Древесины - натуральный строительный материал и отличный материал для использования в разных сферах. древесина. Изделия из древесины

Урок окружающий мир во 2 классе «А».

Тема: Деревья леса. Что человек делает из древесины.

Цели урока : создание условий для формирования у младших школьников представления о деревьях леса, о использовании человеком древесины.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; обратить внимание на острую экологическую проблему – уничтожение лесов.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.

    развивать познавательный интерес к новой информации, побуждать к изучению нового, обратить внимание на острую экологическую проблему –уничтожение лесов.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения : ИКТ, словесный, наглядный, практический

Основной метод : проблемный

Форма организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board компьютер, документ камера, слайды по теме: «Из чего что сделано», аудиозапись с голосами птиц;учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»: 2 класс, ч. 2, тетради на печатной основе, гербарий деревьев Волгоградской области, индивидуальные карточки с заданиями, комплект картинок в конвертах для групповой работы, различные предметы из дерева, куски древесины.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверьте, ребятки

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Т.М. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, удивлены, что по расписанию у нас окружающий мир, а приготовились мы ещё и к уроку технологии, пригласили учителя биологии. Представляю преподавателей, которые проведут для вас этот урок.

Е.В.Я учитель биологии. Ребята!Вас ждут на этом уроке необычные открытия.

В.Б. Я учитель технологии. Удивительные сюрпризы.

Т.М. Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы.

Е.В . Внимательно слушать учителей и ответы товарищей.

В.Б . Помогать друг другу, выполняя практические задания.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

О лесе, о деревьях леса.

Слайд № 2 на тему: «Лес»

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём.

Т.М. Ребята, скажите, а все ли знаете о деревьях?

Уч-ся: Нет!

Т.М Как вы считаете, нам надо пополнить знания о деревьях леса?

Уч-ся: Да!

Т.М С чего начнём наш урок?

Уч-ся: С планирования.

Т.М. В начале урока мы всегда что делаем?

Уч-ся: Вспоминаем пройденное.

Т.М. На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, значит дальше мы будем…

Уч-ся: узнать новое

Знания не будут прочными, если их не ….

Уч-ся: закрепить

Т.М. А также обязательно любую работу надо…

Уч-ся: проверить и оценить.

(На доске появляется картинный план).

Т.М. Ну а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у нас все получится.

Посмотрите, кто опять пришёл нам в гости.

Слайд № 3.

Уч-ся: Ле-со-ви-чок! Приглашаю поиграть в лесную игру «Да», «Нет».

Т.М. Поиграем? Приготовьте карточки.

Индивидуальная работа по карточкам «ДА», «НЕТ».

а) Дереву этому не страшны морозы, жара, засуха. Ему нужно много света и солнца.

А отвар этого дерева используется для лечения зубов и дёсен. Это – сосна ? +

б) Если залить кипятком высушенные цветки этого дерева, то получится очень вкусный, ароматный, лечебный чай от простуды. Полезен и ароматный, светлый мёд этого растения.

Это берёза? (Нет, липа ).

в) Мощный ствол, толстые ветви, на которых расположены жёсткие листья. Дерево – долгожитель. У многих народов это дерево считалось самым красивым.

(Это тополь?) -, дуб.

г) Лиственное дерево, которое может достигать 30-метровой высоты. Листья сидят на длинном черешке, имеют округлую форму и состоят из пяти пластинок. Плоды этого дерева очень интересные – похожи на маленькие вертолётики. (Это клён?) +

д) Хвойное дерево, возраст которого может достигать до 600 лет. Листья видоизменены в хвоинки-иголки длиной 3 см, могут держаться на дереве от 6 до 8 лет. Иногда эта лесная красавица украшает дома людёй в новогодние праздники.

Это сосна? -, ель.

Т.М. С Лесовичком поиграли. Что посоветуем ему?

Уч-ся: Быть внимательнее и больше читать.

2. Групповая работа по карточкам.

Т.М. Ребята, вы знаете, деревья не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще всего они собираются компаниями. Чтобы выполнить следующее задание вам тоже надо объединиться в группы. (Садятся по группам).

Руководители групп получите задания. (Задания разноуровневые).

(Держу конверты веером).

Т.М. Распределите обязанности в группе.

Прочитайте задание и приступайте к работе. В уголке листа поставьте ретроспективную оценку работы. (Л )

(Дети работают. После выполнения обводят оценку цветным карандашом).

Е. В . Проверка на документ камере .

Проверка работы в группах.

Наша группа подготовила интересное сообщение о …

Все ребята в нашей группе помогали найти правильные ответы на вопросы.

Мы смогли без ошибок составить ответы на вопросы.

Я очень доволен работой группы.

( Группы рассказывают о проделанной работе при помощи экрана).

Работа над новым материалом

Е.В . А хотите узнать, какие интересные деревья существуют?

Уч-ся: Да!

Слайд № (Рассказ учителя).

Они живут в жарких странах. А более подробно вы узнаете о них, когда начнёте изучать биологию.

Е.В. Ребята, а в нашей Волгоградской области есть тоже интересные деревья – долгожители. Это знаменитый тополь и дуб.

Слайд№

Е.В. На нашей выставке представлены книги, из которых вы можете узнать много нового и интересного о растениях Волгоградской области.

(Выставка: Толковые словари, справочники и т.д.)

На память о нашем уроке учащиеся 11 класса дарят вам буклеты о растениях Волгоградской области.

(Учащиеся 11 класса раздают буклеты).

III. Сообщение темы и цели урока.

Т.М. Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево.

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?

Уч-ся: Изучать, что можно сделать из дерева.

Т.М. Где можно проверить наше предположение?

Уч-ся: В учебнике.

Т.М . Откройте учебник, стр.48.

Прочитайте тему нашего урока.

Совпало наше предположение?

В.Б .Ребята! А что такое древесина?

Ответы детей.

Слайд №

В.Б. Древесина – это плотная часть дерева, находящаяся под корой. (Словарь).

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише =

Деревцо всё выше.

IV. Работа по теме урока.

1.Работа с учебником. Чтение текста.

В.Б - В учебнике рассмотрите рисунок – схему. Прочитайте о том, как человек использует древесину, запомните, что узнали нового и скажите все мне по одной фразе,

(Ответы детей).

В.Б. И это правильно.

Слайд №

В.Б. Человек давно-давно начал использовать древесину для своих нужд. Много лет на Руси служило дерево людям. Плотники ставили избы, столяры мастерили шкафы, скамьи, колыбельки для детей, миски, ложки. Умельцы вырезали из дерева игрушки, плели лапти.

И сейчас деревья иг рают огромную роль в жизни людей. Вокруг нас множество разных предметов, сделанных из древесины (на столе разложены разные предметы из дерева).

2.Практическая работа.

В.Б. А сейчас мы с вами попробуем что – то сделать из дерева.

В.Б. У вас на столах лежат конверты (пластинка из дерева, наждачная бумага, шаблон листочка дерева).

Учитель рассказывает о художественной обработке изделия.

А сейчас давайте попробуем применить на практике работу с древесиной.

(Учитель изначально демонстрирует учащимся задание и на примере показывает, в чем будет заключаться их деятельность на протяжении практической работы).

3.Работа на интерактивной доске.

Т.М. Составим «Синквейн» по теме урока.

Какое главное слово было на уроке?

Древесина

Какая? Твердая, крепкая, вязкая, мягкая.

Что делают? Пилят, рубят, стирают, строгают.

Изделия из дерева: книга, труба, тетради, шкафы, парты, ручка, скалки, ножницы, лыжи.

V. Домашнее задание.

Т.М . Дома вы выполните задание по выбору:

1.Составьие паспорт дерева. Учебник, стр.50

2.Чтение текста: стр. 48 – 49.

VI. Итог урока.

1. Заключительная беседа. Рефлексия.

Т.М. Мы благодарим всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен.

Если были какие-то затруднения, нерешённые вопросы не переживайте, вы ведь учитесь и всё у вас получится.

Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4», «3»? (Самооценка учащихся.). Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!

Бывая в лесу, мы всегда должны помнить, что наше право - пользоваться его дарами,

а наша обязанность – охранять его.

В.Б.«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».

Познавательное развитие. ФЦКМ

Тема: Свойства древесины.

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.

Задачи:

1. Познакомить с понятием древесина.

2. Помочь выявить такие свойства древесины как: твердость, легкость, горючесть.

3. Закрепить знание детей о деревьях.

4. Упражнять в умении выделять из множества предметов деревянные.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей:

речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

бруски древесины различных видов деревьев, видеопрезентация о свойствах древесины, спички, деревянное домино.

Раздаточный материал:

деревянные брусочки.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке, д/и «Угадай дерево», составление альбома «Деревья и листья»

Загадка

У отца есть мальчик странный

Необычный, деревянный.

На земле и под водой.

Ищет ключик золотой (Буратино).

Ребята, нам Буратино прислал видеописьмо, давайте его посмотрим.

Буратино очень испугался, когда его бросили с моста в воду, ему было очень страшно, он думал, что он утонет и очень удивился, когда не утонул.

Вода держала его на поверхности. Он просит нас объяснить ему, почему так произошло. Попробуем помочь ему разобраться? (Да)

Беседа

Ребята, а из чего сделан Буратино? (Из дерева)

А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

А какую пользу приносят деревья? (кислород, дом для птиц красивые, из деревьев делают различные предметы.

Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина.

Древесина _ это плотный материал из срубленного дерева (повторить)

Тема нашего сегодняшнего занятия «Свойства древесины» (т.е. что особенного в древесине)

Выявление свойств древесины.

– Перед вами лежат деревянные брусочки. Возьмите их, постучите кулачком, попробуйте согнуть их, сломать.

– Получилось? (нет)

– Значит древесина какая? Твердая

– Какие предметы из древесины вы знаете? (ответы детей)

А как из дерева можно получить ложку, тарелку? (дерево нужно срубить, распилить, вырезать из него

Значит, какое свойство 2-е? Что можно сделать с древесиной? (Её можно пилить, что –то вырезать)

2- е свойство древесины: её можно распилить, из неё можно что-то вырезать

Человек научился обрабатывать древесину еще в древности, с помощью топора, ножа и др. инструментов.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Давайте поиграем в игру «Веселые листочки». У каждого из вас на руке листочки разных видов деревьев. Я буду говорить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения. После слов 1,2,3,4,5 – выходят только те листочки, которые я назову и выполняют моё задание. «Листочки летают, листочки кружатся, листочки на землю тихо садятся»

1,2,3,4,5 – листья березы будут присядать.

1,2,3,4,5 – листья дуба будут танцевать

1,2,3,4,5 – листья клёна будут играть

1,2,3,4,5 – тихонько на место садимся опять.

Итак, продолжаем узнавать удивительные свойства древесины. Мы проведем с вами опыт, который поможет нам объяснить Буратино, почему он не утонул. От каждого стола мне нужен один лаборант (помощник)

– У меня стоит тазик с водой и лежат предметы из древесины.

Возьми спичку и положи ее в таз с водой. Утонула? (нет)

Тогда возьми предмет крупнее, деревянное домино. Положи его в таз. Утонуло? (нет)

А я возьму крупный брусок, положу его в воду. Утонул? (нет)

Какой можем сделать вывод? (дерево не тонет)

Да, ребята, древесина не тонет.

Потому, что древесина очень легкий материал, легче воды.

Поняли, почему Буратино не утонул?(ответы детей)

Давайте продолжать исследовать древесину. У меня на столе лежат спички. Из чего сделаны спички? (Из древесины)

А что будет, если я ее зажгу? (сгорит) – показываю

Сгорела? (Да)

Значит еще одно свойство древесины какое? (она горит)

А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала?

(Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар.)

Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся. А какие предметы из древесины окружают нас? (ответы детей)

А теперь повторите за мной «Вы запомните друзья –

Спички детям брать нельзя!»

Ребята, а как вы думаете, дерево живое? (да0

А почему? (Оно питается, дышит, растет)

Я вас научу, как можно определить сколько дереву лет.

Посмотрите на спил дерева, вы видите кольца? Сколько колец у дерева, столько ему и лет (Вместе считаем – 12)

Ребята, из древесины невозможно получить 2 совершенно одинаковых предмета, т.к. у всех видов деревьев разная древесина по цвету, структуре, направлению прожилок.

У ели и осины древесина светлая, у липы более темная, у бука совсем темная и более твердая (показ)

Вот мы с вами и выявили свойства древесины. Давайте повторим их (твердость, режется, не тонет, горит, пилится).

Ребята, а Буратино мы подарим нашу презентацию. Теперь ему стало все понятно и ясно. Посмотрите, какой он веселый и машет нам рукой.

P .S Деревья нельзя рубить, где попало. Молодые, здоровые деревья, новый лес рубить нельзя – это запрещено законом. Мы в начале занятия говорили, что лес наше богатство – его надо беречь.

Дерево - очень популярный материал для изготовления разнообразных предметов. Изделия из древесины производятся из лесоматериалов с помощью механической обработки, а также склеивания отдельных фрагментов. Дерево является очень прочным и экологичным материалом. В связи с этим, в жизни человека встречаются не только деревянные изделия для повседневного использования, но и строительные материалы из дерева для создания красивого и уютного жилья.

Гипсокартон сегодня можно назвать самым полифункциональным стройматериалом. С его помощью можно обшить любую поверхность в любой комнате. Чтобы создать каркасную основу под листы гипсокартона можно воспользоваться деревянными или металлическими профилями. В этой статье мы расскажем, как использовать деревянный профиль для гипсокартона.

Фибролитовые плиты являются древесно-содержащим строительным материалом, который выпускается в виде плит. Они чем-то похожи на ДВП и ДСП, однако отличаются гораздо более интересным набором эксплуатационных качеств и свойств. Именно этим объясняется их более широкая область использования в строительной отрасли.

Очень обшивку выбирают вместо штукатурки в процессе строительства блочных зданий. Сделать коттедж необычным и элегантным поможет довольно новый материал — деревянный планкен. В этой статье мы расскажем о том, что такое планкен фасадный и как осуществляется монтаж планкена.

SIP — Structural Insulated Panel. В русском языке применяется два варианта названия этого материала — структурно-изоляционная панель или структурированная изолирующая панель. Сип панели являются разновидностью многослойного строительного материала, который отличается высокой устойчивостью к резким колебаниям температур и прекрасными эксплуатационными параметрами. Вследствие особых свойствам материалов, из которых создают сип панели, они не подвержены гниению, промерзанию и почти не впитывают влагу.

Мы живем в такое время, когда инновационные технологии дают возможность создавать аналоги природных материалов и даже заменять их. Древесину на протяжении многих столетий применяли для отделки террас, строительстве кораблей. Однако сегодня лидирующие позиции на рынке занимает террасная композитная доска, не уступающая по характеристикам натуральной древесине.

В 21 веке появление новых технологий происходит чуть ли не каждый день, ученые постоянно разрабатывают новые типы напольных покрытий. Ежегодно тысячи людей делают ремонт и ищут новые уникальные материалы. Сегодня на смену искусственному паркету и массивной доске пришла инженерная доска для пола.

Опилкобетон является лёгким бетоном, в составе которого обязательно наличие цемента, опилок, минерализаторов и песка. Этот материал отличается экологичностью, малый весом, а также повышенным уровнем устойчивости к огню, низкой теплопроводностью и высокой проницаемостью для пара. Его применяют для строительства монолитных зданий или для создания строительных блоков. Также из него можно возводить несущие конструкции. В регионах, где имеются деревообрабатывающие предприятия, заполнителем выступают древесные опилки. Такой композитный материал по своим санитарно-гигиеническим характеристикам можно назвать самым комфортным из всех легких бетонов для возведения жилых зданий.

Компании, занимающиеся изготовлениям строительных материалов, постоянно внедряют новые разработки. Прогресс не стоит на месте, и каждый год специалисты увеличивают и улучшают ассортимент продаваемой продукции. Совсем недавно рынок строительных материалов пополнился еще одним уникальным продуктом. В этой статье мы расскажем шпунтованной влагостойкой ДСП. Она отличается очень высоким уровнем устойчивости к влаге. А своеобразная конструкция дает возможность применять ее для различных работ.

Деревянная вагонка на сегодняшний день представляет собой один из лучших материалов для внутренней, и даже внешней отделки, ее востребованность обусловлена множеством причин. Она является и украшением, и защитой от посторонних шумов, и прекрасным вариантом для сокрытия коммуникационных линий. Кроме этого она отличается долговечностью.

Плинтус деревянный является завершающим аккордом в напольных или потолочных отделочных работах. Этот материал служит своеобразной перегородкой между полом и стеной или потолком и стеной, и играет декоративную роль в оформлении помещения. Плинтуса, которые созданы из дерева, являются высококачественными, практичными и доступными по стоимости. Монтаж этого материала не требует особых навыков или умений, даже домашний мастер справится с этой задачей.

Грамотно уложенная шпунтованная доска для пола выглядит довольно привлекательно и стильно. Половую доску стоит выбирать ровную и сухую, в противном случае, в процессе монтажа мастер столкнется с проблемами, а результат получится вовсе не таким, как ожидалось. В этой статье мы расскажем о том, как правильно выбрать шпунтованную доску, о ее достоинствах и недостатках, а также о правилах укладки.

Сегодня древесина кардинально отличается от того, как она выглядела раньше. На вид она менее обработана, но при этом более фантастична. К примеру, еще 15 лет назад никто не думал о том, чтобы залить древесину жидким стеклом и наслаждаться уникальным столом в своем доме. Древесина в интерьере занимает одно из первых мест.

Сегодня сотни миллионов хвойных деревьев создают огромные рощи в разных частях света, а древесину люди используют на протяжении всего периода существования нашей цивилизации. Доска хвойная является прекрасным материалом для строительства и отделки. В данной статье мы поговорим о хвойной древесине, ее положительных и отрицательных качествах.

Фанера бакелитовая влагостойкая - уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур.

В настоящее время существует множество различных напольных покрытий, одного паркета есть три варианта: паркет штучный, паркет щитовой и паркетная доска. Нас интересует, что такое щитовой паркет и как происходит укладка щитового паркета. Можно сказать, что щитовой и штучный - это одно и то же, отличие щитового в наличии оригинального рисунка и большем размере.

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)

Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно это или нет”.

Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на экран. (слайд 2) На слайде изображены разные предметы.

(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)

Определите, какой “лишний”? (ракушка)

Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек)

Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)

Практическая работа.

Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? (Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны - из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),

Из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),

Из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),

Из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).

О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)

Прочитайте тему урока в учебнике.

Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.

Работа над темой урока.

Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)

А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.

1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)

Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?

(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.

1. Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3. Изготовление шерстяного полотна;

4. Нанесение рисунка на ткань;

5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?

А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?

2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева ) (слайд 4)

Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.

а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.

Существует различные виды бумаги. Где её используют?

На комбинате изготавливают бумагу.

  • Писатель пишет произведение.
  • Художник делает иллюстрации
  • В издательстве печатают книги.
  • В магазине появляются книги.

Выступление детей.

Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.

Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.

б) Показ коллекции различных видов бумаги.

Для чего используется бумага?

Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.

А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)

6.Физминутка

А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)

А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)

А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)

7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)

Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)

А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.

(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)

Рассказ ученика о глине.

Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой .

В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, так как просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, что и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия . При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.

Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.

В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)

Рассказ ученика о производстве железа

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок... А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.

Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремне. Железо даже в воде растворено.

Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.

Как добывают руду?

Тут не обойтись без огромного, могучего, стального копалы – черпалы, маленького бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот руду привезли на завод. Как же превратить ее в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь - и вниз. В одних вагонетках руда, в других - белый камень, известняк, в третьих - топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего каменного угля. Ну а известняк помогает коксу вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот почему рядом с домной стоят ещё несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла чугуна собираются в струйки, ручейки... Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее, что было в руде, поднимается, всплывает пузыристой огненной пеной. Это шлак.

Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая... и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, - все это тоже отлито из чугуна.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.

Закрепление (работа в парах):

Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

8. Итог урока:(слайд 8)

На какой вопрос отвечали на уроке?

Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?

Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

9.Рефлексия.(слайд 9)

  • Я знаю, что …
  • Я научился …
  • Я удовлетворён…

10. Домашнее задание (слайд 10)

Материал для беседы

С большим интересом члены кружка «Умелые руки» учатся столярничать. Им нравится работать пилой, рубанком и другими столярными инструментами, изготовлять различные деревянные вещи. Надо всемерно поощрять это стремление, так как навыки работы с деревом всегда пригодятся. Древесина является одним из самых распространенных материалов. Из дерева строятся многие дома, мосты и другие сооружения. В" каменных и железобетонных сооружениях почти всегда применяется дерево для настилки полов, изготовления окон и дверей, разных отделочных работ. Плитами, сделанными из древесного и другого растительного волокна, часто покрывают стены и потолки помещений, чтобы сделать их теплее и защитить от проникновения внешних звуков. Кроме того, такие плиты заменяют штукатурку.

На деревянных шпалах укладывают железнодорожные рельсы, а на деревянных столбах протягивают телеграфные линии. Глубоко под землею деревянными подпорками укрепляют и предохраняют от обвала проходы и выработки в шахтах.

Из дерева строят железнодорожные вагоны, речные суда и лодки. Деревянные части есть в автомобилях, сельскохозяйственных машинах, ткацких станках и в очень многих других машинах, станках и приборах.

Почти всю мебель, многие музыкальные инструменты, ящики радиоприемников и телевизоров делают из дерева. Древесина нужна для изготовления ученических ручек и карандашей, инструментов, игрушек и множества самых разнообразных вещей.

Дровами топят печи, деревянные чурки сжигают вместо бензина в газогенераторных автомобилях. На древесном угле работают некоторые доменные печи Урала, выплавляя высококачественный металл. Этим углем пользуются на химических и машиностроительных предприятиях, в колхозных кузницах.

Из тонкой древесной стружки (ее называют древесной шерстью) плетут рогожи, ее применяют для обтирки машин, нужна она и для изготовления прочного строительного материала - фибролита.

Мы уже рассказывали, как из древесной массы вырабатывают бумагу. Древесину перерабатывают также в ценное вещество - целлюлозу, из которой изготовляют хорошую бумагу, вискозу (искусственный шелк) и другие материалы. Перемалывая опилки и стружки, получают древесную муку. Она идет на изготовление некоторых пластических масс, линолеума, линкруста.

Путем химической переработки древесины из нее получают также древесную смолу (деготь), а из смолы - скипидар, древесный уксус, разные кислоты и масло. Этими веществами затем пользуются для изготовления лекарств, для обработки кожи и для других целей.

Древесина - выгодный и дешевый материал. По весу она легче многих других материалов, прочна, легко и хорошо обрабатывается, окрашивается и соединяется при помощи клея, гвоздей, болтов и шурупов. Деревянные сооружения хорошо удерживают тепло и защищают от звуков.

Главные недостатки древесины заключаются в том, что она легко загорается, загнивает и впитывает влагу, меняя при этом свои размеры и форму (разбухает). В Советском Союзе найдены разные способы улучшать качество древесных материалов и устранять недостатки их.

Древесину часто пропитывают смолой и другими химическими веществами. Поэтому, например, железнодорожные шпалы плохо впитывают влагу и не гниют. Таким же путем можно сделать древесину более твердой или менее боящейся огня.

Древесину прессуют - выдерживают под большим давлением и при высокой температуре, после чего она становится прочнее и не разбухает от влаги. Из прессованной древесины делают ткацкие челноки и части разных машин. А спрессованная и пропитанная смолой измельченная древесина становится такой прочной, что ею часто заменяют цветные металлы при изготовлении деталей машин и мелких вещей.

Прочность древесины также увеличивается, когда ее оклеивают в несколько слоев. Так делают, например, фанеру и большие деревянные плиты (щиты), которые применяются в строительстве и при постройке судов и вагонов.

В Советском Союзе лесов больше, чем в какой-либо другой стране. Широко развита у нас и лесная промышленность. Она занимается заготовкой древесины и выработкой древесных материалов.

В лесах лесорубы электрическими пилами и при помощи других инструментов спиливают стволы деревьев, очищают их от ветвей. Мощными тракторами - их называют трелевочными - стволы доставляют к железной дороге или к реке. По рекам особенно удобно отправлять срубленный лес: множество стволов соединяют в огромные плоты, и они плывут по течению.

Большая часть леса попадает на лесопильные заводы. Здесь работают различные машины и станки: лесопильные рамы, поперечные, ленточные, дисковые, цилиндрические и другие пилы, фуговальные, рейсмусовые, строгальные и лущильные станки. На этих станках стволы деревьев распиливают на бревна и столбы, на доски и бруски, на штукатурную дранку и клепку для бочек, на тонкие слои для фанеры (шпон) и тонкую стружку.

С лесопильных заводов древесные материалы отправляют на стройки, на шахты, разные фабрики и заводы.

Почти в каждом городе и районе есть какое-нибудь предприятие лесной или деревообрабатывающей промышленности: лесопильный завод, пилорама, фанерный завод, мебельная фабрика или мастерская и т. д. Следует организовать экскурсию членов кружка на одно из таких предприятий. Там ребята наглядно познакомятся с различными видами древесных материалов и способами их обработки.

Материалы для столярных работ

Дерево - прекрасный материал для изделий кружка «Умелые руки». Членам кружка надо научиться подбирать древесный материал, знать некоторые свойства древесины, особенности ее обработки, освоить простейшие приемы работы основными столярными инструментами.

Древесных пород очень много. В кружке найдут применение лишь некоторые из них.

Сосна . Из всех пород дерева наиболее доступна для кружка сосна, очень распространенная и легко обрабатываемая. Сосновая древесина не очень твердая, но прочная, легко колется, пилится и строгается вдоль волокон. Поперек волокон сосновую доску распилить и, особенно, гладко выстрогать значительно труднее. Острые углы и торцы сосновых досок и брусков легко крошатся. Цвет сосновой древесины - светложелтый, с легким розовым оттенком.

Ель так же, как сосна, распространена и хорошо обрабатывается. Ее древесина - белого цвета, иногда с желтоватым оттенком, она легче и мягче сосновой. Недостаток древесины заключается в том, что в ней попадается много сучков, а при высыхании она сильно трескается.

Береза . В тех случаях, когда требуется тщательно отделать края изделия, особенно не прямолинейной формы, лучше применять березу. Березовая древесина плотнее и тверже сосновой, но также легко пилится и строгается. Колоть березу тоже легко, однако расколоть березовую доску или брусок по прямой линии не всегда удается. Сырая березовая древесина при высыхании чаще трескается и сильнее коробится, чем сосновая. Цвет древесины - светложелтый, с розозатым оттенком.

Липа . Для мелких изделий, особенно при работе ножом, незаменимый материал - липа. Липовая древесина - мягкая, легко пилится, режется ножом или стамеской, не крошится по краям и не трескается. Расколоть ее трудно. Цвет древесины - белый, с желтоватым оттенком. По весу липа легче березы и сосны.

Осина , ольха , тополь . При отсутствии липы для мелких работ можно употреблять осину, ольху или тополь. Эти породы дерева тоже имеют мягкую и легкую древесину.

Дуб . Иногда для требующих особой прочности частей изделий в кружке применяется дуб. Его древесина коричневатого цвета, очень твердая, прочная и плотная, тяжелая по весу. Обрабатывается дуб хорошо, но при этом нужно приложить значительную физическую силу. Члены кружка «Умелые руки» могут использовать небольшие брусочки и обрезки дубовых досок, самим им не следует пилить или строгать дуб.

Какие же древесные материалы чаще всего применяются в столярных работах? В первую очередь доски, выпиленные из стволов деревьев.

Доски бывают толщиной от 1 до 8 сантиметров, а шириной - в несколько раз больше. При толщине от 3,5 до 8 сантиметров доски считаются толстыми. Тонкие доски, толщиной от 25 до 35 миллиметров, называются тесом, а еще более тонкие - в 1 сантиметр - шелевкой. Выстроганные доски, конечно, становятся тоньше.

Если доску разрезают вдоль так, что ширина отрезанной части становится равной толщине ее или немного шире, получаются бруски. Более тонкие бруски из теса называют рейками.

Широкие стороны доски или бруска называются пластями, узкие продольные стороны (ребра) - кромками, короткие поперечные стороны - торцами, а углы - гранями.

Не следует никогда пользоваться для изделий сырой древесиной: обрабатывать ее трудно, а при высыхании она часто коробится и трескается. Сырые доски, бруски или рейки надо прежде всего высушить, разложив в теплом помещении, но подальше от горячей печи или батареи парового отопления: от сильного тепла древесина коробится и трескается. Летом древесину лучше всего сушить на открытом воздухе, в тени. Запасы дерева хранят в сухом, по возможности теплом месте.

Членам кружка надо сообщить первоначальные сведения о строении древесины. Это поможет им лучше и с наименьшей затратой сил обрабатывать доски, бруски и рейки.

Древесина состоит из мельчайших растительных клеток. Сильно вытянутые в длину, они прочно соединяются друг с другом в длинные волокна и располагаются вдоль ствола годичными кольцами. Если ствол распилен поперек, эти кольца видны так же, как и сердцевинные лучи, которые пересекают кольца по радиусам и направлены от коры к центру ствола. Сердцевинные лучи тоже состоят из соединенных в несколько рядов клеток. Они особенно ясно выделяются у дуба и трудно различимы у липы.

При таком строении древесины ее гораздо легче распилить или расколоть вдоль волокон, чем поперек их. Клетки в волокне соединяются между собой значительно прочнее, чем с клетками соседних волокон. Чтобы отделить волокна друг от друга, требуется затратить меньше силы, а чтобы перерезать их - больше. По той же причине строгать древесину лучше вдоль волокон, хуже - поперек, а труднее всего - на торцах.

В досках и брусках волокна расположены заметными для глаза слоями. Направление их бывает различное. Это зависит от того, из какой части ствола выпилена доска, прямой или искривленный был этот ствол, много ли ветвей от него отходило. Лучшая для обработки доска или брусок - из прямослойной древесины, когда волокна ее направлены по прямой линии параллельно краям. Труднее работать с косослойной древесиной, когда волокна идут вкось доски, по спирали или в разные стороны. Изделия из такой древесины получаются менее аккуратные, легко трескаются и коробятся. Случается, что волокна древесины располагаются в беспорядке, запутанно, как бы волнами. Это расположение волокон называется свилеватостью . Свилеватая древесина очень прочная и имеет красивую поверхность, но обрабатывается с большим трудом. Распилить ее по прямой линии и гладко выстрогать ребятам будет не по силам.

Следует избегать кусков сучковатой древесины. Вокруг сучков чаще всего образуется косослой и свилеватость, а кроме того, сучки часто выпадают и портят сделанную вещь.

Необходимый и хороший материал для изделий кружка - клееная фанера. Листы фанеры состоят из нескольких очень тонких слоев древесины, склеенных вместе. Слои расположены так, что волокна двух соседних слоев пересекают друг друга под прямым утлом. А так как число слоев в листе фанеры обычно бывает нечетное, то на поверхности фанеры с обеих сторон волокна идут в одном направлении. Благодаря такому расположению слоев клееная фанера получается прочной, меньше коробится и не колется. Поверхность фанеры гладкая, ее не надо строгать. Удобна она и тем, что ее можно гнуть. Однако фанера боится сырости и жары. От жары она коробится, а от сырости склеенные слои фанеры начинают отставать друг от друга. Поэтому фанеру и изделия из нее хранить следует в сухом месте.

Пионерам будет интересно узнать, каким способом получают тонкие спои древесины для изготовления фанеры. Это делается на специальных лущильных станках. В таком станке имеется длинный острый нож. Отрезок ствола дерева (кряж), установленный в станке, быстро вращается и надвигается на нож, который и срезает слой древесины - лущит ее. Поэтому слоистую клееную фанеру называют также лущеной.

Приготовленные таким образом слои древесины называют шпоном. Его выделывают толщиной от 0,2 до 5 миллиметров. Листы фанеры склеивают из разного количества слоев шпона - от трех до тринадцати. Толщина фанеры получается от 2 до 18 миллиметров. Чаще всего верхние слои фанеры - рубашка - делаются из березового шпона, а внутренние слои - из древесины березы, сосны, ели, ольхи и других пород. По верхнему слою такая фанера называется березовой, а по качеству разделяется на пять сортов, которые обозначаются буквами: «А», «АВ», «В», «ВВ» и «СС». Лучшие сорта фанеры называют авиационной, потому что она применяется в авиационной промышленности.

В кружке придется пользоваться преимущественно березовой трехслойной фанерой. Толстая фанера может заменить доски.

Полезно иметь в кружке и небольшое количество однослойной фанеры - так называемой ножевой или строганой. Ее вырабатывают на строгальных станках, где нож движется взад и вперед, срезая тонкий слой древесины. В отличие от лущеной ножевую фанеру не склеивают в несколько слоев. Делают ее из лиственных пород дерева - дуба, бука, ореха, березы и многих других. В промышленности и в строительстве ножевую фанеру больше всего применяют для оклейки (фанеровки) деревянных изделий. Листы ножевой фанеры бывают толщиной от 0,8 до 1,5 миллиметра.

Для скрепления частей деревянных изделий пользуются столярным или казеиновым клеем, гвоздями и шурупами. Небольшой запас гвоздей и шурупов кружку всегда следует иметь. Шурупы отличаются от гвоздей тем, что их острие имеет винтовую нарезку: поэтому шурупы ввинчивают в дерево, а не забивают. Головки шурупов бывают полукруглые и плоские - потайные, потому что их углубляют в дерево на одном уровне с его поверхностью, или, как говорят столяры, «заподлицо».

Для зачистки поверхности деревянных изделий нужна шкурка. Она делается из очень мелких зерен кремния, электрокорунда, стекла, кварцита и других твердых материалов. Зерна наклеиваются на прочную бумагу или ткань. Шкурку с зернами размельченного стекла называют иногда стеклянной бумагой. В зависимости от величины зерен шкурка выпускается пятнадцати сортов. Они различаются по номерам: чем больше номер, тем мельче зерна. Шкурка с самыми крупными зернами имеет № 12, а с самыми мелкими - № 325. Кроме того, выделываются четыре сорта шкурки с мельчайшими зернами: № М-28, М-20, М-14 и М-10. Цифры здесь обозначают величину зерна в микронах.

Желательно, чтобы в кружке была шкурка, хотя бы двух номеров, например: № 46 или № 60 и № 100 или № 120.

Инструменты и приспособления

Столярных инструментов много. Но для несложных работ в кружке «Умелые руки» можно обойтись основными, самыми необходимыми. Полный набор их изображен на рисунке 22. Однако и этот набор можно сократить. Необязательно, например, иметь в кружке и пилу и ножовку. Можно ограничиться одним из этих инструментов. Если приходится выбирать, то лучше взять лучковую пилу.

Строго говоря, нож не относится к столярным инструментам. Но для юных техников он необходим. Мелкие работы гораздо легче и удобнее выполнять ножом, чем пилой и рубанком. В отличие от переплетного ножа для работы по дереву требуется нож с более длинным лезвием. Удобнее и безопаснее работать ножом, лезвие которого неподвижно закреплено в рукоятке. Но можно пользоваться и складывающимся перочинным ножом; лучше, если он будет с гладкой рукояткой, без пробочника и других выступающих частей.

Простой, но полезный инструмент - стамеска . Желательно иметь несколько стамесок различных размеров и форм (плоскую, полукруглую). Если кружок мастерит только мелкие вещи, ему необязательно иметь долото. Его заменит плоская стамеска. При мелких работах для строгания дерева кружок вполне может обойтись только рубанком - деревянным или металлическим. Фуганок нужен в том случае, когда приходится строгать длинные доски или бруски. При тех же мелких работах, особенно с фанерой, коловорот можно заменить простым шилом.

Металлический молоток применяется главным образом для забивания гвоздей. Во всех других случаях лучше пользоваться деревянным молотком - киянкой. Киянку - круглую или прямоугольную - нетрудно сделать самим членам кружка из подходящего березового полена. Надо только попросить старших просверлить отверстие для ручки.

Напильники бывают трех видов: драчевые - с крупной насечкой, личные - со средней, бархатные - с очень мелкой. Специальные столярные напильники с крупной насечкой называются рашпилями. В кружке желательно иметь драчевый напильник или рашпиль, а также личной напильник.

Остальные инструменты особых пояснений не требуют.

Если кружок постоянно занимается работами по дереву, следует позаботиться о приобретении небольшого столярного верстака. На нем удобнее всего пилить и строгать доски и бруски. Устройство верстака видно из рисунка 23. При помощи зажимов и переставных клиньев на верстаке можно неподвижно закрепить обрабатываемую доску или брусок в любом положении: плашмя, на ребре или на торце.

Если верстака нет, то для столярных работ приспосабливают простой стол или широкую скамейку. Ножки стола немного укорачивают, а для большей устойчивости к ним по бокам прибивают косые планки. На переднем левом углу стола или скамейки прибивают упор для строгания досок и брусков - так называемый «ласточкин хвост ». Он представляет собою дощечку размером приблизительно 20×15 сантиметров, толщиною около 1,5 сантиметра, с клинообразным вырезом, в который вставляют при строгании брусок или ребро доски.

С помощью комсомольцев можно сделать съемную верстачную доску , которая укладывается на обыкновенный стол или скамейку, а после работы снимается и прячется. При пользовании такой доской к столу не надо ничего прибивать: ему не наносится повреждений. На левом переднем углу верстачной доски прибивают «ласточкин хвост». Рядом с ним к ребру верстачной доски шурупами или гвоздями прикрепляют еще один упор, удобный при строгании широких досок. Это простая колодочка, один конец которой срезан наискосок, благодаря чему между ребром верхней доски и колодочкой получается зазор. В него и вставляют конец строгаемой доски, установив ее ребром на столе. На противоположном конце верстачной доски делают два приспособления для распиловки досок: вырез, в который можно вставить доску ребром, когда требуется распилить ее вдоль, и упор-барьерчик, к которому можно прижать доску или брусок, чтобы отпилить свисающий со стола конец. Устройство верстачной доски очень несложно. Размеры ее могут быть любые, желательная толщина - не менее 4 сантиметров.

Часто требуется ровно под углом в 90° или точно под углом в 45° отпилить концы брусков и реек. Для этой цели полезно иметь распиловочный ящик , известный под названием стусло. Делается стусло так. Три дощечки скрепляют клеем и шурупами, чтобы получился ящик без боковых стенок в виде жолоба. Размеры любые. Высота продольных стенок - сантиметров 10. В стенах ящика делают пропилы такой ширины, чтобы в них свободно, без трения, входило полотно пилы или ножовки. Два противоположных пропила располагают точно друг против друга под углом в 90°, две пары других пропилов - под углом в 45°, в противоположных направлениях. Брусок или рейки кладут на дно распиловочного ящика, пилу или ножовку вставляют полотном в два пропила и пилят. Линия отреза получается под нужным углом.

Вырезать круги из фанеры можно ножом при помощи кругореза, применяемого в картонажных работах. Он описан на странице .

Очень пригодятся кружку особые столярные тиски - струбцинки . Они бывают деревянные и металлические, разных размеров. Струбцинки нужны для того, чтобы сжимать склеиваемые деревянные части самоделок, закреплять обрабатываемую деталь на столе и в других случаях. Столярные струбцинки применяются и при переплетных работах. Две доски, зажатые струбцинками, часто заменяют пресс.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...