход;
  • Не может использоваться для окрашивания диэлектрических материалов.
Другие способы окрашивания

Нанесение шпателем. Этот способ используется для нанесения весьма вязкого материала, образующего твердое толстое покрытие (используется для нанесения шпатлевки, наполнителя или лака).

Окрашивание кистью. Может быть легко применено независимо от формы, расположения и типа оборудования.

Окрашивание валиком. Этот способ удобен для окрашивания стен и других плоских поверхностей.

Погружение (окунание). Все изделие может быть окрашено сразу, что является идеальным для массового производства. Потери краски минимальны. Используется в случаях, когда внешний вид не является решающим.

Окрашивание электо-осаждением. Минимальные потери краски. Сразу окрашивается все изделие. Отсутствует каплеообразование. Позволяет регулировать толщину.

Душ. Для окраски этим способом используется насос, который подает краску к соплам, откуда она поступает к изделию.

Порошковые покрытия. После нанесения на деталь порошковой пластмассы, она расплавляется под действием тепла для образования пленки.

Подготовка к нанесению покрытия

Перед нанесением лакокрасочного покрытия следует провести подготовительные работы. Их можно подразделить на две большие группы: подготовка автомобиля к окрашиванию и подготовка краски к нанесению.

Смешивание с отвердителем (для двухкомпонентной краски)

Важно следовать инструкциям изготовителя красок для точного измерения количества отвердителя до смешивания с краской. Если эта операция не будет выполнена надлежащим образом, позднее могут возникнуть различные проблемы, такие как отслаивание, пятнообразование и образование водяных пятен.

Смешивание с разбавителем (для корректировки вязкости)

Вязкость краски в первоначальном состоянии слишком высока для возможности ее нанесения краскораспылителем. Поэтому краску следует развести с помощью разбавителя до уровня вязкости, обеспечивающего требуемое краскораспыление. Для разведения краски используется разбавитель, рекомендованный изготовителем краски. В каталогах краски обычно приводится таблица для выбора такого типа разбавителя, который гарантирует стабильную скорость испарения при данной температуре окружающего воздуха.

Если температура слишком высокая, большое количество разбавителя испарится до нанесения краски на поверхность детали, что приведет к образованию грубого покрытия. И наоборот, если температура слишком низкая, испарится только незначительная часть разбавителя, что приведет к образованию потеков краски.

Даже при одинаковом числе проходов, выполненных с использованием красок, имеющих различную степень разбавления, толщина покрытия (после испарения разбавителя) также будет различной.

Нанесение лакокрасочного покрытия

При нанесении выявительного покрытия наносится столько краски, чтобы появился незначительный глянец, с целью выявления наличия «оспин». Чтобы их удалить следует увеличить давление воздуха и обдуть поверхность всухую.

Краску следует наносить до тех пор, пока не появится глянец и не будет просвечиваться основа.

Отделка – нанесение краски так, чтобы текстура и глянец стали однородными.

Промежуточная сушка – это время, в течении которого испаряется растворитель и покрытие выдерживается до нанесения нового слоя.

Сразу после нанесения покрытия происходит интенсивное испарение растворителя. Если в это время подвергнуть покрытие воздействию тепла, то разбавитель или растворитель будет испаряться очень быстро, что вызовет появление таких дефектов как кратеры и поры.

Пневматический краскораспылитель - это инструмент, которым наносят краску путем распыления смеси краски и воздуха.

Пневматический краскораспылитель

Регулирует расход краски посредством перемещения иглы. Вывинчивание винта увеличивает расход краски, а затягивание винта уменьшает расход краски. Полная затяжка винта приводит к прекращению подачи краски.

Регулирует форму пятна распыления. Вывинчивание винта дает овальную форму факела распыления а затягивание более круглую форму.

Овальная форма более пригодна для распыления краски на больших поверхностях.

Круглая форма более подходит для распыления краски на небольших поверхностях.

Регулирует величину давления воздуха. Вывинчивание винта увеличивает давление воздуха а затягивание винта уменьшает давление воздуха. Полная затяжка винта пол- костью отключает давление воздуха. Недостаточное давление воздуха снижает распыление краски, а чрезмерное давление воздуха вызывает большее разбрызгивание краски что увеличивает ее расход.

Нажатие на курок вызывает распыление воздуха и краски. Курок действует в два этапа. Первоначальное нажатие на курок вызывает открытие воздушного клапана, позволяя распыляться только воздуху. При последующем нажатии на курок открывается игла, вызывая распыление краски вместе с воздухом. Такое устройство краскораспылителя обеспечивает стабильное распыление при нажатии на курок.

Типы пневматических краскораспылителей

Всасывающего типа

Бачок для краски расположен ниже сопла краскораспылителя. Краска подается только под действием силы всасывания в сопле краскораспылителя.

Благодаря большей емкости бачка пригоден для распыления краски на больших поверхностях.

С подачей краски самотеком

Бачок для краски расположен выше сопла краскораспылителя, краска подается к соплу под действием силы собственного веса, а также за счет силы всасывания, создаваемой у сопла.

Сводятся к минимуму отклонения в количестве подаваемой краски из-за изменения вязкости.

Непригоден для непрерывного окрашивания больших поверхностей из-за небольшой емкости бачка.

С подачей краски под действием сжатого воздуха

Резервуар с краской и распылитель являются отдельными устройствами. Краска сжимается в резервуаре под действием сжатого воздуха и подается к распылителю.

Пригоден для непрерывного окрашивания больших поверхностей. Может использоваться с краской большей вязкости.

Непригоден для небольших окрасочных работ.

Технологические приемы пользования краскораспылителем

Расстояние от краскораспылителя до окрашиваемой поверхности панели.

Если держать краскораспылитель слишком близко к окрашиваемой поверхности, будет наноситься большое количество краски, что будет давать более толстый слой покрытия и появятся подтеки краски. Наоборот, если краскораспылитель удерживать на слишком большом расстоянии, объем краски будет меньшим, создавая тонкий слой и шероховатость покрытия.

Идеальное расстояние определяется типом краски, краскораспылителем и используемым способом окрашивания. Кроме того, для получения однородного покрытия важно поддерживать постоянное расстояние даже при окрашивании неровных поверхностей, как показано ниже.

Угол наклона краскораспылителя - это ориентация краскораспылителя относительно поверхности панели. Краскораспылитель должен быть постоянно перпендикулярен к поверхности панели как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Иначе отделка будет выглядеть неравномерной.

Перекрытие пятна распыления.

При выходе краски из краскораспылителя она разбрызгивается, как показано на рисунке справа, образуя пятно распыления, причем покрытие получается более тонкое по краям, чем а центре.

Следовательно, для получения однородного покрытия пятно распыления должно иметь одинаковую толщину. Приемлемая величина перекрытия составляет от 1/2 до 2/З пятна распыления.

Процесс сушки краски

Процесс, при котором жидкая краска отвердевает и образуется твердое покрытие, называется сушкой или отверждением.

Процесс, при котором краски сушатся и отверждаются, можно классифицировать следующим образом.

Сушка испарением растворителя

При испарении растворителя краски образуется покрытие, но поскольку молекулы смолы не связаны, покрытие может быть растворено разбавителем. Характерной чертой таких красок является быстрое высыхание и простота использования. Однако, они уступают краскам реактивной сушки в части стойкости к действию растворителей и влиянию окружающей среды.

Сушка реактивного типа

Краски реактивной сушки отличаются такой особенностью, что их отверждение не начинается до тех пор, пока что-нибудь не будет введено для начала химической реакции. В большинстве автомобильных красок такого типа отверждение вызывается теплом или катализатором.

Сразу после распыления свежая краска представляет собой разжиженный слой, в котором смешаны смолы, пигменты, растворители и разбавители.

В процессе отверждения растворитель и разбавитель испаряются и молекулы смолы постепенно связываются друг с другом посредством химической реакции.

После окончания отверждения покрытие полностью освобождается от растворителей и разбавителе. Химическая реакция молекул смолы заканчивается и они образуют твердый высокополимерный слой.

Окислительная полимеризация

Так как молекулы смолы окисляются путем поглощения кислорода из воздуха, они полимеризуются в структуру с поперечными связями. Этот тип краски редко применяется в автомобильном деле, поскольку для получения поперечно-связной структуры требуется много времени и грубая структура не обеспечивает приемлемых характеристик покрытия.

Тепловая полимеризация

При нагреве краски этого типа до определенной температуры (обычно выше 120оС) в смоле начинается химическая реакция, вызывающая отверждение краски. В результате получается настолько плотная поперечно-связная структура, что после отверждения краску не растворяет даже разбавитель (термореактивные амино-алкидные и акриловые краски).

Отверждение двухкомпонентной полимеризацией

В этом типе краски основной компонент смешивается с отвердителем, чтобы вызвать в смоле химическую реакцию, заставляющую краску отверждаться. Несмотря на то, что эта реакция может иметь место и при комнатной температуре, для ускорения процесса используется горячий воздух (60-70оС). Большинство автомобильных красок относится к этому типу.

Дефекты окраски

Сорность покрытия (зерность)

Пыль или другие посторонние частицы, которые прилипли к окрашенной поверхности при окрашивании, или сразу после окрашивания, называются зернами. Наряду с внешними источниками загрязнений, эти частицы могут присутствовать в самой краске.

Кратеры (оспины)

Углубления, которые образовались в результате выталкивания из окрасочной пленки масла или воды, или пустоты, возникшие из-за неспособности краски образовать пленку по маслу или воде.

Шагрень (апельсиновая корка)

Представляет собой неровную пленку, которая имеет место при быстром отверждении краски до ее выравнивания (самопроизвольного выравнивающего перемещения краски). На появление дефекта оказывают влияние как режим нанесения покрытия, так и толщина пленки.

Потеки (наплывы)

Потеки вызываются избытком краски, которая стекает вниз и отверждается.

Сморщивание (вспучивание)

Сморщивание бывает двух видов. Один из них вызывается растворителем, проникающим из свежего окрасочного покрытия в слой старой краски, что приводит к ее внутренним деформациям и образованием морщин в верхнем слое. Другой вид сморщивания имеет место при размягчении верхнего слоя покрытия и его расширений под действием тепла с последующей усадкой по мере охлаждения.

Вскипание (поры)

Группы небольших отверстий, называемых порами, появляются при быстром нагреве краски. Если окрашенная поверхность высыхает и отверждается до испарения растворителя, оставшийся растворитель прорывается через пленку, оставляя поры.

Следы шпатлевки

Имеет место, когда на поверхности покрытия проявляется шпатлевка. При различном вспучивании первоначальной окраски и шпатлевки растворитель верхнего окрасочного слоя вызывает сморщивание по окрашенным кромкам и появление следов шпатлевки.

Царапины от шлифования

Царапины увеличиваются и появляются на поверхности верхнего окрасочного слоя, когда растворитель верхнего покрытия проникает в нижележащие слои.

Выцветание (впитывание)

Имеет место, когда верхнее покрытие теряет свой глянец с течением времени. Если нижний слой пористый, он стремиться впитать краску, вызывая ее выцветание. Кроме того, выцветание имеет место, если полированный состав применяется до полного высыхания окрасочной пленки.

Защитные средства

Размеры частиц, оказывающих вредное воздействие на легкие человека, находятся в диапазоне от 0,2 до 5 мкм. В таблице справа показаны размеры типичных частиц, взвешенных в воздухе. Маска является одним из наиболее эффективных средств, которые препятствуют вдыханию таких вредных частиц.

Использование защитных средств

Подбор цветов, подготовка поверхности

  • Кепка механика;
  • Очки;
  • Маска с фильтром;
  • Униформа механика;
  • Защитная обувь.

Окрашивание

  • Маска, подключаемая к воздуховоду;
  • Униформа механика;
  • Перчатки, защищающие от воздействия растворителей;
  • Защитная обувь.

Газовая маска является защитным средством, предназначенным для защиты органов дыхания человека от вредного воздействия органических газов (воздуха, смешанного с парами органических растворителей). Существуют маски двух типов: маски, подключаемые к воздухопроводу и маски, снабженные фильтрами.

Маска с фильтром снабжена респираторной коробкой для поглощения органических газов.

www.nikamotors.ru

Покраска кузова

Кузов автомобиля – главная его часть. От кузова зависит вся конструкция авто, и, если он повредился при ДТП, то, как правило, авто не подлежит восстановлению. Разве что надо делать замену кузова.

Если все-таки повреждения позволяют восстановить машину, то ремонт будет весьма трудоемким, так много различных работ нужно выполнить, притом непосредственно покраска кузова – самая простая и легкая часть. И, тем не менее, окраска кузова своими руками вполне по силам каждому, кто хоть раз сталкивался с кузовным ремонтом.

Самое главное в покраске кузова – это подготовительные работы.

Вначале необходимо все подготовить. Покрасочные работы надо проводить в хорошо вентилируемом помещении с постоянной температурой. Помещение должно быть таким, чтобы его легко было вымыть, так как в процессе подготовки неоднократно придется мыть автомобиль после некоторых этапов.

Надо подготовить и необходимое оборудование. Если придется рихтовать кузов, то нужны инструменты для выпрямления и вытяжки металла.

Появилась коррозия, нужно обязательно удалить остатки прежнего лакокрасочного покрытия – без шлифовки не обойтись. Вообще лучше в таких случаях сделать пескоструй кузова, дело хоть и хлопотное, но качество зачистки автомобиля будет лучше. Из оборудования нужен, конечно, компрессор с краскопультом – не кистью же будете красить.

Материалы для подготовки перед покраской лучше выбирать одной фирмы, так как они идеально подходят друг к другу. Это же утверждение относится и к лакокрасочным материалам, даже к защитному полимерному покрытию, если владелец решил сделать дополнительную защиту кузова.

Наконец, нужно подготовить и собственные защитные средства: костюм, респиратор, защитные очки.

Вначале, что естественно, надо провести экспертизу автомобиля. Экспертиза автомобиля – это его осмотр и необходимые измерения для определения масштаба и вида повреждений.

Тщательный осмотр, проверка коррозийных очагов, определение глубины царапин, вмятин, деформации кузова – все это экспертиза. От экспертизы автомобиля зависит не только сам процесс кузовного ремонта, но и количество материалов, их виды.

С процессом экспертизы можно познакомиться на видео.

После экспертизы приступают к подготовке автомобиля. Первый раз моют автомобиль (первый, потому что потом это придется делать не раз).

После этого демонтируют все детали, которые можно покрасить отдельно. Можно, конечно, и не демонтировать, но «как бы чего не вышло», как говорил один литературный герой. Лучше снять. Если снять совсем невозможно, можно покрыть эти места защитным слоем из смеси глицерина (30%), воды (10%), декстрина (20%), мела (40%). Элементы кузова можно закрыть пленкой и скотчем.

Если кузов подвергнется пескострую, то такая зашита не будет эффективной.

После защиты или демонтажа начинают рихтование кузова: вытягивание кузова и выпрямление вмятин. Киянками разного номера постукивают по вмятинам, добиваясь выпрямления металла.

После рихтовки обрабатывают коррозийные очаги и удаляют глубокие царапины на кузове автомобиля, повредившие металл. Снимают и старое лакокрасочное покрытие.

Чем можно это сделать? Удалять мелкие царапины надо вручную шлифовальной машинкой с абразивной шкуркой разной зернистости. То же можно сделать и с коррозийными очагами.

Если поверхность повреждений большая, то лучше прибегнуть к пескострую кузова. Пескоструйным пистолетом обрабатывают всю поверхность автомобиля, он легко удалит и коррозию, и старое лакокрасочное покрытие.

На форумах автолюбителей сделать все своими руками много советов по пескострую. Как говорится, кто чем может: скорлупой грецких орехов, солью, но это все может вызвать нежелательные последствия для пескоструйного пистолета. Песок – лучшее средство для эффективной работы.

Надо помнить, что оцинкованный кузов пескоструить нельзя! И все-таки труднодоступные места перед следующим этапом придется затирать вручную.

Когда зачистка сделана, снова моют и хорошенько сушат автомобиль. Теперь можно приступать к шпатлевке отдельных мест. Шпатлевка выполняется для выравнивания и зачистки мелких повреждений, рихтованных мест и мелких царапин.

Шпатлевание выполняют металлическими и резиновыми шпателями, затем производят зачистку обработанных мест. Шлифуют, делая поверхность гладкой. После удаляют грязь и пыль противопылевой салфеткой. Мыть шпатлевку нельзя! Она впитает влагу, и это будет место потенциальной коррозии. Лучше сначала машину обдуть сжатым воздухом от компрессора.

С подготовкой кузова к покраске и покраской кузова ваз можно познакомиться на видео.

Всю поверхность под покраску обезжиривают и наносят грунтовку. Если есть лексановые детали, надо нанести специальную грунтовку. Грунтовка кузова выполняется независимо от того, какая выбрана окраска кузова пастельная или металлизированная.

На форумах автолюбителей распространено мнение, что пастельная окраска наносится на грунтовку, а металлизированная - на металл. Но это не так. На грунтовку наносятся обе - и пастельная, и металлизированная.

Теперь пришла пора навестить колориста. Вот чего точно у неспециалиста не получится, так это подобрать краску кузова. Конечно, есть компьютерные программы, с помощью которых можно это сделать, но это очень приблизительные данные.

Колорист будет это делать вручную, не обращая особое внимание на номер краски кузова. Конечно, здесь немало тонкостей. Например, на цвет краски влияет не его номер, а, например, расстояние, с которого краска наносилась и давление в краскопульте. За этим надо тщательно следить.

Краскопульт и компрессор надо точечно настроить, иначе дефектов покраски не избежать. Когда все готово, можно приступать к покраске автомобиля. Процесс покраски кузова ваз смотрите на видео.

На грунтовку наносится пастельный слой. Отличие пастельной окраски не в грунтовке, а в краске и количестве слоев нанесения. Металлизированное покрытие наносят в несколько слоев, при этом избегая перепыла, иначе металлические частицы краски будут собираться в одном месте и на авто образуются некрасивые пятна.

Покраска закончена, авто тщательно сушат. Не нужно этого делать с кузовом авто при помощи строительного фена: большая поверхность покраски может дать неожиданные дефекты.

Последний штрих – ламинация кузова, то есть нанесение защитной пленки или защитного полимерного слоя. Они предохраняют окраску авто от мелких сколов и царапин. Лучше всего для этих целей подходит жидкий пластик. Он надолго защитит авто от повреждений.

Покрасить кузов авто своими руками не очень сложно, главное – хотеть этого и не бояться трудностей.

CarsCool.ru

Эффектные ЛКП: «металлик»

Давно известно, что совершая любую покупку, человек руководствуется больше эмоциями, чем разумом. «Хочу вот эту машину, цвета «мокрый асфальт», и точка!». Факт остается фактом – по данным исследования, проведенного концерном DuPont, 40% покупателей готовы отказаться от одной марки в пользу другой, если она окрашена в понравившийся покупателю цвет. Как говорится, спрос рождает предложение.

Конечно, на цветовые решения оказывает влияние и мода. Например, сегодня подавляющее большинство потребителей отдает предпочтение не однотонно окрашенному автомобилю, а тому, чье ЛКП обладает каким-то «спецэффектом», пусть даже и не ярко выраженным. Например - эффектом «металлик».

Крылатый металл… в краску!

Помните легендарную фразу, которую приписывают Форду-старшему: «Вы можете получить автомобиль любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным»? В те далекие времена других материалов, кроме черных масляных красок и лаков, пригодных для окраски автомобильных кузовов просто не существовало.

Позже, когда началось производство белого пигмента - двуокиси титана, автомобилестроители получили возможность создавать различные новые оттенки. Добавление этого пигмента в тогдашние краски позволило расширить цветовую гамму кузовов, и гегемонии черного цвета в автомобильном мире пришел конец.

Еще один технологический переворот в истории автомобильных красок совершил алюминий. К сожалению, история не сохранила имени человека, впервые предложившего добавлять в краски частицы этого металла. А жаль. Ведь именно благодаря ему автовладельцы сегодня могут ездить на машинах, окрашенных в модный цвет «металлик», а продавцы автомобилей - начислять дополнительные проценты за эту краску.

Принцип «работы» металликов

Принцип «работы» красок с эффектом «металлик» основан на отражении света. Алюминиевые пластинки, распределенные в слое краски, выполняют роль своеобразных микрозеркал, отражающих падающий на них свет, что и придает покрытию эффект характерного сверкающего блеска.

Помните, как в детстве, взяв в руки зеркальце, мы играли солнечными зайчиками, направляя их друг другу в глаза? Похожий эффект достигается и в металликах

Помимо эффектных пигментов, в этих красках присутствуют и «обычные» цветовые пигменты, обеспечивающие покрытию тот или иной цвет. Только в отличие от одноцветных красок, в которых применяются светонепроницаемые пигменты, в металликах необходимо использовать иной тип пигментов - светопроницаемые. Алюминиевые пластинки ведь распределены в толще краски, в пигментной среде, а значит только прозрачные пигменты позволят световым лучам «пробраться» к этим пластинкам и отразиться от них.

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ЛЕГЕНДА О «МЕТАЛЛИКЕ»

Берегите «родную» эмаль - покрасить

машину так, как на заводе,

обойдется недешево...

Антон УТКИН

«Куплю ВАЗ от 95 г.в., небитый, некрашеный...» Прочитав такое объявление, непосвященный может подумать, что речь идет об автомобиле, который почему-то сошел с конвейера с неокрашенным кузовом...

Все, как мы знаем, гораздо проще: покупатель хочет машину с полностью сохранившейся заводской эмалью - та, что уже побывала в малярном цехе автосервиса, его не интересует. Действительно, опыт нескольких поколений автовладельцев многих научил - ремонта хватит ненадолго. Пусть даже самый лучший маляр покрасит вам отрихтованное или приваренное крыло «как самому себе», тщательно обезжирив, прогрунтовав и высушив, через две «соленые» зимы оно все равно зацветет паучками коррозии.

На заводах, на том же ВАЗе, а в последнее время и на ГАЗе («соболи» и «газели») красят вполне сносно. Фирменное оборудование и западные технологии эффективны даже с дешевыми отечественными материалами - лет на пять покрытия хватает. А вот дальше...

На рис. 1 показан полный цикл работы окрасочной линии. Ознакомьтесь и станет очевидным, что в условиях даже хорошо оснащенного автосервиса самых важных стадий подготовки кузова не воспроизвести. Одна только катафорезная обработка с полным погружением кузова в ванну дает очень прочный слой грунта - влага, со временем проникшая под эмаль через трещины и сколы, не может добраться до металла.

А теперь о другом. Говоря о покраске, нельзя не сказать о самих материалах. Наш автопром вот уже сорок лет использует, в основном, эмали серии МЛ (меламиноалкидные), образующие хрупкую, неэластичную пленку. На Западе ведущие автозаводы применяют более долговечные полиэфирные и полиакриловые эмали. Например, немецкий концерн «Хербертс», как и другие производители, поставляет на конвейеры в основном водоразбавляемые материалы, без органических растворителей - испарять в атмосферу сотни тонн этилцеллозольва и циклогексанона, как это делается у нас, в Европе считают варварством - экология превыше всего.

Цвет и оттенок эмали (всего их около 45 тысяч) зависят от сочетания в ней различных пигментов - порошков минерального или органического происхождения. Так, двуокись титана (TiО2) дает белый цвет, газовая сажа (С) - черный и т. д. В развитых странах токсичные пигменты запрещены. Например, вместо желтого хромата свинца (PbCrO4) тот же «Хербертс» давно подобрал безопасный заменитель.

Применяемых пигментов гораздо меньше, чем оттенков эмалей, поскольку, смешивая их согласно хроматическому кругу (рис. 2), можно получить любой цвет спектра. Цвета, расположенные в круге напротив, - антагонисты, они уничтожают друг друга в смеси эмалей. Но все это обычные или, как их называют, одноцветные эмали. Не менее распространены на автомобилях «металлики» - вот о них и поговорим подробнее.

Впервые эмаль, содержащую металлические частицы, у нас увидели отнюдь не на автомобилях - в те годы «победы» и «волги» красили незатейливо - в черный, белый, бежевый... Зато рамы велосипедов харьковского завода искрились так называемыми лессирующими эмалями - чешуйки алюминия отражали свет из глубины лаковой пленки. «Металлики» первых поколений были однослойными (рис. 3, а) - пленка эмали содержала алюминиевые частицы по всей толщине в 50 микрон. В последние годы «металлик» наносят в два слоя: 20 микрон основы с частицами алюминия и еще 50 - прозрачный лак (рис. 3, б). Двухслойное покрытие не только более эффектное - оно прочнее и долговечнее, поскольку лучше отражает ультрафиолетовые лучи солнца - эмаль медленнее стареет.

Последнее достижение - эмали с эффектом перламутра. Их главный компонент - частицы слюды. Это природный минерал - алюмосиликат калия, размолотые кристаллы которого образуют тончайшие прозрачные пластинки. Покрывая их по специальной технологии окислами металлов, химики получают частицы, меняющие цвет в зависимости от угла зрения. У перламутровой эмали минимум два слоя - основа со слюдой и бесцветный лак, а иногда даже три - белая или цветная подложка, слюда и лак. Глубинные переливы и игра цветов завораживают взгляд - покрытие соперничает в красоте с природным жемчугом, тем более что все оттенки, интенсивность отражения и преломления световых лучей разработчик может запрограммировать, подбирая состав эмали и режим окраски.

На рис. 4 показаны падение и отражение лучей света в покрытиях разных видов. Так, в пленке обычной одноцветной эмали (а) свет проходит на глубину около 25 микрон, а угол падения равен углу отражения. В «металликах» и «перламутрах» углы изменяются. В однослойном покрытии (б) довольно много алюминиевых чешуек, расположенных близко к поверхности и параллельно ей, поэтому нижний, видимый сбоку тон получается темным, а верхний, видимый под прямым углом - светлым. В двухслойном «металлике» (в) - наоборот: темный верхний тон и светлый нижний. В эмали с эффектом перламутра (г) свет частично отражается пластинками слюды, частично проходит сквозь них, отражаясь от подложки под разными углами, поэтому мы видим смесь разноцветных лучей.

Словом, не так-то просто создать фирменную краску. Зная это, легко понять, почему у гаражных кустарей, пытавшихся сделать «металлик» из смеси отнюдь не чешуйчатого, а пылеобразного алюминия («серебрянки») и обычной «синтетики», получалось нечто похожее на «молотковую» эмаль для несгораемых шкафов... И уж совсем нереально рассчитывать на долговечное покрытие, обойдясь купленной банкой дешевой однокомпонентной эмали.

Профессиональные ремонтные материалы обязательно двухкомпонентные: и к эмали, и к бесцветному лаку прилагается соответствующий отвердитель, позволяющий акриловым смолам высыхать до высокой твердости при температуре от 20 до 60оС. Разумеется, такие существенно дороже, чем предназначенные для заводов - туда поставляют только однокомпонентные, поскольку голый кузов без легкоплавких пластмассовых деталей и чувствительной электроники сушат при 140оС. Попытки наспех, без разборки, покрасить «синтетикой» МЛ-12 современную иномарку (или хотя бы ее часть) с последующей высокотемпературной сушкой скорее всего закончатся плачевно - салон станет скрипучим, как на «Самаре», а неустранимые сбои системы впрыска топлива заставят продать машину на запчасти...

Покрасить битую или поржавевшую машину не хуже, чем на заводе, можно, но не всякому по карману. Например, хорошо оснащенный сервис, работающий фирменными двухкомпонентными материалами, возьмет за покраску крыла VAZ 2110 около $120, всей «десятки» - до $1500, а, скажем, «Мерседеса-124» - до $3000. Поэтому берегите кузов, пока он свежий: смывайте соль, вовремя закрашивайте сколы эмали, натирайте поверхность восковыми и тефлоновыми полиролями - копейка рубль сбережет...

Рис. 1. Стадии обработки кузова на окрасочной линии.

Рис. 2. Хроматический круг.

Рис. 3. Расположение плоских алюминиевых частиц в пленке «металлика»: а - однослойном;

б - двухслойном

Рис. 4. Упрощенная схема отражения лучей света в покрытиях разных видов: а - одноцветная эмаль; б - однослойный «металлик»; в - двухслойный «металлик»; г - трехслойный «перламутр».

Качество покрасочных работ оказывает огромное влияние на внешний вид любого автомобиля. Справедливость данного утверждения особенно подтверждает покраска автомобиля металликом. Использование данной краски делает заметными практически все виды внешних дефектов кузова. Можно ли произвести качественную ?

Технология покраски машины металликом требует последовательного и неукоснительного выполнения каждого этапа. В противном случае вы рискуете зря потратить не только свое время, но и деньги. Данная статья будет посвящена детальному описанию основных этапов нанесения краски металлик на кузов автомобиля в гаражных условиях.

Краска с эффектом металлик

Вот так выглядит автомобиль окрашенный в металлик. Нажмите на фото для увеличения.

Краска с эффектом металлик представлена в трех разновидностях:

  • Однослойная.
  • Двухслойная.
  • Трехслойная.

Однослойную краску применяют довольно редко, так как для ее качественного нанесения необходим высокий уровень квалификации и определенное мастерство. Использование трехслойной краски позволяет создать сложные эффекты (белый перламутр, хамелеон и т.д.). Данный тип покрытия характеризуется изменением цвета в зависимости от угла обзора. Технология в этом случае предполагает нанесение прозрачного перламутра на выполненную грунт-тонером базу.

Двухслойная краска получила наибольшее распространение и популярность. Покраска авто данным методом в металлик достаточно проста и представляет собой поэтапное нанесение базы и лака. Краска должна наноситься на предварительно обработанную грунтом поверхность. Полировка поверхности позволяет легко устранить возможные дефекты.

Основные этапы покраски двухслойной краской

Остановимся на самом популярном и распространенном варианте, подразумевающем использование двухслойной краски. Покраска автомобиля металликом, осуществляемая с использованием данной краски своими руками, состоит из следующих основных этапов:

  • Подготовительные работы.
  • Окраска базой.
  • Нанесение лака.

Рассмотрим особенности каждого этапа.

Подготовительные работы

Подготовка окрашиваемых частей автомобиля. Нажмите на фото для увеличения.

Покраска любого авто металликом включает в себя целый комплекс подготовительных мероприятий, основными из которых являются шпатлевка и грунтовка кузова. При выборе цвета шпатлевки необходимо ориентироваться на будущий цвет автомобиля (они должны совпадать). Части кузова, на которые будет наноситься краска, следует предварительно демонтировать либо оклеить клейкой (малярной) бумагой.

Особенности подготовительного этапа покраски металликом включают в себя обязательное обезжиривание и обдувку всех окрашиваемых элементов. Сначала необходимо продуть весь корпус автомобиля с учетом труднодоступных мест. Только после этого можно приступать к процессу обезжиривания поверхности. Для обезжиривания понадобятся салфетки и антисиликоновая жидкость. После завершения процесса обезжиривания кузов следует насухо протереть чистой салфеткой и еще одни раз произвести обдув.

Качественный обдув и обезжиривание оказывают самое непосредственное влияние на конечный результат. Дело в том, что результатом недостаточного обезжиривания может стать плохая сцепка краски и поверхности кузова, а оставшиеся после некачественной обдувки частицы будут заметны на кузове после завершения покраски. Отсутствие мелких частиц пыли может гарантировать использование специальных пылесборных салфеток.

Покраска автомобиля в металлик должна начаться сразу после завершения подготовительных работ. Данное требование уменьшает вероятность повторного загрязнения кузова. Так же не следует прикасаться к обезжиренному кузову автомобиля жирными либо грязными руками.

Окраска базой

Нанесение базового слоя на автомобиль нажмите на фото для увеличения.

Покраска вашего авто в металлик в обязательном порядке включает в себя нанесение базового слоя краски, которое следует производить после полной подготовки поверхности. Используемую для этих целей краску необходимо разбавить растворителем. При подборе растворителя учитываются такие нюансы, как температура камеры окрашивания и марка краски.

Покраска базы металликом, производимая своими руками, предполагает нанесение двух слоев: более сухой и более мокрый. Первый слой (более сухой) не должен содержать подтеков, а наличие полос и пятен допускается. К нанесению второго слоя можно приступать только после того, как первый слой высохнет и приобретет матовый оттенок. Матовый оттенок сигнализирует о том, что с поверхности окрашиваемого элемента произошло испарение растворителя.

Каждый следующий слой краски можно наносить только после полного высыхания предыдущего. Время высыхания составляет от 10 до 30 минут при естественном способе сушки. Конкретное время будет указано в инструкции изготовителя к конкретному типу краски. При необходимости нанесения третьего слоя (если краска не слишком укрывистая) второй слой рекомендуется сделать мокрым. Последний слой наносится с большего расстояния от окрашиваемой поверхности, чем предыдущие. После нанесения последнего слоя необходимо обеспечить сушку при температуре около +20°C в течение получаса.

Покраска автомобиля в металлик, осуществляемая в гаражных условиях своими руками, не должна предполагать применение метода обдува воздухом для принудительной сушки поверхности. В данном случае процесс сушки, конечно же, существенно ускорится. Однако нужно быть готовым и к тому, что небольшие частички металла, создающие эффект металлик, правильно не погрузятся в базовый слой.

Покрытие лаком

Наносим лак. Нажмите на фото для увеличения.

Лак, как и краску, следует перед нанесением разбавить растворителем в пропорциях, рекомендованных инструкцией изготовителя. Покраска авто, осуществляемая металликом, включает в себя нанесение 2-3 слоев лака. Основная особенность - каждый последующий слой должен наноситься только после полного высыхания предыдущего.

Для проверки полноты высыхания некоторые мастера используют довольно простой способ - касание поверхности пальцем (в незаметном месте). Отсутствие следов лака на пальце свидетельствует о полном высыхании. Покраска металликом не приемлет спешки и образования подтеков, для удаления которых порой приходится снимать целый слой.

Покраска в металлик иногда сопряжена с появлением эффекта шагреневой кожи на поверхности кузова. Данная проблема не является критичной и легко устраняется при помощи полирования либо зашкуривания слоя лака. Приступать к избавлению от эффекта шагреневой кожи можно только после полного высыхания лака.

Заключение

Самостоятельная покраска машины в гаражных условиях металликом является более сложным и трудоемким процессом, чем покраска обыкновенной эмалью. Однако технология покраски не содержит в себе очень сложных для большинства автолюбителей операций. Успешная и качественная покраска вашего авто металликом возможна только при безусловном соблюдении описанной в данной статье последовательности действий.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...