Топиарное искусство в ландшафтном дизайне. Скульптуры из растений: топиарное искусство запада и востока

Топиар и топиарий – в чём разница? По своему звучанию эти два слова практически одинаковы, но их различает содержание. Топиар (реже, топиари) – это кустарниковая скульптура (из живых растений). Топиарий - искусственно созданное "европейское дерево" или «дерево счастья», «хенд-мейд» (hand made) - «сделано вручную»

История возникновения топиарного искусства.
Топиарное искусство – это не только искусство садово-паркового оформления (деревья и кустарники, подстриженные в виде геометрических или скульптурных фигур), но и искусственно созданные «деревья счастья» для украшения интерьера помещений.
Ещё в Древней Персии садовники рабы изменяли естественные формы растений, деревьев. Позже это искусство распространилось в Египет и затем в Рим с потоком рабов из Персии и Египта. И уже в Риме это садово-парковое искусство приобрело название «топиар» - по названию обрабатываемого участка «topos» - место , а раба садовника стали называть «topiarus ».

С закатом Римской империи топиарное искусство практически прекратило своё существование, а своё второе рождение получило уже в Европе, расцвет которого пришёлся на XVII век. В это время был создан знаменитый дворцово-парковый ансамбль в Версале (Франция)
В России топиарное искусство появилось при правлении Петра I.

Ещё недавно, под топиарным искусством подразумевалось только фигурная стрижка кустарников и деревьев. Сейчас искусство обрело новые направления, это скульптурный (живой) топиар и искусственный (рукодельный) топиарий.

Чтобы растения в скульптуре или композиции не мешали друг другу, а развивались гармонично, необходимо подбирать с учётом сочетания их между собой, адаптации к климату, ландшафту местности, способу ухода. Выбранные растения должны дополнять друг друга в цветовой гамме, в высоте, в сроках цветения.
Растения, предназначенные для создания живых скульптур, подбирают таким образом, чтобы стрижка не могла навредить их естественному росту. Наполненность и плотность в живых скульптурах добиваются прививками на основное растение и дополнительным высаживанием в каркасные формы ковровых растений.
Исходным материалом для изготовления топиаров служат растения не моложе 2-3 лет. В таком возрасте растения уже хорошо переносят стрижку.


Формы топиарного искусства.


Самой популярной формой топиара является живая изгородь, арки, лабиринты. Они выполняют роль не только декоративную, но и функциональную: защищают от пыли, ветра, солнца, разделяют пространство, выполняют роль природного забора.


Не менее популярен ещё один вид топиара – создание деревьев, кустарников с чёткими формами крон: это могут быть шарообразная или кубическая формы, трапециевидные или конусные.

Особенно выделяются по своей сложности исполнения топиарные фигуры людей, животных, предметов. Эти скульптуры выполнены на каркасе и состоят из нескольких видов растений. В таком искусстве требуется не только фантазия садовника, но и профессионализм. Эти топиари – настоящее чудо произведения искусства. Потрясающие скульптуры из растений, созданные руками людей, привлекают внимание разнообразием форм.
Приёмы прививки, совмещённые со стрижкой растений дают нам возможность любоваться шедеврами живых скульптур.


В топиарном искусстве особое место занимает садовый бонсай, а также выращивание карликовых деревьев в небольших поддонах, горшках. Традиция этого искусства к нам пришла из Японии и Китая.

Восточные мотивы сейчас очень популярны в Европе. Специальным образом подстриженные деревья придают Европейским паркам колорит Востока.

Садовые бонсаи обычно применяются в качестве акцентирующих композиций в общем ландшафте.

Карликовый бонсай является украшением помещений.

В конце XX века стало модным украшать сады, парки, дома цветами, сооружать цветочные скульптуры, подстригать горшечные растения, изготавливать искусственные деревца.
Маленькие топиари стали предметом дизайна интерьеров.

Одними из таких топиариев стали «европейские деревья» или «деревья счастья». Эти деревца ручной работы, изготавливают их из чего угодно и название такому деревцу дали топиарий.

Возможно, многие не знают, что собой представляет топиарное искусство, однако наблюдают результаты подобной деятельности. Потрясающие зеленые скульптуры, созданные руками людей, привлекают внимание разнообразием форм. Удивительно, как кустарники и деревья растут и развиваются не по природным, а по продиктованным человеком законам, которые соотносятся с его представлениями о красоте.

История искусства

Фигурная стрижка деревьев и кустарников производилась еще во времена Древнего Рима. Жители украшали свои сады именно таким образом, и мастеров художественной формовки ценили очень высоко. Позднее топиарное искусство надолго было забыто, и лишь во времена Ренессанса оно вновь возродилось к жизни. На итальянских виллах появлялись выполненные из кустов самшита живые шедевры, напоминающие животных и птиц. Причудливые лабиринты из липы и туи, аккуратные бордюры, зеленые комнаты, образованные из стен тиса, удивляли и радовали взор.

Однако законодательницей моды одного из направлений ландшафтного дизайна является Франция, и ее регулярные сады признаны величайшим достижением в этой области. После XVII века искусство создания подобного рода парков распространилось по всей Европе. Необычные идеи работы с кустарниками при Петре I были привнесены и в Россию. А через несколько десятков лет появился "новый топиарий" - особая техника, при которой для стрижки используют металлический каркас, однако в этом случае велик риск врастания в него дерева.

Существуют специальные формы, наполненные сфагнумом (мхом) и торфом, в которые сажают кустарники, и они вырастают с кроной необычных очертаний.

Живые изгороди

Кроме зеленых скульптур, украшающих сады и парки, самым распространенным создания различных фигур при помощи обрезки являются живые изгороди, отличающиеся компактностью. Они различаются по ширине и высоте, могут быть одно- и многорядными. Их высаживают в шахматном порядке, а расстояние между кустарниками зависит от их размеров и может достигать одного метра. Из стриженых изгородей состоят витиеватые лабиринты, ограждающие участок по периметру, а для их создания используют вечнозеленые растения вроде лавра или калины.

Растения, пригодные для стрижки

Надо сказать, что для фигурной стрижки подходят немногие растения. В природных условиях России чаще всего используют бирючину, ель и тис, а на зиму обязательно тщательно укрывают такие топиары. Когда необходима быстрорастущая живая стена, то идеальным материалом является туя западная, являющаяся очень неприхотливым растением.

Бонсаи

В отдельный вид выделяют выращивание самых причудливых форм, и такое искусство в Японии называется бонсаи. В последнее время восточные мотивы чрезвычайно популярны и в Европе. Подстриженные особенным образом деревья придают колорит паркам и создают уют. В России бонсаи - это подражание древнему японскому искусству, поскольку соблюсти все правила без длительной учебы невозможно. К сожалению, наши соотечественники гонятся за внешней экзотикой и проходят мимо карликовых деревьев, растущих в лесах. А ведь их можно пересадить на участок и получить уже готовый бонсаи.

Топиарное волшебство на пике моды

Топиарное искусство, чудесными примерами которого являются роскошные сады Петергофа и Версаля, часто подвержено веяниям моды, однако зеленые лабиринты со специально запутанными проходами никогда из нее не выходят. Они появились еще в эпоху Возрождения и по сей день пользуются популярностью.

Эффектной новинкой в ландшафтном искусстве являются сформированные в виде высокой арки растения. На пике моды всегда находятся живые беседки, выполненные из тиса и граба, и боскеты - замкнутые земельные участки, обсаженные стрижеными кустарниками в виде плотной изгороди вокруг газонов.

Длительный и увлекательный процесс

Процесс создания зеленых скульптур (топиара или топиари) - очень увлекательный, но длительный, занимающий около шести-семи лет, и перед тем как им заняться, необходимо освоить основы топиарного искусства. Для ухода за живыми композициями требуются секатор, пила и шпалерные ножницы.

Сначала выбирается место с учетом всех особенностей ландшафта, затем кустарники, из которых будут формироваться оригинальные фигуры. При помощи металлической сетки создается шаблон, а по мере роста побегов осуществляется стрижка, когда ветки обрезаются на одной длине садовыми ножницами, и создается ровная поверхность (например, изгороди). Работы проводятся в период роста побегов кустарника.

А обрезку деревьев секатором чаще всего осуществляют в начале марта. В этом случае длина веток рассчитывается в зависимости от фантазии мастера. Обрезка выполняется при создании сложных фигур.

На что обратить внимание?

Являющееся самым интересным направлением топиарное искусство требует не только терпения, но и специальных знаний. Ниже приведены некоторые рекомендации специалистов в этой области:

1. При создании живых скульптур не используют растения младше пяти лет.

2. В живых изгородях лучше всего смотрятся разные породы растений: необычные цветовые эффекты будут привлекать внимание.

3. Если за одну стрижку убрать более трети кустарника, то он начнет болеть.

4. В условиях холодного климата России живые изгороди не должны иметь вертикальных стен. В противном случае нижние ветки недополучат солнечного света и будут оголены.

Единственный в России парк топиарного искусства

В мире есть несколько топиарных парков, в которых можно найти восхитительные произведения ландшафтного искусства. Они существуют в Индии, Англии, США, Бельгии, Эквадоре. А в нашей стране подобного рода парк находится в Абакане. Комплекс "Сады мечты", созданный 10 лет назад, вызывает восхищение у всех посетителей. На небольшой территории разместились удивительные шедевры, созданные руками человека из растительного материала. Парк топиарного искусства в Абакане - главная достопримечательность Хакасии. Ландшафтный дизайнер Антропов запатентовал собственную технологию, по которой создаются уникальные фигуры.

Высокая Эйфелева башня, которая выглядит как настоящая, трехметровая панда, взмывающий вверх степной орел, выполненный из ячменя пушистый котенок, симпатичный ежик - да чего тут только нет!

Самый известный специалист топиарного искусства - В. Ляпчев

Кроме Василия Антропова, подарившего городу Брянску трехметровую фигуру мудрого филина и мечтающего создать здесь топиарный парк, в России известно имя Владимира Ляпчева, занимающегося фигурной стрижкой деревьев с 2005 года. Ведущий специалист ландшафтной архитектуры преображает до неузнаваемости старые сады, и за несколько дней ничем не примечательный уголок приобретает неповторимый вид. Познавательные статьи мастера топиарного искусства можно прочитать в специальных журналах, посвященных приусадебному хозяйству. Ляпчев проводит семинары в нашей стране и за рубежом, на которых делится тонкостями работы. Неоднократно он принимал участие в спецпроектах на международных фестивалях, за что получил престижные награды.

В настоящее время пользуется невероятной популярностью топиарное искусство. Фото уникальных шедевров, разнообразие которых зависит лишь от фантазии человека, приводят зрителя в подлинный восторг. Последние десять лет ни одна выставка, посвященная ландшафтному искусству, не обходится без зеленых композиций, выполненных из стриженых растений.

Мода на декоративные огороды, водоемы и каменистые горки никогда не исчезнет с наших садовых участков. Сейчас в моду входит стрижка кустарников и деревьев в виде различных фигур. Интерес к топиарному искусству сегодня все больше и больше начинает набирать обороты, выставки ландшафтного искусства, не обходятся без топиара.

Стрижка кустарников и деревьев, придание им фантастических и геометрических форм.

Топиарное искусство ещё было в Древнем Риме. В Древнем Риме правильная техника подрезки ценилась весьма высоко. Были профессиональные организации мастеров этой формовки.

Из вечнозеленых лавров, дубов создавали шедевры. С помощью приспособлений кронам растений делали четкие формы.

Второе рождение топиарного искусства было получено в эпоху Ренессанса: аккуратненько стриженые бордюры, обрамляющие цветники и дорожки, зеленые комнаты, образованные зелеными высокими стенами из граба, туи, тиса и липы интересные фигуры и причудливые растительные лабиринты.

Позже, в XVII веке законодательницей топиарного искусства была Франция. При Петре I топиарное искусство проникло в Россию, например - Петродворец с зелеными стенами, шарами, конусами и стрижеными бордюрами.

Потом появилось «новый топиар» – стрижка растений проводилась с помощью металлического каркаса. Некоторые профессионалы против такой техники, потому что большой риск врастания растения в металлический каркас.

Сегодня очень популярен «грин арт» – разнообразные виды топиарных конструкций, заполненные сфагнумом и торфом, куда сажаются растения. Практически забытые технологии формирования кроны начинают возрождаться, и разрабатываются новейшие способы.

К ландшафтному стилю подбирают типичные формы: конус, куб, сфера, пирамида, так и оформление фигур животных или птиц.

Процесс создания топиарных фигур

Трудоемкий и кропотливый, растения формируют постепенно, а затем поддерживают эти формы постоянными стрижками. Самый маленький срок для создания анималистической фигуры 6 лет. Сначала активизируют рост с помощью подкормок, а потом формируют скелетные ветки и лишь через пять лет начинает вырисовываться силуэт.

Сделать геометрические фигуры проще задача, но также требующая терпения и определенных знаний. Из хвойных пород для живых скульптур прекрасно подходит тис - это дерево с плотной кроной. Фаворитом среди лиственных растений является самшит или другое его название буксус.

Бирючина, тис, самшит и граб, которые повсеместно можно увидеть в Западной Европе, к сожалению, не подходят для формовки в климате средней полосы.

Для средней полосы России для создания изгородей и стен из хвойных растений подойдут ель обыкновенная, можжевельник, туя западная. Для бордюров подходит казацкий можжевельник.

Лиственных растений для стрижки намного больше, чем хвойных: арония черноплодная, магония падуболистная, бересклеты, барбарисы, бузина кистистая, боярышники, жимолости, дерен белый, ивы, кизильник блестящий, калина гордовина, клен татарский, лапчатка кустарниковая, пузыреплодник калинолистный, облепиха крушиновидная, слива колючая, роза ругоза, смородины, спиреи, снежноягодник белый, яблони.

При выборе растения необходимо руководствоваться некоторыми правилами: иметь в виду высоту растения (из большого дерева нельзя сделать низенький бордюр, а из малого куста невозможно зеленую стену), подбирать определенный размер листьев и, знать требования растений к свету, почве, влаге.

Растения нужно заранее подбирать с учётом желаемой формы. Для высоких форм (конус, спираль) хорошо подойдёт тис, а для плотных (куб, шарик) самшит.

Для живых изгородей лучшим решением станет туя, ель, желтая акация, бирючина, боярышник и др.

Если вы купили в питомнике стриженое растение, тогда будьте готовы к тому, что ему потребуется особый уход, его необходимо постоянно стричь, поливать, подкармливать, иначе ошибки исправлять будет уже поздно.

Стрижка делает растения слабым, и поэтому некоторым может понадобиться даже укрытие на зиму. Для ухода за топиарами в арсенале нужно иметь хоть минимальный набор, в который должны входить шпалерные ножницы, секатор, сучкорез и садовая пила.

Создание топиарных форм в саду начинается с выбора места, потом подбирается растение и делается шаблон из металлической сетки, совершается стрижка.

Обрезка и стрижка абсолютно два разных приема, и это всегда нужно помнить. Обрезку делают для фигур сложной формы, стрижку – когда надо создать ровную поверхность.

Обрезку производят секатором. Длина каждой ветки рассчитывается персонально в соответствии с замыслом топиарного мастера.

В случае стрижки все веточки обрезаются на одинаковой длине. При стрижке вы можете использовать садовые ножницы или кусторезы.

Идеальным сроком для обрезки является март, а стрижка делается во время роста побегов.

Стриженая изгородь может быть различной формы. В более солнечном климате можно увидеть изгороди прямоугольной и квадратной формы. В средней полосе производить такую стрижку нельзя, иначе нижние ветки не будут дополучать света и начнут оголяться. Изгороди с голым низом смотрятся непривлекательно.

Стрижку изгородей необходимо делать так, чтобы ее боковые стороны были под 10 градусов. Форма может быть треугольная, округлая или трапециевидная. Но, если это невысокий бордюр, то можно делать его боковые стороны вертикальными. Но знайте, что поддерживать в аккуратном виде изгородь с плоским верхом намного труднее, чем изгородь с округлым или острым верхом.

Для живой изгороди можно использовать несколько видов растений, получая красивые цветовые эффекты. При уходе за живыми изгородями есть некоторые тонкости:

Для любой стрижки есть золотое правило – не стричь за один раз больше треть массы растения, не то оно может начать чахнуть.

Уход за топиарами.

Уход подразумевает в себя постоянные подравнивание кроны, полив, подкормку и обрезку.

Приступая к стрижке кустарников, необходимо иметь в виду, что без определенного терпения и навыков, не обойтись. Еще нужно знать, что топиарное искусство должно совмещаться с ландшафтом территории и всем архитектурным комплексом.

Формированием кроны надо заниматься постоянно - это главное условие для получения достойного результата. Оптимальный срок для образки является февраль. Используя современные технологии и вековой опыт, можно создать оригинальный и стильный дизайн для любого садового участка.

Садовый бонсай - вид топиарного искусства. Бонсай пришел к нам из Китая и Японии. Бонсай размещают в японских садиках или перед домом, как ординар.

Топиарное искусство (англ. top - вершина) - фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.

Является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры.


Фигурная стрижка деревьев и кустарников - это целое искусство. Еще в садах Древнего Рима умелая техника подрезки оценивалась очень высоко. Существовали профессиональные объединения мастеров художественной формовки. Из вечнозеленых дубов, лавров, калины создавались живые шедевры. С помощью сложных специальных приспособлений кронам растений придавали четкие формы. В описании итальянских вилл того времени упоминаются «кусты самшита, подрезанные в виде кораблей, храмов, вазонов, птиц, животных, мужских и женских фигур»

Свое второе рождение топиарное искусство получило в эпоху Ренессанса: аккуратно стриженые бордюры, обрамляющие дорожки и цветники, целые зеленые комнаты, образованные высокими зелеными стенами из граба, липы, туи или тиса, причудливые фигуры и затейливые растительные лабиринты.

В наши дни интерес к топиарному искусству не только не угасает, а, пожалуй, все больше набирает обороты. Последние десятилетия ни одна из международных выставок, посвященных ландшафтному искусству, не обходится без композиций из стриженых растений. Возрождаются почти забытые технологии формирования крон и разрабатываются новые способы.

Процесс создания таких скульптур многолетний, очень кропотливый и трудоемкий, ведь «воспитывать» этих зеленых «аккуратистов» надо сызмальства, постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой анималистической фигуры 6-7 лет. Сначала с помощь стимулирующих подкормок активизируют рост, на второй год начинают формировать скелетные ветви и только лишь лет через пять начинает обрисовываться силуэт. Получить геометрические фигуры - более простая задача, но тоже требующая терпения и специальных знаний

Оригинальной новинкой в ландшафтном искусстве являются растения, специально сформированные в виде арки (из граба или тиса). Две половинки арки высаживают друг напротив друга, а вершины растений связывают. Так может получиться живая пергола, а если половинки арок высадить по кругу, то выйдет замечательная беседка.

Особым видом топиарного искусства являются бонсаи. Восточные мотивы сейчас довольно популярны в Европе. Бонсаи уместно размещать в японских садиках или как одиночное, акцентное растение. В питомниках каждое такое дерево имеет индивидуальный номер и цену.

Формированием кроны необходимо заниматься регулярно - это важное условие для получения хорошего результата. Оптимальными сроками для образки является вторая половина февраля-март, до начала сокодвижения. Фасонную незначительную стрижку можно проводить в период роста побегов. Для создания четких форм обрезку совмещают с прищипыванием быстрорастущих побегов или удалением почек, мешающих правильному развитию. Используя вековой опыт и современные технологии, можно создать стильный и оригинальный дизайн для любого сада.

Слово имеет греческие и латинские корни: греческое слово - topis означает - усадьба, А латинское topia - фреска с изображением ландшафта, topiarus - более подходящее - садовод. Немного интересных фактов из истории, особенности и нюансы топиарного искусства осветит наша статья.

Существует много способов облагородить свой ландшафт, но, топиарное искусство по праву входит в рейтинг лучших. Этот вид ландшафтного искусства является одним из самых древних.

История топиарного искусства.

Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира - висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.

С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе.

После распада Римской империи топиари получило новый виток развития - оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.

Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др.

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе - Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.

Прогрессивные садоводы оформляли дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями, узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

Сегодня…

В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.

Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует - пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников- топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. В городском озеленении топиарное искусство практически отсутствует, можно сказать не применяется, да и правильный уход за растениями осуществляется неквалифицированными работниками.

Самыми подходящими растениями для топиари будут компактные медленно растущие хвойные и лиственные деревья и кустарники, имеющие мелкие и многочисленные иголки или листья. Наиболее часто используются тис и самшит (только учтите, что оба они ядовиты). Благодаря ярким ягодам и осенней окраске листьев нарядно будут смотреться барбарис, кизильник и остролист (падуб). Очень благородный вид у туи, лавра, оливы, плакучей ивы и кипариса. Для нашей полосы подойдут устойчивые к холодам боярышник и бирючина обыкновенная. Может использоваться и сосна, но это подвластно только настоящим профессионалам.

Самые популярные формы растений в топиарном искусстве - стриженые стены, бордюры, живые изгороди и разнообразные фигуры. Стриженые растения в саду делают сад ухоженным и опрятным и формуруют позитивное мнение о владельце участка. Конечно, такие композиции требуют повышенного внимания и тщательного ухода, поэтому лучше всего прибегать к помощи специалистов. Лучше всего поддаются формировке вышеуказанные туя, граб, самшит, тис, дерн, барбарис и боярышник. Хвойные деревья более привлекательны, так как даже зимой они будут радовать вас своими необычными, ярки формами и зеленым цветом.

Еще больший эффект будут производить стриженые растения, если у них будет различная окраска листвы. Одним словом, в данном искусстве основным ограничением является только фантазия дизайнера, так как возможностей просто море. Наиболее декоративно выглядят разбросанные по саду формы животных. Создать их сложно, зато результат будет ошеломляющим.

Разновидности топиарного искусства

Существует несколько разновидностей топиарного искусства. Классификация дается на усмотрение автора, потому что, как таковой, её просто не существует, а все виды орнаментального садоводства называются Topiary (или Грин Арт - как Вам больше нравится).

В классическом понимании — это геометрические или фантастические формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону, веревке или на глаз. Иногда используется стягивание ветвей. В странах с более мягким климатом используются самшит, тис, также используется лавр благородный. В России ассортимент растений несколько другой, но нельзя сказать, что ограниченный: от кизильника блестящего (северного самшита) до большого разнообразия дикорастущих и культурных ив.

"Новое топиари" (прибл. 18 век) — было придумано американцами, и подразумевает под собой стрижку растения по металлическому каркасу, что значительно облегчает дальнейшее поддержание формы и пока зеленая скульптура дорастает до нужного размера, идею передает металлическая скульптура, внутри которой высажено растение. Несмотря на то, что это удобно, профессионалы отказываются от каркасов, объясняя это тем, что часто растение врастает в каркас, что нельзя допускать, да и рука мастера натренирована, чтобы стричь без шаблона. Только для очень сложных конструкций, как например шея лебедя или фигуры гончих псов, в топиарном парке Ладью (США), используется каркас. Для условий Москвы и Подмосковья, каркас должен быть съемным, так как зимой металлическая конструкция, а соответственно и растение, будут промерзать сильнее.

"Грин Арт" — от желания скорейшего результата, стали изобретать различные модификации топиарных конструкций. Это могут быть металлические конструкции, с торфо-сфагнумовым наполнением, (в зависимости от ассортимента такая конструкция может жить от одного сезона до 5 лет, при соответствующем уходе). Высаживают комнатные (в том числе и мелколистные плющи), уличные растения, однолетники и многолетники. В условиях нашего климата, такие конструкции целесообразней делать на один сезон, потому, что поддержание и уход будут проблематичы. В зимних садах и оранжереях такие скульптуры будут, несомненно, выигрышны, как в оригинальности идеи, так и уходе. Скульптуры могут быть уличными (большими), комнатными (маленькими), идея и ассортимент используемых растений остаются все теми же. Но это уже из области фитодизайна (комнатного садоводства) или флористики, потому, что также активно используются срезанные цветы, ветви вечнозеленых или хвойных растений, которыми декорируется форма. Кстати, применение неживых материалов также возможно но, на мой взгляд, к садоводству это не имеет уже никакого отношения.

Обратите внимание:

Для создания топиарных форм используются растения старше пяти лет с развитой корневой системой.

В условиях холодного климата живые изгороди не должны иметь вертикальных стен, иначе нижние ветви недополучат света и будут оголяться. Угол наклона поверхности изгороди к земле должен составлять не менее 10 градусов.

Для живых изгородей можно использовать несколько пород растений, получая интересные цветовые эффекты. При создании и уходе за живыми изгородями существуют отдельные тонкости:

Для любой стрижки существует золотое правило - не убирать за один раз более трети массы растения, иначе оно может начать болеть и чахнуть.

Уход за топиарами включает в себя регулярные подравнивание кроны (сообразно дизайнерскому замыслу и виду растения), подкормку, полив и санитарную обрезку.

В заключении

Понятно, что настоящие шедевры сможет создать только истинный мастер. Но и каждый желающий может попробовать создать живую скульптуру. При этом понадобится много сил и терпения, а еще важно при этом выбрать правильный «материал».

В последнее время топиари стали особенно популярны. Многие люди обзаводятся собственными домами и поместьями. В этом случае сады часто украшают с помощью зеленых шедевров топиари. Живые скульптуры встречаются в городских парках и скверах, становясь настоящими достопримечательностями. Создаваемые парки топиарного искусства, которые всегда привлекают посетителей, могут стать весьма доходным бизнесом.

У нас в Беларуси, топиари, к сожалению, не имеет должного развития. Лишь изредка можно встретить некоторые примеры мастеров, которые пытаются создать шедевры на отдельной территории. Надеюсь, что в скором времени, ситуация изменится, и мы сможем любоваться подобными изобретениями искусства и в собственной стране.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...