Проект лекарственные травы. Проект "лекарственные растения". Научно-методическое обеспечение проекта


МБДОУ Детский сад №27 г. Химки

Экологический проект

« Лекарственные растения моего края »

Воспитатель: Ганина Елена Владимировна

Старшая группа №7 “Лимпопо”

20.03.2017г.
(дата начала работы над темой)

22.05.2017г.

(предполагаемая дата окончания работы)

Актуальность.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения моего края».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений , сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.


  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.

  2. Подбор методической и художественной литературы.

  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

  4. Изготовление пособий.

  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

  6. Разработка бесед, викторины.

  7. Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.

Работа с детьми


Познавательная деятельность

  1. Беседа «Доктор природа».

  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения

  3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

  4. Беседа «Лекарственные и ядовитые растения»

  5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»


  6. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

  7. Разгадывание простейшего кроссворда “Лечебные травы”

Продуктивная деятельность

1. Рисование «Наш друг - подорожник»

2. Аппликация «Ромашковое поле»

3. Рисование «Чудо – растения»


Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

С. Есенина «Берёза»,

А. Лопатина «Сказки о цветах и деревьях»,

В. Бианки “Лесная газета”

А. Онегова «Тропинка полевая»,

Заучивание загадок и стихов о растениях,

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…».


Игровая деятельность

Дидактическая игры:

«Съедобное – Несъедобное»,

«Вершки корешки»,

«От какого растения часть»,

«Узнай растение»,

«Вылечи человека».

Подвижные игры:

“Цветы и ветерок”,

“Цветок-имя”,

“Узнай по описанию”,

“Садовник у нас на участке”,

“Бал цветов”.


Поисково – исследовательская деятельность

1. Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

2. «На участке ищем полезные растения»

3. Составление схем «Что лечит растение»



Работа с родителями

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ».

  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».

  3. Консультация для родителей «Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев»

  4. Рекомендации родителям по чтению книг о лекарственных растениях леса и луга.

  5. Памятка «Правила сбора лекарственных растений».

  6. Оформление альбома «Зеленая аптека».

  7. Предложить создать папку «Бабушкины советы» (о рецептах лечения лекарственными травами).

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»


  1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»

  2. Выставка рисунков «Чудо – растения»

  3. Выставка коллективной работы «Ромашковое поле»

  4. Альбом «Зеленая аптека»

  5. Консультации для родителей

  6. Загадки о лекарственных растениях

  7. Викторина «Знатоки лечебных трав»

  8. Выставка детских рисунков совместно с родителями «Долой микстуры, да здравствуй лечебная трава».
Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение.

Изучены правила поведения в лесу.

Развит интерес к природе.

Беседа на тему « Доктор Природа»
Цель: продолжить знакомить с природой родного края, с разнообразием лекарственных растений, на основе полученных знаний формировать стремление к их рациональному использованию и охране, разъяснять правила бережного отношения к природе, формирование информационной культуры, охрана здоровья детей, знакомство с профессией фармацевта.

Материал: иллюстрации на тему «Лекарственные травы», гербарные образцы, фломастеры, раскраски, отвары шиповника, липы, земляники, черники, малины.

Участники: дети, воспитатель
Воспитатель: Ребята, когда вы болеете, чем вас мама лечит?

Ответы детей: таблетки, микстуры, отвары лекарственных трав…

Воспитатель: Когда мы заболеваем, к нам на помощь приходит сама природа. Скажите, какие лекарственные растения вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Их ещё называют «зелёной аптекой». Они помогают избавиться от болезней. Большую помощь они оказывают на даче, в походе, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. Мы с вами говорили, что белки и лоси лечатся мухоморами в маленьких дозах. Мы сегодня поговорим лишь о некоторых растениях. Начнём с тех, которые помогут на прогулке. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).

1. МОХ. Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это природная вата . Мхом пользовались партизаны во время войны, прикладывали его к ранам и раны быстро заживали. А сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение Вс. Рождественского.

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый,

Повыше- зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны,

Лечил в глуши лесной.

2. ПОДОРОЖНИК. Воспитатель: Ребята, а как называется это растение? Почему?

Ответы детей: растёт вдоль дорог.

Воспитатель читает стихотворение:

Путника друг - подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Воспитатель: Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ране или ожогу. И вскоре они заживут и боль пройдёт.

Дети, а вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие и неприятные на вкус. А ведь есть и очень вкусные лекарства? Вы их знаете? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался? Что это?

Дети: Ягоды!

Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто- то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко

Только рты с чего- то стали

Чёрные немножко.

3. ЧЕРНИКА . Воспитатель. Она созревает в лесах летом. Окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Черника очень полезна для нервной системы, при болезнях желудка, восстанавливает зрение. Эта ягода очень капризная, не хочет расти на грядках. И вообще растёт очень медленно, поэтому собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить её кустики. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?

4. ЗЕМЛЯНИКА. Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка

Хорошо цвела весной.

На неё садились пчёлы,

Майский жук летал над ней.

У неё сосед весёлый –

Родничок среди камней.

Солнце грело много дней

Пышный кустик у камней,

Становилась земляничка

Всё пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Воспитатель: Земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный из листьев земляники .

5. ЕЖЕВИКА. Воспитатель: Полезна и другая лесная ягода - ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё дарит нам радость в зимнее время. А ещё есть душистая и сладкая ягода, которую приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется…малина!

6. МАЛИНА. Воспитатель. Кто из вас пробовал малину? Где она растёт? Что лечат малиной? Правильно, малина очень помогает при ангине, простуде. А летом ягоды малины – незаменимое лакомство. В чай можно добавлять и ягоды, и листья, и веточки. Они все обладают лечебным свойством. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?

Ответы: медведи, муравьи.

7. КЛЮКВА. Воспитатель: Посмотрите на фото. Кто узнал ягоду? Клюква растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Какая клюква на вкус? Несмотря на кислый вкус, клюква осень полезна во всех видах Из неё делают варенье, морсы, компоты, едят живые ягоды с сахаром и мёдом.

Физкультминутка

Проводиться игра «У медведя во бору». «Медведь» находиться в середине круга, рядом с ним лежат карточки с изображением грибов, орехов, изученных лекарственных растений. Дети идут по кругу, а 2-3 участника направляются к «медведю», приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру; а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны взять только карточки с лекарственными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточки и, если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека. Стихотворение О. Высотской:

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик первый, молодой,

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький привет.

8. ОДУВАНЧИК. Воспитатель. Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени и одуванчик не узнать.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…одуванчик.

9 КРАПИВА. Воспитатель загадывает загадку.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься - укусит.

Не огонь, а жжётся.

Дети: Крапива.

Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны .

10. ШИПОВНИК. Воспитатель. Кто узнал изображение на фото? Это растение нам с вами хорошо известно. Оно растёт на территории нашего садика. Много лекарств изготавливают из него. Их применяют при лечении почек, желудка, печени. Сироп помогает лечиться от кашля. В шиповнике много витамина С.

А сейчас мы с вами поговорим о нашей красавице – рябине, которая нас встречает каждый день у входа в детский садик. Эту ягоду любят и люди, и птицы. Снегири прилетают зимой полакомиться ягодами. В ягодах много витаминов, есть вещества, обеззараживающие и подсушивающие раны. А сейчас я вам загадаю загадку: белые горошки на зелёной ножке. Что это?

Дети: ландыш!

11. ЛАНДЫШ. Воспитатель: Цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось мало, они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. А сейчас я прочитаю вам стихотворение:

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке.

Белый, с жёлтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

И жужжит, жужжит: «Не тронь!» (М. Познанская)

Оказывается, ромашка может вылечить от простуды. И если поднимается температура и начинается кашель, достаточно приготовить и выпить душистый отвар ромашки. Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие. Их мы встречаем в лесу, на лугу или в парке. Это облепиха, полынь, мята, душица, липа и другие.

Воспитатель читает стихотворение В.Лукши:

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны,-

И отступят все болезни.

Где же искать эти замечательные растения? Как хранить и использовать? Какие части растений употреблять? Воспитатель подробно рассказывает о том, как и какие части растений следует собирать, обращает внимание на то, что собирает нужно только вместе со взрослыми, которые хорошо знают правила сбора лекарственных растений. Особое внимание обращает на бережное отношение к природе.

А сейчас мы с вами проведём конкурс «Знатоки»: поочерёдно показывает карточки с лекарственными растениями. Дети должны назвать ту часть растений, которая используется в лечебных целях. (Ромашка - цветок, подорожник – лист). Некоторые лекарственные растения выращивают на плантациях. Это женьшень, мята, календула… Давайте, запомним правила сбора лекарственных растений:

1. Собирать лекарственные растения нужно в меру, оставляя часть в природе для размножения.

2. Срезать или собирать нужно только ту часть, которая является полезной. Нельзя выдёргивать растения с корнем!

3. Сбор нужно производить только в определённое время.

4. Незнакомые растения не стоит собирать.

5. Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть другим людям или животным.

6. Некоторые растения ядовиты, поэтому их не стоит собирать без взрослых, а тем более брать в рот незнакомые ягоды .

А сейчас я прочту вам очень интересное стихотворение Е. Русаковой:

По лугам, по старым лесосекам

Пробирался в чаще без дорог

И собрал мальчишка для аптеки

Разных трав целебных в нужный срок.

Не для денег вовсе, не для славы

Он бродил среди лесов глухих-

Собирал мальчишка эти травы

Как живую воду для больных.

А во второй половине дня мы с вами выполним коллективную аппликацию «Ромашковое поле».

Беседа на тему: «Лекарственные растения»

Задачи:

Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.

Расширять знания о пользе и применении лекарственны растений.

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Материал: иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник, крапива, хвощ); игрушка – Колобок.
Ход беседы

(Дети сидят полукругом.)

Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах – гербарий.

Ведущий – Колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария). (Колобок снимает с себя мать и мачеху)

Колобок: Что это за растение?

Дети: Мать – и - мачеха.

Колобок: А вы знаете, почему оно так называется?

Растения мы знаем, бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

Познание: формирование целостной картины мира (окружающий мир):

«В гостях у доктора Айболита»
Цель:

Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимость в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных. Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растениях. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. Совершенствовать речь детей, расширять запас слов. Развивать разговорную речь, внимание, память.

Материал: Картинки с изображением деревьев, диких животных, картинки из серии: « Этого не следует делать в лесу», «Кому нужны деревья в лесу», игрушки заяц, медведь.
Айболит: Здравствуйте ребята, вы узнали меня?

Айболит: Правильно, я доктор Айболит. Ребята вспомните, кто приходил ко мне лечиться?

Дети: корова, лисица, волчица, зайчонок, червячок и медведица.

Айболит: А, что случилось с моими больными .

Дети: Лису укусила оса, зайчик попал под трамвай, приходил Барбос, его курица клюнула в нос.

Айболит: Молодцы ребята! Я недавно побывал в Африке, видел много животных. Обратите внимание на мольберт вам необходимо отобрать тех животных, которые живут в Африке.

Айболит: Молодцы! А, что за животные остались на мольберте.

Дети: Эти животные обитают в наших лесах.

Айболит: Молодцы! Садитесь на стульчики. Ребята правильно, эти животные живут у меня в лесу, посмотрите как здесь красиво.

Воспитатель: Ребята, а где Айболит лечил своих зверей?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Лес - это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая их кислородом. Послушайте стихотворение о пользе леса.

Лесом можем мы гордиться,

Лес - зеленая больница.

Воздух там сплошной озон.

Все болезни лечит он.

Лес как сказочное царство:

Там кругом растут лекарства.

В каждой ветке, в каждой травке,

И лекарство и таблетки.

Вот какую пользу приносит мам лес. Лес - это сказочный мир . В лесу нашли приют звери, птицы, лягушки, жуки и бабочки. Л сколько в нем грибов, ягод, цветов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают порадоваться красоте, вдохнуть чистый и свежий воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны относиться к нему бережно. А теперь обратите внимание па мольберт. Что за дерево здесь изображено? Расскажи о нем.

Дети: Это елка. Елка используется как растение - лекарь. Ее хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином «С». Это сосна. Сосна широко распространена па всей территории России. Это одна из ценнейших хвойных пород нашей страны. Это береза. Береза самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Это дуб. Дуба листьями питается шелкопряд, который изготавливает натуральный шелк. Желудями питаются звери. Это Осина. Осина дерево любимый корм многих животный. Кору осинок любят зайчики.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Грибы и ягоды являются не только продуктам питания для зверей, но и лекарством. А еще в лесу растут, давайте поиграем в игру: « Съедобное, не съедобное»

Воспитатель: Нужно отобрать в корзинки съедобные и не съедобные грибы. Воспитатель: Молодцы! Ребята, а чем лечил Айболит своих зверей?

Дети: Лекарственными растениями.

Воспитатель: Ребята лес - это зеленая аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут микстуры и таблетки?

Воспитатель читает стихотворение.

Бедный еж попал под дождь,

Простудился бедный еж

Умный дятел поспешил.

Трубкой выслушал ежа.

У тебя я слышу хрипы...

Выпей-ка отвара липы.

Утка крякнула с порога:

Простудилась я немного.

Я минутку каждою кашляю и кашляю.

Дятел книгу полистал, дятел книжку прочитал.

Подчеркнул две строчки: «Сосновые почки»

Не лекарство, просто чудо - вмиг пройдет твоя простуда.

Воспитатель: Какими отварами можно лечиться от простуды? (ответы детей) Воспитатель: Ой, ребята, что-то я слышу, кто-то плачет?

Айболит: Ребята, помогите мне вылечить зайку и мишку они заболели?

Воспитатель с детьми.

Летом рад я свежей ягоде медвежьей.

А сушеная и запас.

От простуды лечит нас (малина)

Ярко- желтый цветок неказистый.

Сверху листьев холодная глад.

Снизу - ласковый слой бархатистый.

Словно тронет приветливо мать. (мать-и - мачеха)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки. На земле лежат листики.

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг.

Лечит ранки ног и рук. (подорожник)

Лист горбочком, с желобочком.

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час. (алое)

У волка болит живот.

Горькая травка - и животу поправка.

И сама душиста и метет все чисто (полынь)

Что за травка угощает, на луга в лесной глуши.

Человека - добрым чаем. Пчел - нектаром от души, (иван-чай)

Айболит: Спасибо ребята, что помогли мне вылечить зайчика и мишку. Воспитатель: Ребята, а что может случиться, если мы порезались, укололись.

Дети: Могут попасть микробы.

Воспитатель: С микробами помогают бороться растения, которые выделяют особые вещества-фитоциды. Но микробы могут попасть в организм не только при дыхании. Иногда крошечными врагами удается проникнуть в тело человека через ранки и царапины на коже. Когда вредные микробы проникают в организм, то они пускают в ход свое оружие - вредные отравляющие вещества. Что нужно сделать, если порезали палец? (смазать ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом). А что делать, если вы порезали или укололись, гуляя в лесу? Ответ вам даст стихотворение.

Под землею роя ход,

Как-то лапу ранил крот.

Дятла просит: «Помоги»!

Вдруг останусь без ноги!

Лапу вылечить не сложно,

Вот совет от всей души:

К свежей ране осторожно

Подорожник приложи.

Воспитатель: Ребята, какое растение убьет и залечит микробы?

Дети: Подорожник.

Воспитатель: Действительно, подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И еще много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. Попробуйте отгадать загадки о растениях.

1.Зеленая красавица

Тронешь обжигается (Крапива)

Воспитатель: Чем полезна крапива? (ответы детей).

2. Любит иль не любит

Меня мальчик Сашка,

Это точно знает

Лишь одна (Ромашка)

Воспитатель: Чем полезна ромашка? (ответы детей).

3.Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог

Он однажды людям добрым раны вылечить помог (Подорожник).

Воспитатель: Чем полезен подорожник? (ответы детей).

4. Он сорняк, он цветок.

От болезни мне помог

Как присяду на диванчик

Вспомню желтый (Одуванчик).

Воспитатель: Чем полезен одуванчик? (ответы детей).

5. Если что-то заболит

Даже зверь не устоит

С какой же травкой пить настой

Мы слышим речек медленную речь...


tmp-picture -> «Музыка (песня) в мультипликации, как средство активизации познавательных способностей детей раннего возраста»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея» Экологический проект "Лекарственные растения" (краткосрочный) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Щербакова Н. В.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность проекта Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно, наверное, даже обитатели пещер уже пользовались целебными травами для лечения различных недомоганий. Дошедшие до нас лечебные трактаты древних врачевателей дают уже конкретные рецепты и способы применения целебных растений на базе практического опыта многих тысячелетий. Таким образом, народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной "зеленой аптеки", которой мы пользуемся и в настоящее время. Лекарственные вещества, выделяемые из целебных растений в чистом виде, используются сейчас в качестве порошков, таблеток, настоек. Многие современные синтезированные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами. Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.

3 слайд

Описание слайда:

Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Тип проекта: поисковый. Цель проекта: - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования ими. Задачи: воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям; развивающие: - развивать конструктивные, изобразительные способности в изготовлении рисунков, аппликаций, гербариев; - развивать игровое творчество, воображение, мышление,связную речь в процессе наблюдений и обследований лекарственных растений; обучающие: - дать понятия о том, что такое «лекарственные растения», отметить их роль для здоровья человека; - собрать иллюстрации с изображением лекарственных растений; научить детей засушивать растения и делать из них гербарий; обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы – описания, сказки, загадки о растениях;

4 слайд

Описание слайда:

Этапы: Подготовительный: - составление перспективного плана мероприятий проекта; - подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях; - подборка иллюстраций лекарственных растений; - подготовка материала и оборудования: альбом, краски, кисти, ножницы, клей и др. для выполнения работ по изобразительной деятельности; скоросшиватель для оформления гербария; - подготовка растений и посуды для фиточая. Основной: - наблюдения в природе; - познавательная деятельность при знакомстве с растениями; - чтение художественной и энциклопедической литературы; - рассматривание иллюстраций лекарственных растений; - выполнение работ по изобразительной деятельности; - составление рассказов, загадок и сказок о растениях. Заключительный: - обобщение результатов работы по ознакомлению с лекарственными растениями; - закрепление полученных знаний; - изготовление гербария; - питье фиточая из разных лекарственных трав.

5 слайд

Описание слайда:

Ожидаемый результат 1. У детей появился интерес к узнаванию природы: - особенностям жизни и развития растений, в частности к лекарственным растениям; - появилось желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями в группе и на участке; - расширились навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. 2. Пополнился словарный запас, научились называть лекарственные растения. 3. Дети познакомились с новыми для них растениями, научились находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений. 4. В работах по изобразительной деятельности научились передавать свои чувства и настроения. 5. Родители стали более активно участвовать в подготовке и проведении экологических мероприятий.

6 слайд

Описание слайда:

Реализация проекта 1. Занятия познавательного цикла: Ситуативный разговор о лечебных растениях: «Друг или враг?» Цель: познакомились с лечебными растениями ближайшего окружения: подорожником, мать – и - мачехой, одуванчиком, ромашкой, чистотелом и другими растениями. Беседа о лекарственных растениях: «Зеленая аптека» Цель: из рассказа старшей медсестры узнали о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширили представления о мире растений, познакомились с взаимосвязями растительного мира и человека; с правилами сбора и сушки лекарственных растений; воспитывали любовь к природе и бережное к ней отношение.

7 слайд

Описание слайда:

Рассматривание растений: «В гостях у бабушки – травницы» Цель: развивали познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения их; воспитывали бережное отношение к природе. Экскурсия в уголок луга ДОУ: «Наши верные друзья» Цель: продолжали знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы ему для того чтобы расти.

8 слайд

Описание слайда:

2. Занятия по изобразительной деятельности: Объемная аппликация: «Одуванчик» Цель: старались передать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы; удлинённые, зубчатые, зелёные листья. Рисование: «Подорожник» Цель: очень старались передать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с прожилками и ровными краями; закрепили знания о лекарственных свойствах подорожника.

9 слайд

Описание слайда:

3. Игровая деятельность: дидактические, словесные, подвижные игры Дидактическая игра: «Узнай растение» Цель: упражнялись в умении узнавать растение по внешнему виду, частям, строению, составлять рассказ о нем. Дидактическое упражнение: «Определи по запаху» Цель: узнавали лекарственные растения по запаху, рассказывали о его лечебных свойствах; развивали свою связную речь, закрепляли полученные знания в процессе этого интересного упражнения. Дидактическая игра: «Вершки и корешки» Цель: познакомились с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья. Словесно – дидактическая игра: «Найди растение и расскажи о его пользе» Цель: закрепили знания о строении растений; учились находить отдельные его части и рассказывать о значении их для растения; воспитывали любовь к природе, бережное отношение к растениям. Подвижная игра: «Я садовником родился…» Цель: разучили новую игру, в ходе которой продолжали знакомство с лекарственными растениями, обогащали свой словарный запас, развивали речь, прививали любовь к природе.

ГБС(К)ОУ с. М.Толкай

Выполнила:

Лыскина Ирина

Руководитель:

Воспитатель

Филиппова Т.В.

2013-2014уч. год

Тема работы: «Лекарственные растения Самарской области».

Обоснование проблемы: не все люди положительно относятся к рецептам народной медицины, считая их устаревшими и неэффективными для лечения различных заболеваний.

Актуальность проблемы: возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.

Цель работы:

Изучение лекарственных растений, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи работы:

  • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
  • определить места произрастания лекарственных растений;
  • провести опрос для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;
  • воспитывать бережное отношение к запасам природной кладовой.
  • расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;
  • воспитывать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.

Область исследования: экология, здоровый образ жизни.

В работе используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и педагогов школы; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по созданию презентации.

Введение………………………………………………………………..…….....4

Обзор литературы………………………………………………………… 5

1. Основная часть……………………………………………………6 – 13

1.1. Выполнение работы

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

1.3. Лекарственные растения нашей местности

различных заболеваний

1.4.2. Мнение работающих в школе

2. Результаты анкетирования

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………….16

Приложение…………………………………………………………………….17

Введение.

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».

Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обогатить домашнюю аптеку каждого человека.

Объект исследования – лекарственные растения, произрастающие в Самарской области.

Предмет исследования – лечебные свойства лекарственных растений.

Обзор литературы

В ходе работы мной была изучена литература о лекарственных растениях и их использовании для профилактики и лечения различных заболеваний. В процессе работы по данной теме я обнаружила много литературных источников. Самой значимой я считаю книгу «Растения в медицине» Б.Г.Волынского и других авторов, а также книги: В.Ф. Сотник «Кладовая природы», В.С.Лихарев «Удивительное на грядке».

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

Многие полезные растения люди используют недостаточно, а иногда и вообще не знают о них. Но книги о лекарственных растениях не следует рассматривать как самолечебник. В любом случае диагноз заболевания ставит врач, поэтому перед применением рекомендованных рецептов следует с ним посоветоваться, лучше, если это будет квалифицированный фитотерапевт .

Природу по праву можно считать зелёной аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. При сборе лекарственного сырья нужно заботиться об охране лекарственных растений. Нельзя собирать растения вдоль дорог, вблизи сельскохозяйственных предприятий, машинно-тракторных мастерских. Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами.

1. Основная часть.

1.1. Выполнение работы:

Первоначальный этап в моей исследовательской деятельности –ознакомление с научно-литературными источниками, содержащими информацию об использовании лекарственных трав для лечения различных заболеваний; второй этап – мы с воспитателем сходили на экскурсию, по окрестностям с.М.Толкай, обратились за консультацией к школьной медсестре, третий этап – обработка собранного материала. Во время экскурсии я встретила лекарственные растения: тысячелистник, подорожник, крапиву, ромашку и многие другие растения. Мне очень интересно было узнать при лечении каких заболеваний используют данные растения. Посетив библиотеку, прочитав книги о лекарственных растениях, я узнала, что многие растения из тех, что я встретила во время экскурсий, используются при лечении различных заболеваний.

Оборудование: научно-литературные источники, фотоаппарат, компьютер.

Гипотеза : если знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего села, уметь ими пользоваться, скольких болезней мы сможем избежать, не превратив их в хронические.

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

Изучив научно-популярную литературу, я узнала, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и приводят в норму нарушенную функциональную деятельность отдельных органов, систем или организма в целом. Такое положительное действие обусловливается содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Они обладают весьма сильными специфическими свойствами. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, выше которых препарат становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.

По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.

Мне было очень интересно узнать о том, что лекарственные растения содержат в себе многие биологические активные вещества, которые представляют собой различные химические соединения .

  • Дубильные вещества .

Встречаются почти во всех растениях. В медицинской практике применяются как вяжущие и противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при воспалительных процессах.

  • Эфирные масла – разнородные летучие вещества, образующиеся в определенных органах растений, обладающие специфическим, часто приятным запахом, употребляются при лечении болезней горла.
  • Витамины – группа органических соединений разнообразного химического строения, выполняющие важнейшие функции в живых организмах. Наиболее важны из них витамины групп: А, В, С, группы Д, витамин Е, группы К, РР и т. д.

1.3. Лекарственные растения нашей местности

Совершив экскурсию по окрестностям села М.Толкай, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде: у дорог, во дворах домов, вдоль реки, на открытой местности, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 30 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.

Сегодня я представлю некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.

Крапива - один из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог. Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С и К и каротином. Используют в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. В европейской медицине препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, кожных болезнях.

Ромашка не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам, сорным местам, пустырям. У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая». Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

Календула – эти ярко-жёлтые цветы часто разводят в садах и палисадниках. Цветёт всё лето до поздней осени. Хотя химический состав ноготков (другое название календулы) изучен ещё недостаточно, растение с давних пор используют в народной медицине. Спиртовой раствор календулы обладает противовоспалительным действием. Используют при ожогах (1 ч. л настойки на ½ стакана воды), для полоскания горла при ангине, при кожных заболеваниях. Кроме того, календулу применяют при гастритах, язве желудка и заболевании печени.

Одуванчик - старое лекарственное средство. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо влияет на пищеварение, помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают его корни, а листья одуванчика полезно класть в первые летние салаты, т. к. они содержат много витаминов..

Подорожник - многолетнее травянистое растение. Народные названия «попутник», «порезник», «чирьевая трава» указывают на его применение. Свежие листья подорожника используют как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах, а высушенные – в составе сбора при язвенной болезни. В народной медицине настой из листьев подорожника издавна применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. В последнее время начали применять и семена подорожника как лёгкое слабительное средство (по 1-2 столовые ложки) и при хронических поносах и дизентерии (1г. 4 раза в день).

Пижма обыкновенная или «дикая рябинка» - растение с сильным характерным запахом. Ещё в старые времена использовалось как противоглистное средство. Кроме того, оказывает благоприятное действие при лечении печени, желчного пузыря и при острых кишечных заболеваниях. Собирают и сушат цветки пижмы.

Тысячелистник - растение богато витамином К и обладает кровоостанавливающим действием. Заготавливают траву во время цветения. В народной медицине настой тысячелистника пьют при женских болезнях, для остановки кровотечения при порезах, при зубной болезни и для увеличения молока у кормящих матерей. Также его настой применяют при желудочно-кишечных болезнях и гастритах. Для приготовления настоя 15г. травы измельчают и заливают 200мл воды, кипятят 15 мин, настаивают 45 мин и пьют по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

Чистотел - наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Само название как бы говорит, что если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело». Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Полынь - считается самым горьким растением; её горечь даже вошла в поговорку «горька, как полынь». Полыни приписывают самое разнообразное действие. На Руси в 17 веке полынь использовали как ранозаживляющее и очищающее гноящиеся раны средство. Соком растения пропитывали платки и прикладывали их к гноящимся ранам. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.

Итак, подведу небольшой итог: антисептическими, ранозаживляющим, кровоостанавливающими свойствами обладают подорожник, крапива, тысячелистник. Применяется при заболеваниях печени следующие травы: крапива, одуванчик, чистотел. Почки и мочевой пузырь лечим крапивой, а органы дыхания подорожником. Желудочно-кишечные проблемы решат крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, чистотел. От ревматизма спасут крапива и чистотел. Одуванчик оказывает желчегонное действие, а пижма – глистогонное. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы используйте одуванчик и подорожник. Туберкулёз лечат чистотелом, подорожником и одуванчиком. Вот такие волшебные средства растут у нас под ногами.

1.4. Использование лекарственных растений при лечении

Различных заболеваний жителями с. М.Толкай

В ходе работы по данной теме я узнала, что в нашей школе многие взрослые используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Мне было интересно узнать мнение по данному вопросу специалистов-медиков, и сотрудников нашей школы. Поэтому я обратилась за консультацией к школьным медицинским работникам, и работникам нашей школы, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

1.4.1. Мнение медицинских работников

К. Н.Н.

С октября по январь нами было пролечено 35 детей, которым был поставлен диагноз ОРЗ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, чабрец, липовый цвет, душица и др.

В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

Я. Н.Н.

Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

1.4.2. Мнение сотрудников школы

В своей жизни очень часто пользуюсь лекарственными травами, которые растут вблизи деревни. Особенно часто стала их использовать после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила бабушкино средство от разных недугов. А еще я люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

П.В.И.

Изучением и сбором трав начала заниматься с 20 лет, с того момента как сильно заболели почки. Приняла сотню уколов, но улучшение не наступало. При помощи лекарственных трав вылечила почки, избежав операции. Вот с тех пор и собираю травы. Лечусь ими сама (все настои готовлю строго по рецептам и консультируюсь с медицинскими работниками), лечу детей, внуков. Своими рецептами и запасами трав делюсь с другими людьми.

Изучение лекарственных трав – это занятие очень интересное, особенно если человек любит природу и хочет приносить пользу другим людям

С нетерпением жду наступления лета, чтобы вновь пополнить запасы трав.

2. Результаты анкетирования среди работников школы

С. М. Толкай

Результаты опроса, проведенного среди коллектива школы, показали, что многие знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья. Из 50 респондентов только 17 человек применяют лекарственные травы регулярно, 20 человек применяют их изредка, в основном, для лечения простуды, остальные 13 вообще не пользуются травами. Из 50 человек только 30 знают, как собирать и заготавливать травы, другие покупают их в аптеке. (анкета в приложении)

1. Используете ли вы лекарственные травы?

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида №6 «Колосок»

Муниципального образования

Староминский район

Детский экологический проект:

«Лекарственные растения»

Проект разработан:

Педагогом Глушко Е.Ф.

ст.Староминская

2012 г

Введение:

Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида №6 «Колосок» станица Староминская.

Сроки выполнения проекта: май-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

  1. Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
  2. наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  3. словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
  4. слушание музыки.

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

I этап.

1. Беседа « Лекарственные растения ».

Цель : выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

  1. Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
  2. Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
  3. Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
  4. Н. Павловой «Загадки цветов»,
  5. А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
  6. Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

  1. «На участке ищем полезные растения»
  2. «Где лучше посадить растения?»
  3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6.Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп - листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы,листья

Мать - и - мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия в сквер.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» - объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг – подорожник» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7. Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1.Ю. Антонов « Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

3.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).

4. Создание « Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).

9. Подведение итогов реализации проекта.

Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Кол - во

детей

Имеет пред-ставле-

ние о лекарст-венных растени-ях, умеет разли-чать и называть их

Знает простей- шие способы использования некото-

рых растений для лечения человека

Знает названия и различа-

ет ком-натные растения

Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке

Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья

Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту

Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы

Начало года

Конец года

100%

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми был оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы


Введение

1.1.Письмо лекарственному растению.

1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.

1.3.Именная книга.

1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.

1.5. Команда юных экологов.

1.6.Ознакомление с художественной литературой.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.

1.9. Слушание музыки.

1.10. Экологические викторины.

2.Вывод.

3.Список использованной литературы.

4. Приложение.

Справка о деятельности коллектива

Чай из мать-и-мачехи : 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для !) подсластить .

Загадки

    И матушка родная, и мачеха злая
    Бок о бок живут - через стеночку.

    На откосе, на лугу,
    Босиком на снегу,
    Первые цветочки -
    Желтые глазочки.

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития - и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их - она вся покрыта густым войлочным опушением.

С.П. Мацюцкий

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики - они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

Материал собран семьей Воронина Максим а

Подорожник.

Применение в медицине

Сухие измельченные употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при , , и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.

Загадки о подорожнике

    Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

    Его бьют сапогами, его мнут колесом,
    Ему все нипочем.

    У дороги вырос лекарь,
    Вдоль тропинки луговой;
    Он для нас с тобой аптекарь.
    Догадайся, кто такой?

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и - вот неприятность! - порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» - и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

Мята

МЯТА,Название рода происходит от нимфы (или Минты), богини горы Менте в , возлюбленной бога подземного царства . Супруга Гадеса превратила её в растение - душистую мяту

Применение

Растение широко используется: в пищевых продуктах, в - и и - , , - преимущественно .

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода

Материал собран семьей Кирилловой Лены

Пастушья сумка

Пасту́шья су́мка, или Су́мочник- из семейства .

Латинское научное название дано по форме плода: - ящичек, ларчик.

Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.

Наиболее известный - Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, или двулетнее растение, широко распространённое в . На окультуренных территориях является обычным .

Применение в народной медицине.

Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной , в том числе в качестве в практике.

Материал собран семьей Хрящёва Яна

Ландыш

Ландыш майский - широко известное , входящее в фармакопеи многих стран.

Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша -лилия долин.

Из истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.

По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.

Материал собран семьей Кучеренко Даши

Чистотел

Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10-15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3-4 раза в день.

Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.

Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?

Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.

Рецепты народной медицины:

Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.

Материал собран семьей Белоуско Кати

Ромашка

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Загадки о ромашке

    Белый лепесток, посередине - желток. Какой это цветок?

    Шел я лугом, по тропинке,
    Видел солнце на травинке.
    Но совсем не горячи
    Солнца жгучие лучи.

    Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька -
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.

С.П. Красиков

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом - вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Материал собран семьей Капаклы Вовы

Одуванчик.

Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.

Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине .

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике

    Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом.
    А дунет ветерок -
    Остался стебелек.

    Над лугом парашютики
    Качаются на прутике.

Одуванчик - очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

Материал собран семьей Дачкиной Лены

Приложение №3

Команда юных экологов.

  1. Белоуско Катя

  2. Воронин Максим

    Капаклы Вова

    Дачкина Лена

    Кучеренко Даша

    Кириллова Лена

    Хрящёв Ян

Приложение №4

Загадки о лекарственных растениях.
На этой страничке расположились наши гости – загадки. Многие растения этого края нашли своё отражение в народном творчестве. Сложено также немало загадок о лекарственных растениях:
1.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
2.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
3.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
4.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
5.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

  1. Боярышник.

  2. Календула.

  3. Шиповник.

  4. Клевер.

  5. Одуванчик.

  6. Подорожник.

Приложение №5

Правила сбора лекарственных растений

1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...